Новикова Алла Викторовна
Использование сюжетно-ролевых игр в процессе знакомства детей с профессиями медицинских работников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование сюжетно-ролевых игр в процессе знакомства детей с профессиями медицинских работников
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы у ребенка появляется предварительное представление об окружающем мире, у него начинает формироваться отношение к людям, труду, вырабатывается привычка к правильному поведению, вырабатывается характер,. лена. задача формирования у детей дошкольного возраста позитивного отношения ко всем видам труда и творчества [1]. Профориентация детей дошкольного возраст, малоизученное направление. В дошкольном образовании. В рамках преемственности профориентации детский сад является начальным звеном единой системы непрерывного образования. Актуальность темы обусловлена тем, что современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - познакомить дошкольников с миром профессий.
Публикация «Использование сюжетно-ролевых игр в процессе знакомства детей с профессиями медицинских работников» размещена в разделах
- Врач, больница, поликлиника. Сюжетно-ролевые игры
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В дошкольных учреждениях формирование ранней профессиональной ориентации не носит достаточно целенаправленного и системного характера, поскольку дети дошкольного возраста не сталкиваются с проблемой выбора профессии[1].В дошкольном образовании игра является доминирующей деятельностью дошкольников, и именно в сюжетных играх дети часто подражают взрослым и копируют их поведение, чтобы сыграть роль воспитателя, врача, строителя, механика.
Мы решили познакомить детей с профессией врачей и медицинских работников через ролевые игры. Важность медицинской профессии для человечества и развития детей неоспорима[2]. Детям важно знать, что врач добрый и отзывчивый, ведь работа, которую он выполняет, облегчает страдания человека и спасает его от смерти. Задача преподавателя – научить людей, уважающих медицинскую профессию. Педиатр, медсестра, хирург, офтальмолог, медсестра – с профессией мы решили познакомить дошкольников с помощью ролевых игр. Прежде чем приступить к работе в этом направлении, мы поставили перед собой цель создание условий, обеспечивающие формирование представлений дошкольников о медицинских специальностях и медицинской технике посредством ролевых игр, по возрастным и личностным особенностям, и определили следующие задачи:
1. .Создание условий для формирования знаний о профессиях медицины
2. Развивать у детей творческие способности, познавательную деятельность, словарный запас
3. Научить различать функциональные обязанности врачей разной практики.
4. Формирование у детей базового опыта профессиональной деятельности, навыков безопасного использования объекта труда.
5. Воспитывать в себе чувство уважения к труду взрослых, желание помогать людям, попавшим в затруднительное положение.
Формирование заданий – результат целенаправленной и систематической работы с детьми. Для достижения поставленных целей и решения проблем в нашей группе мы создали предметно- развивающую среду, сделав атрибуты, которые помогали знакомить со спецификой работы людей разных профессии.
Свою работу проводили в системе, использовали инновационные технологии. Экскурсии являются наиболее эффективным видом профориентационной деятельности, и они дают положительные результаты. С развитием IT-технологий проводились виртуальные экскурсии по городским поликлиникам, где дети знакомились с профессией педиатра, офтальмолога, хирурга. Посетили медицинский кабинет детского сада, аптеку, кабинет стоматолога детской поликлиники. Это дает возможность привлечь внимание дошкольников к разным медицинским специальностям. [3].
В дошкольном учреждении была организована встреча с педиатрами, которые рассказали о деталях своей профессии в интервью с дошкольниками. Вместе с детьми мы читаем литературу, отражающую работу врачей. К. Чуйковский «Доктор Аболит», А. Кардашова «Наш доктор», М. Придворов «Доктор Вася». Таким образом, дошкольники расширяют свои знания о медицинском персонале.». В результате у дошкольников расширились знания о людях медицинского профиля. Беседовали с детьми, читали рассказы: «Врач – офтальмолог», «Врач - педиатр», «Что - нужно врачу для работы врачом». Вместе с детьми мы составляли истории, связанные с работой врачей.
У нас с детьми была личная беседа с врачем хирургом, который рассказал об особенностях своей работы в поликлинике. Рассматривали иллюстрации в альбоме «Профессия врача».Дети играли в дидактические игры «К какому врачу мы идем?»,«Витамины – это таблетки, которые растут на ветках», «Кто первый поможет» [4 ].
Такие игры способны расширить детские знания о профессии врача. Родители дошколят, работающих в медицине, активно участвовали в формировании у детей знаний о медицинской профессии, рассказывали о своей работе, помогали создавать коллекции, макеты, газеты, фотоальбомы «Кем быть?».Только дошкольники могут использовать реалистичные, значимые и насыщенные ролевые игры. В каждый момент ролевых игр есть наглядные пособия, которые стимулируют и активизируют деятельность детей [5].
Они имеют достаточный размер, красивый дизайн. Их размещение и использование рациональны и продуманы. Группой были организованы сюжетно-ролевые игры «Больница», «Многопрофильное отделение», «Кукла Катя больна, «Аптека», «Отделение неотложной помощи» и т. д.
Вводно–организационный этап содержал приемы позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность такие как (у Марты повреждена рука, и ей нужна помощь). Таким образом, дети включаются во всю деятельность. На этапе реализации знаний происходит обучение психологическим операциям, таким как: что делать, если вы заболели? Куда мне идти? Как называется профессия врача? Используя эти методы, мы пытались развить способность понимать и практиковать предметы и явления в окружающей детей реальности. Содержанием этапа мотивационной цели является решение об открытии поликлиники, где будут работать разные врачи. Это создает у детей внутреннюю мотивацию к работе.
На этапе получения новых знаний дети закрепляют то, что уже знают, и знакомятся с новыми знаниями : где работают врачи? Как называется профессия? Кто является пациентом? Кто такой рентгенолог, знаете ли вы? Также они учатся переносить полученные знания в игру (вступать в беседы, следить за действиями врачей, фармацевтов, пациентов) [3]. На этапе практического применения того, что они узнали, дети берут на себя роли независимо и соответствуют им.
На заключительном этапе размышлений результаты подводятся итоги. Мы стараемся обратить внимание на то, что они все справляются и помогают нам. Они заинтересованы и теперь могут играть в эту игру, когда захотят.
Мы постарались реализовать в игре задачу полоролевого воспитания, разграничив мужских и женских персонажей. Например, в ролевой игре «Офтальмолог» главную роль врача играет мальчик, а девочка – медсестра, выписывающая рецепты. В ходе ролевой игры «Больница» старшие дошкольники имитировали сюжеты, ситуации, создавали модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений[5].
Дети проявляли креативность в игре, разворачивали сюжет, используя предметы - заместители. В игре дошкольники менялись ролями, что напрямую повышает их интерес к различным аспектам медицинской профессии.
Таким образом мы убедились,что использование сюжетно- ролевой игры по ознакомлению дошкольников с профессиями медицины способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявлению инициативы, самостоятельности, активности и положительного отношения к разным видам труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим: [сборник статей] / Н. В. Алешина. -М. : «Педагогическое Общество России», 2016.- 128с.
2. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. -Балашов: Изд-во «Николаев», 2015. -96с.
3. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. - 2016.- № 10.- 56-63 с.
4. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде:[сборник статей] / Под ред. В. Г. Нечаевой. -М. : Просвещение,2013.-192с.
5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т. В,Потапова. -М. : ТЦ Сфера, 2018.- 64с.