Оксана Гордейчик
Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Именно благодаря речи, ребенок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным средством общения. При недостатке общения речь ребенка не развивается, он может вырасти замкнутым.
Огромное значение на развитие речи ребенка влияют произведения устного народного творчества. Устное народное творчество способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста. Это незаменимый помощник в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Темочки:
В своей коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста я используются все жанры устного народного творчества для автоматизации, дифференциации поставленных звуков.
С помощью потешек развивается память, фонематический слух, так как они используют звукосочетания, которые повторяются в разном темпе несколько раз с различной интонацией, украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение.
Учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки, пробуждают интерес к новым словообразованиям.
Потешки так же помогают мне установить контакт с ребенком (многие дети неохотно вступают в контакт, вызвать у него положительные эмоции.
Так при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, использую, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут слова «зайка-заинька», «серый-серенький».
Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!
Дети с удовольствием повторяют:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконышко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Ряд потешек я использую в работе как тексты для пальчиковой и двигательной гимнастики. Пальчиковые игры доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж рук, воздействуя на биологически активные точки, расположенные на кистях рук.
-Пальчик-мальчик, где ты был? (все пальцы, кроме большого, сжаты в кулак)
-С этим братцем – в лес ходил (показать указательный палец)
-С этим братцем - щи варил (показать средний палец)
-С этим братцем - кашу ел (показать безымянный палец)
-С этим братцем - песни пел! (показать мизинец)
Используя пословицы и поговорки учу своих воспитанников ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь, развивать умение творчески использовать слово, умение образно описывать предмет. Они помогают обогащать словарь, развивать фонематический слух, грамматический строй речи, связную речь, формировать правильное звукопроизношение.
Апрель с водою, март с травою.
Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. Русские народные загадки помогают усваивать звуковой и грамматический строй русской речи.
Загадки – полезное упражнение для ума. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать и анализировать. В них - богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадка вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает ему открывать для себя поэзию окружающего мира. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег)
Белая звездочка с неба упала,
Мне наладошку легла - и пропала.
(Снежинка)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек,
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи!
(Собака)
Бегут по дорожке доски и ножки.
(Лыжи)
Народные песенки содержат большие возможности в формировании фонематического восприятия, освоении лексической стороны речи. Использую при автоматизации, дифференциации звуков, так как колыбельная песня содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка: выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся звукосочетаний, звукоподражаний, а также грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи.
Котя-котенька-коток,
твой пушистенький хвосток
Приди, котик, ночевать -
Мою детоньку качать,
Прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога.
Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей.
Для выработки у детей четкого ритма, возможности произносить раздельно все слова использую считалки.
Считалка – это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий со строгим соблюдением ритма.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Ой-ой-ой,
Убегает зайчик мой.
5. Чижик в клетке сидел,
Чижик громко песню пел:
«Чу – чу – чу, чу – чу – чу – чу,
Я на волю улечу!»
Скороговорки и чистоговорки способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, используются для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический, речевой слух, дыхание у ребёнка. Активно применяю для закрепления правильного произношения звуков в работе с детьми, имеющими медленный темп речи, так как они учат четко, быстро и правильно говорить.
Со-со-со - у Сони колесо.
Ша-ша-ша – Саша моет малыша.
ла, ла, ла — у меня пила
pa, pa, pa — высокая гора
В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы.
Около кола колокола.
Нелепецы, небылицы, перевертыши дают возможность через игру со словами, звуками, звукосочетаниями уловить семантику (определяет смысловое значение) речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор. Это прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, удовлетворяющее ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье. Они развивают мыслительную деятельность (помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности).
Петя-Петя-Петушок,
Петя - красный гребешок,
По дорожке он пошел
И копеечку нашел,
Купил себе сапожки,
А курочке - сережки!
Эффективно в свое работе с детьми применяю русские народные сказки, которые способствуют коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста.
Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.
Так, как у детей с различным нарушением речи наблюдается трудности в заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, неправильно излагают свои мысли, быстро утомляются. Большинству детей сложно запомнить слова с неизвестным значением. Поэтому использую такую технологию, как мнемотехника, которая облегчает запоминание, увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций и позволяет в увлекательной для детей форме решать задачи их речевого развития.
Для облегчения запоминания стихов, потешек, чистоговорок, скороговорок, при обучении составлению рассказов, сказок, при отгадывании и загадывании загадок, мне помогает технология мнемотехники с использованием мнемотаблиц (дидактический материал по развитию связной речи детей, которая увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций и позволяет в увлекательной для детей форме решать задачи их речевого развития.
Дети, владеющие средствами мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Таким образом, разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка. С помощью различных форм устного народного творчества в своей коррекционной деятельности решаю задачи по развитию речи. Я считаю, что ценность устного народного творчества для речевого развития обусловлена, прежде всего, высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для детей, а так же другими жанровыми особенностями – речевыми, звуковыми, смысловыми.
Использование малых форм фольклора в моей работе с детьми позволяет за небольшое количество времени дать ребенку возможность проявить все свои способности, закрепить его произношение и научить его использовать в своей речи тот материал, который он усвоил на занятиях.
Этот богатейший материал словесного творчества предлагаю использовать воспитателям всех возрастных групп в режимных момента, и специалистам кто причастен к развитию речи детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы
1. Аникин В. П. Мудрость народная : жизнь человека в русском фольклоре. – М., 1991г.
2. АпполоноваН. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. -№5-6.-с. 5-8.
3. Галанина Н. А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1992.-№5.-с. 32-37
4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
5. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошкольное воспитание. -1984.-№4.-с. 8-11.
6. Источник: https://loqoportal.ru./statya-15206.html