Облицова Татьяна Вячеславовна
Деловая игра для педагогов «Использование сюжетно-ролевых игр для развития детей дошкольного возраста»
Цель: повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада.
Задачи:
1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
2. Повышать методический уровень педагогов по организации сюжетно-ролевой игры.
3. Способствовать творческому поиску.
Оборудование: столы и стулья для команд - участников, карточки с вопросами, презентация, смайлики, бумага, карандаши.
Ход игры:
Сегодня мы с вами продолжим говорим о сюжетно – ролевой игре в системе образования детей дошкольного возраста, о разнообразных формах и методах подготовки к данным играм, рассмотрим педагогические ситуации, вопросы командам, проведем конкурс капитанов.
Вам известно, что сюжетно-ролевая игра – естественная форма деятельности ребенка, в которой ребенок познает мир, самого себя, учится взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками, познает нормы человеческих взаимоотношений. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку научиться вежливости, добру, подготовиться к школе, совершать элементарные действия. Если сюжетно-ролевая игра организуется на методически грамотном уровне, то ребенок входит во взрослую жизнь постепенно, без кризисов и конфликтов.
Итак, начинаем деловую игру, в течение которой вы будете зарабатывать смайлики за правильные ответы.
«Квик – настройка» воспитателей на творческую работу.
1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие, созданное природой от неприятностей.
2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.
4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает.
5. Трудности закаляют на пути к счастью.
Необходимо разделиться на две команды, выбрать капитанов и придумать название команд.
1 задание: Каждая команда придумывает название, но не говорит его, а показывает с помощью пластики. Команда соперников должна отгадать.
2 задание: Разминка.
1. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием …. (замысла)
2. Что является структурным компонентом игры? …. (сюжет, содержание, роль)
3. Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)
4. Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры (мышление, воображение, память)
5. Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)
6. Один из принципов организации сюжетно-ролевой игры – это …. (наличие атрибутов)
3 задание ДЛЯ 1 КОМАНДЫ:
Все детские игры можно разделить:
а) сюжетно-ролевые игры и игры с правилами;
б) сюжетно-ролевые, театральные, подвижные, дидактические.
Важнейшее условие успешного руководства сюжетно-ролевыми играми:
а) умение выбора темы игры и атрибутов;
б) умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка.
а) окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников
б) реальная жизнь
3 задание ДЛЯ 2 КОМАНДЫ:
Основные направления, необходимые для организации сюжетно-ролевой игры:
а)знание–действие–общение;
б) подготовка игры, ее проведение, анализ результатов.
Должен ли воспитатель вмешиваться в игру?
а) нет, дети должны самостоятельно играть;
б) да – это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление.
Назовите психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно-ролевой игры
а) мышление, воображение;
б) память, внимание
4 задание: конкурс капитанов.
Капитанам команд предлагается с использованием ИКТ найти перечень сайтов, которые можно порекомендовать родителям по теме «Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста». После выполнения командами задания капитаны предоставляют результаты по данному поиску.
Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов показывают, что ребенка нужно учить умению играть. Без специального обучения игры детей развиваются медленно и носят в основном процессуальный характер. При специальном обучении игровая деятельность малышей меняется, в ней находит отражение все больший круг впечатлений, сюжеты игр и игровые действия заметно усложняются.
С возрастом возможности детей действовать в воображаемой ситуации возрастают. Это связано с овладением и совершенствованием игрового действия. Жизненный и игровой опыт детей помогает им творчески воспроизводить действительность. Каждый возрастной этап требует изменений в содержании работы с детьми.
5 задание: конкурс «Виртуозы»
Командам выдаются листок и ручка. Необходимо за ограниченное время перечислить как можно больше сюжетно-ролевых игр, и к каждой перечисленной игре по 5 атрибутов. Побеждает команда, перечислившая наибольшее количество.
1команда
- Спланируйте предварительную работу к сюжетно- ролевой игре «Шоферы»
- Составьте и нарисуйте перечень оборудования для сюжетно- ролевой игры «Морской порт» (корабли, шлюзы, портовый кран для погрузки грузов, корабль, машина, фигурки людей)
2 команда
-Спланируйте предварительную работу к сюжетно- ролевой игре «Семья»
-Составьте и нарисуйте перечень оборудования для сюжетно- ролевой игры "Пожарная станция" (диспетчерский пункт, гараж, вертолетную площадку, пожарные машины, место для заправки пожарных машин водой, бензоколонку, фигурки диспетчера и пожарных)
6 задание: Черный ящик: (задание каждой команде)
Против знатоков играет медсестра ЧДОУ (Музыка)
Внимание! Вопрос!
Назовите гигиенические условия организации сюжетно-ролевой игры.
Правильный ответ: (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)
Против знатоков играет родитель ЧДОУ (Музыка)
Внимание, вопрос!
Сколько игрушек должно быть у ребенка?
Правильный ответ: (лучше, если у ребенка будет немного игрушек, но относиться он будет к ним с любовью)
Против знатоков играет старший воспитатель ЧДОУ (Музыка)
Внимание вопрос!
Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно-ролевую игру
Правильный ответ: (оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)
7 задание: «Программисты»
На листке бумаге напечатано программное содержание по сюжетно-развивающимся играм. Командам за определенное время необходимо определить соответствующую возрастную группу.
1. Формировать умения осуществлять разнообразные условные игровые действия с сюжетной игрушкой, предметом: связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником. (От 2 до 3 лет.)
2. Формировать умения принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, элементарный игровой диалог с партнером-сверстником. (От 3 до 4 лет.)
3. Формировать умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. (от 4 до 5 лет)
4. Формировать умения комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы; учить овладевать совместным сюжетосложением. (От 5 до 7 лет.)
Побеждает команда, определившая правильно возрастную группу в программном содержании.
Рекомендации педагогам при организации сюжетно-ролевых игр
1. Для того, чтобы втягивать детей в игру, играть вместе с ними, педагогу следует научиться свободно развертывать сюжет того или иного строения в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей.
2. Следует помнить, что воспитатель может писать «конспект» сюжетной игры для себя лишь как возможный проект свободных действий. При этом взрослый должен отчетливо понимать, что в игре с детьми его проект не закон для всех, а лишь замысел одного из участников.
3. От искусства взрослого вовремя принять предложение детей в ходе игры, ввести новый персонаж (и, соответственно, игровую роль, развернуть предложенное партнером-ребенком событие зависит привлекательность совместной игровой деятельности и успешность формирующих воздействий.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Боровикова, Л. В. Актуальные аспекты детской игровой деятельности. Л. В. Боровикова // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 1. –– С. 56–61.
2. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. – М. : Издательство «Гном и Д», 2000. – 96с. ; 3-е изд., испр. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.
3. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2011. – С. 24-25.