МААМ-картинки

Использование стихотворных строк для формирования культуры речи детей

Курашко Юлия
Использование стихотворных строк для формирования культуры речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

Использование стихотворных строк для формирования культуры речи детей.

Вопрос формирования у детей культуры речи весьма актуален, ведь для каждого человека очень важна правильно поставленная, красиво звучащая речь. От этого напрямую зависит то, как он излагает свои мысли, обменивается информацией с другими людьми, и как его воспримут окружающие.

Правильному произношению, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше. Это одна из важнейших практических задач, которая стоит перед дошкольным учреждением.

Темочки:

Серьёзной проблемой для дошкольников является постановка ударения в словах. Как показал наш опыт, научить детей правильному произношению слов можно, если использовать стихотворный материал, так как ритмичные и рифмованные строки вызывают интерес у дошкольников, «врезаются» в память, тем самым закрепляют правильное произношение языковой единицы.

Маляры пришли втроем,

Обновили старый дом…

Все ребята со двора

Малярам крича : «Ура!»(М. Пожарова. Маляры)

Телефон у нас висит,

Телефон весь день звонит. (С. Баруздин. Телефон)

Мишка топал, баловался-

Легкий мостик зашатался. (З. Александрова. Мой мишка)

Посветлели облака,

Улыбнулась им река,

И плывут они по ней,

Словно стая лебедей. (С. Сеньков)

Одеяло убежало,

Улетела простыня. (К. Чуковский)

Для более старших детей используем произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки) :

С волками жить - по-волчьи выть.

Комар носа не подточит.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Не зная броду, не лезь в воду.

Утро вечера мудренее.

С лица не воду пить.

На сердитых воду возят.

Всяк кулик в своем болоте велик.

Однако оказалось, что такого материала для обучения дошкольников правильной постановке ударения в детской литературе не так много. И поэтому к решению данной проблемы мы подошли творчески. Сначала стали подбирать пары слов, которые помогают детям запомнить трудные слова: торты-шорты, дремота - зевота, звенит-звонит, строит –поит, обидно-завидно, намочит-подточит, тоска- доска, Фёкла- свекла, ель-щавель, кремень-ремень.

Увидев результат своей работы, мы увлеклись и перешли к сочинению двустиший и четверостиший, содержащих образец правильного произношения:

Деток надо баловать-

Надо торты покупать.

На поляне растет ель,

А под елью той щавель.

Мама с папой целый день

Ищет дедушкин ремень.

Любим творог и творог,

Чтоб расти он нам помог.

Крот поливает свой огород-

Крупная сладкая свекла растет.

Белочка всех угощает зверят-

Грушевый им дает лимонад.

У березки дуб спросил:

«Ты красива? Я красив?»

Восемь гусениц цепочкой

Поднимались вверх по бочке.

Нам сегодня привезли

На окошко жалюзи.

Произносите правильно слова,

Соблюдая в речи красоту;

В слове туфель, в слове туфлям

Ударение на ТУ.

Подарила Настя кошке

Очень нужные сапожки.

А подошва оторвалась,

Без сапог Мурка осталась.

В саду вишня зацвела,

Как из нити кружева.

Будем ягодки мы ждать,

Чтоб корзины наполнять.

Лиса хитрая была,

Свою рыбку собрала.

Волку это было видно,

И обидно и завидно.

Лиса это поняла,

Только рыбку не дала.

Рыбы мы с тобой наловим,

Надевай скорей пуловер.

На рыбалку мы пойдем

С собой удочки возьмем.

Мама волчица волчат одевала,

Теплые шарфы им всем завязала,

Чтоб не болели милые крошки,

Кутает мама деток в одежки.

Одолела нас зевота,

А потом еще дремота.

Лучше сразу лечь поспать,

Чтобы весь день не зевать.

Говорила мать ежонку:

«Ты красивее бельчонка!»

Слышен добрый белкин смех:

«Мой красивейший из всех!»

Не идет к зайчонку сон-

В небе звездном свет включен.

Всем зверятам не до сна-

В небе яркая луна.

Мне не спится, я молчу,

Лучше все же свет включу!

Но беда, что хитрый сон

Не придет, коль свет включен!

Темнота подкралась тихо

В мою комнату,молчит,

Но тот час же убегает,

Если кто-то свет включит.

Использование такого материала помогает предупредить ошибки, связанные не только с неправильной постановкой ударения, но и грамматические:

Не уйдет гулять никто

Без красивого пальто.

Поиграем мы в игру

Вместе с шустрым кенгуру.

Чтобы не перепутать одеть- надеть:

Надеть одежду-

Одеть Надежду.

Мишка кушать хочет,

Ножками топочет.

Я к штанам карман пришью

И конфетку положу.

Коля в кубики играл,

А потом на место клал.

Оказался пес чужим.

От него мы прочь бежим.

Эффективность такого подхода к формированию у детей культуры речи проявилась очень скоро. Повторяя рифмы, дети быстро запоминали правильное произношение слов.

Публикации по теме:

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни»Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование стихотворных строк для формирования культуры речи детей
Опубликовано: 2 февраля 2020 в 21:15
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование стихотворных строк для формирования культуры речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Курашко Юлия (УИ 1283811) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД