МААМ-картинки

Использование тренинговых упражнений в процессе социальной адаптации детей младшего школьного возраста

Ирина Колчанова
Использование тренинговых упражнений в процессе социальной адаптации детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую значимость. По оценкам российских исследователей (Кулагина И. Ю., Лутонян В. Г., Мальцева Е. В., Пускаева Т. Д., Триггер Р. Д., Шевченко С. Г., в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения.

Публикация «Использование тренинговых упражнений в процессе социальной адаптации детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» акцент делается на то, что использование интересных творческих форм в образовательном процессе будет способствовать развитию личностных особенностей обучающихся, т. к. «Ребята, вовлеченные в исследовательские проекты и творческие занятия, научатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу»

В педагогических науках эта проблема не получила должного освещения именно в аспекте использования тренинговых упражнений при прохождении младшим школьником всех стадий социальной адаптации.

Таким образом, можно выявить следующее противоречие: педагоги понимают необходимость использования тренинговых упражнений для успешной адаптации детей младшего школьного возраста в условиях социума (образовательного учреждения, но при этом не достаточно информированы о содержании упражнений в соответствии с использованием их на каждой стадии адаптации.

Выявленное противоречие определило проблему исследования: Какие тренинговые упражнения можно использовать для детей младшего школьного возраста с учетом стадий социальной адаптации?

Из всего вышесказанного мы определили Цель: определить значение тренинговых упражнений для детей младшего школьного возраста в соответствии со стадиями их социальной адаптации

Для достижения цели мы провели теоретические и практические исследования. Подробнее раскроем последнее.

На базе Криулинской СОШ нами было проведено исследование на обучающихся 1 класса, с целью выявления эмоционального состояния младших школьников и уровня их социальной адаптации. Метод исследования – тестирование. Методика - проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций (Ореховой О. А.).

В результате исследования было выявлено, что 1 обучающийся адаптировался успешно в социальном плане, степень адаптации остальных (3) детей недостаточно успешно протекала.

Такие результаты послужили основанием создания сборника тренинговых упражнений.

В сборнике имеется четыре раздела: упражнения на коррекцию и преодоление страхов, упражнения на снятие напряжения (мышечного, внутреннего, психоэмоционального, упражнения для развития коммуникативных качеств у детей и упражнения на сплочение коллектива и создание положительной атмосферы в коллективе.

Мы выделили именно четыре раздела, по количеству стадий социальной адапации :

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация, т. е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4) ассимиляция, т. е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

Педагогу рекомендуется соблюдать последовательность использования упражнений.

Мы знаем, что с приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего.

Самым эффективным помощником детей младшего школьного возраста в социальной адаптации является учитель. Именно он создаёт условия для адаптации школьников. То, какие методы он выберет, имеет огромное значение. С учётом того, что современные дети требуют особого творческого подхода, учитель должен освоить один такой подход. Возможно также интегрирование нескольких приёмов для создания своего. Тренинговые упражнения являются одним из таких методов, которые помогут школьникам адаптироваться к новым условиям. Но главным требованием таких упражнений является то, что учитель должен иметь специальное образование – психологическое, иначе некомпетентность в данной области может привести к плачевным результатам и, вероятнее всего, адаптация детей будет идти своим ходом, без помощи учителя, а значит, она может и не быть успешной.

Разработанным сборником могут пользоваться учителя начальных классов для преодоления трудностей у детей в процессе социальной адаптации младших школьников, а также студенты, которые выходят на преддипломную практику.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Программа по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №42 г. Ростова-на-Дону «Уверенный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование тренинговых упражнений в процессе социальной адаптации детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 28 октября 2013 в 19:27
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование тренинговых упражнений в процессе социальной адаптации детей младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Колчанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД