Елена Ермакова
Использование технологии интенсификации обучения по формированию словообразовательных инноваций у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологии интенсификации обучения
по формированию словообразовательных инноваций у дошкольников
с нарушениями речи.
[/b]
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача подготовки детей к школе, в частности, развитие у них языковой компетентности. Большую часть дошкольников, посещающих детские сады, составляют дети с той или иной речевой патологией. У таких детей процессы развития речи протекают замедленно и своеобразно, и долгое время остаются несформированными многие стороны речи (в том числе и словообразовательные операции).
Публикация «Использование технологии интенсификации обучения по формированию словообразовательных инноваций у дошкольников» размещена в разделах
Формирование у детей с нарушениями речи словообразовательных навыков на практическом уровне (умение выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие значения словообразовательных морфем) представляют собой необходимые условия обогащения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка.
Активный поиск интенсивных методов, форм и средств обучения, которые развивают познавательную и речевую активность детей, привел к использованию в коррекционно-логопедической работе технологии интенсификации обучения с помощью учебного моделирования. А именно, для преодоления имеющихся нарушений словообразовательных процессов и устранения аграмматизмов у дошкольников с речевыми нарушениями разработана система логопедического воздействия с использованием наглядных моделей-схем.
Коррекционно-логопедическая работа осуществляется с использованием методик, предложенных Тумановой Т. В. (1997 год, Лалаевой Р. И., Серебряковой Н. В. (2004 год, Жуковой Н. С., Филичевой Т. Б. (2003 год, и основана на технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала» В. Ф. Шаталова.
Используемая методика осуществляется в ТРИ ЭТАПА.
Этапы коррекционно-логопедической работы
по формированию у дошкольников словообразовательных инноваций
1 ЭТАП Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
Задачи: Учить выявлять структурно-семантические связи между производящим и производным при сравнении двух родственных слов. Объяснить родственные связи через словообразовательную пару. Сравнить слова с одинаковыми продуктивными словообразующими аффиксами. Выделить общее значение, вносимое аффиксом. Учить проводить анализ звукового состава выделенной морфемы.
2 ЭТАП Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
Задачи: Знакомить со словообразовательной конструкцией: учить подбирать родственные слова. Устанавливать семантические и формальные связи производных и производящих слов. Продолжать сравнивать слова с одинаковыми (менее продуктивными) аффиксами. Продолжать учить проводить анализ звукового состава выделенной морфемы.
3 ЭТАП Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Задачи: Знакомить с одноструктурными словами, группировать и подбирать производные слова по типам и категориям словообразовательного значения. Закреплять анализ звукового состава выделенной морфемы. Упражнять в самостоятельном образовании слов с данным аффиксом.
На каждом этапе работы одновременно и последовательно отрабатываются словообразовательные модели как существительных, так и прилагательных, и глаголов.
Коррекционно-логопедическая работа над формированием словообразовательных моделей строится с учетом появления данного словообразовательного типа в онтогенезе речевого развития, постепенного усложнения речевого материала и видов заданий.
В процессе логопедического воздействия выделяются общие закономерности работы над каждой словообразовательной моделью. Первоначально уточняется общее лексическое значение мотивирующего и производного слов, происходит их сравнение по семантике и звуковому составу, выделение словообразующей морфемы слова, а также соотнесение значения аффикса с его звуковой оболочкой.
Особое внимание уделяется разработке графико-символических моделей, способствующих развитию осознанных операций по ориентировке в звуковой структуре слова, по осознанию места морфемного элемента в данной модели в зависимости от способа образования определенной части речи.
Учебное моделирование включается с целью организации у детей с ОНР исследовательской деятельности, так как наглядно-графические схемы демонстрируют в максимально доступном виде не только сходство и различие мотивирующих и производных слов, но и те интегративные способы, благодаря, которым наша речь пополняется «семейством новых слов».
При формировании каждого словообразовательного типа учитываются «внутренние» особенности образования слов (наличие чередования, беглых гласных, грамматическая категория слов и т. д.).
Введение в программу логопедического воздействия учебного моделирования не исключает традиционно применяемого способа образования производных слов методом аналогии. А также, учитывая психологический аспект, выражающийся в том, что ведущий вид деятельности дошкольника – это игра, максимально используются в процессе работы игровые методы и приемы.
Предлагаемая технология интенсификации обучения при формировании морфемных речевых операций является педагогически оправданной. Дети с нарушениями речи после обучения с использованием моделей-схем лучше ориентируются в звуковой структуре слова, осознают место морфемного элемента в словообразовательной модели, дифференцируют морфемы. У них значительно уменьшается количество аграмматизмов в речи. У детей повышается познавательный интерес и общий эмоциональный настрой.
О практическом использовании наглядно-графических схем данного моделирования изложено в представленном конспекте занятия.
ПЛАН - КОНСПЕКТ
[/b]
фронтального логопедического занятия
с детьми средней группы детского сада.
Тема: «Посуда»
Коррекционно-развивающие задачи:
• Уточнение обобщающего понятия «посуда»;
• Расширение и активизация словаря по теме;
• Совершенствование грамматического строя речи – обучение образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –очк-, -ечк-; упражнение в согласовании числительных с существительными, в употреблении существительных в форме родительного падежа единственного числа;
• Развитие речевого дыхания;
• Развитие зрительного и слухового внимания;
• Развитие мелкой моторики, речедвигательной координации.
Оборудование:
- Карточки с изображением разного количества предметов;
- Карточки с изображением посуды с «отколотыми» частями;
- Два медвежонка (большой и маленький); стол и два стульчика для них;
- Набор посуды разного размера;
- «Угощение» для медвежат;
- Длинные красные и короткие синие полоски по количеству детей;
- Карточки – модели для формирования словообразовательных операций;
- Конверт с «заданием»;
- Массажные коврики для рук.
Предварительная работа:
Рассматривание и называние посуды и ее частей, беседа о назначении посуды. Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе». Разучивание пальчиковой гимнастики Н. В. Нищевой «Помощники». Изготовление пособий «Посчитай посуду», «Что без чего?»
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
(дети стоят около стульчиков, карточки с изображением разного количества предметов посуды перед ними на столе)
Логопед: - Сначала сядет тот, у кого на карточке нарисован один чайник. Теперь тот, у кого две чашки. Можно сесть тому, у кого пять кастрюль… А теперь садятся остальные дети.
2. Основная часть.
1. Дидактическое упражнение «Посчитай и назови»: каждый из детей считает и называет, сколько предметов посуды у него изображено на карточке. (У меня пять чайников)
2. Сюрпризный момент: появление двух медвежат.
Дидактическое упражнение «Угостим мишек чаем».
Логопед: - К нам на занятие пришли два медвежонка: большой и маленький. Давайте угостим их чаем. Что нам для этого понадобится? Чайная посуда: чашка, блюдце, ложка. Большому мишке мы поставим большую чашку, а маленькому – маленькую чашечку (показываем).
- Посмотрите, мы поставили предметы посуды – чашки. Но они отличаются размером. Большая чашка и маленькая чашечка.
3. Измерение длины слов (произносим слова, разводя руки в стороны). Уточняем, что слово чашка – короткое, а чашечка – длинное. Длинное слово чашечка обозначаем длинной красной полоской, а короткое чашка – короткой синей полоской. Накладываем полоски друг на друга. Уточняем, какую часть слова мы произносим одинаково (чаш-). Кусочек красной полоски – это часть слова –ечк-. Она говорит о том, что это маленький предмет и помогает назвать его ласково чашечка. (Хором называем эту часть слова). Значит, если к одинаковой части слова чаш- добавить вторую часть слова –ечк-, ее мы обозначаем красным квадратом, то получится новое слово чашечка (показ модели).
Модель: рисунок + красный = ?
«чашка» квадрат
Вторая часть слова –ечк-, обозначенная красным квадратом, помогает нам образовать новое слово и первый предмет чашка превращается в новый маленький, который мы называем ласково чашечка.
Образование других новых слов при помощи части слова -ечк-:
блюдце – блюдечко, ложка – ложечка. Ставим эти предметы к мишкам и проговариваем еще раз слова.
Логопед: - А теперь мы попробуем добавлять к новым словам другую часть слова –очк-
Модель: рисунок + красный = ?
«сковорода» квадрат
Сковорода – сковородочка, вилка – вилочка, ваза – вазочка.
Попробуем назвать ласково угощение для медвежат, добавляя часть слова –очк-: коробка- коробочка (с печеньем, конфета – конфеточка.
4. Пальчиковая гимнастика «Помощники» (автор Нищева Н. В.):
1, 2, 3, 4! Попеременно ударяют кулачком о
кулачок и хлопают в ладоши
Мы посуду перемыли: одна ладонь скользит по другой
Чайник, чашку, ковшик, ложку загибают по одному пальцу
И большую поварежку. на каждое название
Мы посуду перемыли, одна ладонь скользит по другой
Только чашку мы разбили, загибают пальцы
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть – чуть сломали.
Так мы маме помогали! Разводят руки в стороны
5. Задание от медвежат – (конверт): отгадать из какой сказки слова:
А посуда вперед и вперед- И чашки ушли, и стаканы.
По полям, по болотам идет. Остались одни тараканы!
Ой, горе, Федоре, горе!
6. Упражнение на развитие речевого дыхания с самомассажем ладоней.
Показ, как посуда шла по дороге и пела грустные песни: шлепая и скользя ладонями по массажным коврикам, произносим: «О-О!», «У-У!»
7. Дидактическое упражнение «Чего нет?»: рассказ медвежатам (с показом карточек, какие предметы посуды ушли от бабушки Федоры, и какая часть у них откололась, чего не стало (у синего чайника нет носика, у красной чашки нет ручки, у зеленой кастрюли нет дна)
3. Итог занятия.