Курашко Юлия
Использование стихотворных строк для формирования культуры речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование стихотворных строк для формирования культуры речи детей.
Вопрос формирования у детей культуры речи весьма актуален, ведь для каждого человека очень важна правильно поставленная, красиво звучащая речь. От этого напрямую зависит то, как он излагает свои мысли, обменивается информацией с другими людьми, и как его воспримут окружающие.
Правильному произношению, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше. Это одна из важнейших практических задач, которая стоит перед дошкольным учреждением.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Серьёзной проблемой для дошкольников является постановка ударения в словах. Как показал наш опыт, научить детей правильному произношению слов можно, если использовать стихотворный материал, так как ритмичные и рифмованные строки вызывают интерес у дошкольников, «врезаются» в память, тем самым закрепляют правильное произношение языковой единицы.
Маляры пришли втроем,
Обновили старый дом…
Все ребята со двора
Малярам крича : «Ура!»(М. Пожарова. Маляры)
Телефон у нас висит,
Телефон весь день звонит. (С. Баруздин. Телефон)
Мишка топал, баловался-
Легкий мостик зашатался. (З. Александрова. Мой мишка)
Посветлели облака,
Улыбнулась им река,
И плывут они по ней,
Словно стая лебедей. (С. Сеньков)
Одеяло убежало,
Улетела простыня. (К. Чуковский)
Для более старших детей используем произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки) :
С волками жить - по-волчьи выть.
Комар носа не подточит.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Не зная броду, не лезь в воду.
Утро вечера мудренее.
С лица не воду пить.
На сердитых воду возят.
Всяк кулик в своем болоте велик.
Однако оказалось, что такого материала для обучения дошкольников правильной постановке ударения в детской литературе не так много. И поэтому к решению данной проблемы мы подошли творчески. Сначала стали подбирать пары слов, которые помогают детям запомнить трудные слова: торты-шорты, дремота - зевота, звенит-звонит, строит –поит, обидно-завидно, намочит-подточит, тоска- доска, Фёкла- свекла, ель-щавель, кремень-ремень.
Увидев результат своей работы, мы увлеклись и перешли к сочинению двустиший и четверостиший, содержащих образец правильного произношения:
Деток надо баловать-
Надо торты покупать.
На поляне растет ель,
А под елью той щавель.
Мама с папой целый день
Ищет дедушкин ремень.
Любим творог и творог,
Чтоб расти он нам помог.
Крот поливает свой огород-
Крупная сладкая свекла растет.
Белочка всех угощает зверят-
Грушевый им дает лимонад.
У березки дуб спросил:
«Ты красива? Я красив?»
Восемь гусениц цепочкой
Поднимались вверх по бочке.
Нам сегодня привезли
На окошко жалюзи.
Произносите правильно слова,
Соблюдая в речи красоту;
В слове туфель, в слове туфлям
Ударение на ТУ.
Подарила Настя кошке
Очень нужные сапожки.
А подошва оторвалась,
Без сапог Мурка осталась.
В саду вишня зацвела,
Как из нити кружева.
Будем ягодки мы ждать,
Чтоб корзины наполнять.
Лиса хитрая была,
Свою рыбку собрала.
Волку это было видно,
И обидно и завидно.
Лиса это поняла,
Только рыбку не дала.
Рыбы мы с тобой наловим,
Надевай скорей пуловер.
На рыбалку мы пойдем
С собой удочки возьмем.
Мама волчица волчат одевала,
Теплые шарфы им всем завязала,
Чтоб не болели милые крошки,
Кутает мама деток в одежки.
Одолела нас зевота,
А потом еще дремота.
Лучше сразу лечь поспать,
Чтобы весь день не зевать.
Говорила мать ежонку:
«Ты красивее бельчонка!»
Слышен добрый белкин смех:
«Мой красивейший из всех!»
Не идет к зайчонку сон-
В небе звездном свет включен.
Всем зверятам не до сна-
В небе яркая луна.
Мне не спится, я молчу,
Лучше все же свет включу!
Но беда, что хитрый сон
Не придет, коль свет включен!
Темнота подкралась тихо
В мою комнату,молчит,
Но тот час же убегает,
Если кто-то свет включит.
Использование такого материала помогает предупредить ошибки, связанные не только с неправильной постановкой ударения, но и грамматические:
Не уйдет гулять никто
Без красивого пальто.
Поиграем мы в игру
Вместе с шустрым кенгуру.
Чтобы не перепутать одеть- надеть:
Надеть одежду-
Одеть Надежду.
Мишка кушать хочет,
Ножками топочет.
Я к штанам карман пришью
И конфетку положу.
Коля в кубики играл,
А потом на место клал.
Оказался пес чужим.
От него мы прочь бежим.
Эффективность такого подхода к формированию у детей культуры речи проявилась очень скоро. Повторяя рифмы, дети быстро запоминали правильное произношение слов.