Ольга Геннадьевна
Использование разных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Воспитание культурно - гигиенических навыков и привычек является одной из основных, значимых задач воспитательного процесса наряду с организацией режима дня, питания и закаливания. Все эти навыки в совокупности необходимы для укрепления здоровья ребенка и его разностороннего развития.
Темочки:
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
В нашем дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника, в том числе проблеме формирования культурно - гигиенических навыков у детей. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения. Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков является одним из приоритетных в моей работе. Важно детям не просто рассказать о том, как себя вести и соблюдать чистоту, а закрепить полученные знания на практике.
Для этого я использую педагогические методы и приемы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач, это:
- личный пример
- алгоритмы действий
- использование сюжетных и дидактических игр
- игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук
- игровые и проблемные ситуации
- использование фольклора и художественной литературы, беседы.
Так как формирование культурно – гигиенических навыков процесс длительный, поэтому работа по воспитание культурно-гигиенических навыков проводится ежедневно, в процессе разнообразных видов деятельности, а также процессе режимных моментов. Например, при умывании уточняю правила мытья рук, используя алгоритм «Моем руки», объясняю целесообразность мытья рук. А также напоминаю о правилах поведения в умывальной комнате:
Мы друг друга не толкаем,
Никого не обижаем,
Мы другу другу помогаем,
Если друг на пути,
К другу надо подойти
Во время приёма пищи в течение дня провожу беседы этического содержания по совершенствованию навыков аккуратного приёма пищи. Также обращаю внимание детей на то, как накрыты столы, наличие столовых приборов, их расположение и назначении. Предварительно провожу ситуативные беседы о правилах поведения за столом на темы «Чтобы не было беды, вспомним правила еды», о пользе здоровой пищи, уточняю название блюд, продуктов, используемых в их приготовлении. После еды предлагаю прополоскать рот водой с целью профилактики кариеса.
В течение дня все режимные моменты проходят в игровой форме, используемые игровые приёмы обеспечивают динамичность, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельной деятельности. Дети становятся старше, и я постепенно предоставляю им всё больше самостоятельности. От прямых указаний перехожу к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил.
В течение дня в режимные моменты планирую беседы валеологического содержания на темы «Где прячутся микробы», «Почему нужно мыть руки перед едой», «Зачем нам расческа?», «Чистота залог здоровья» «Как пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены?», «Где хранятся вещи». Для положительного настроя детей в режимных моментах использую художественное слово, иллюстративный материал.
Культурно-гигиенические навыки лучше всего усваиваются детьми в играх, полученный опыт дети переносят и реализуют в игровой деятельности. Таким образом, игры становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков. Важно, чтобы игры были интересны, могли увлечь детей, активировать их инициативу и творчество. Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры: «Хорошо или плохо?», «Как я провожу день», «Крокодил-чистюля», «Научим Машу правильно мыть руки», «Усади гостей за стол», а также просмотр фильма-сказки «Чуня».
Еще один важный прием педагогического воздействия – использование художественного слова в режимных моментах: чтение сказок К. Чуковского «Федорино горе» и «Мойдодыр», стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», разучивание потешок «Я сегодня утром рано умывался из-под крана», «Чистая водичка моет Вове личико, Танечке личико, пальчики Антошке».
В процессе работы я убедилась, что внимательное и заботливое обращение с детьми, постоянный контроль в сочетании с дружеской поддержкой приводят к желаемым результатам. В воспитании культурно-гигиенических навыков нет мелочей. Прежде всего, я старалась вызвать у детей желание действовать определенным образом. Этому способствовал показ движений при мытье рук, лица, вытирании полотенцем. Показ, сопровождаемый объяснениями, позволял быстро перейти к указаниям и требованиям. Для закрепления знаний и навыков личной гигиены давала детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.). Данная работа также невозможна без взаимодействия с семьей. Прежде всего, это индивидуальные беседы о том, чему научился ребенок и какой навык надо закреплять дома.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет пример педагога, внешний вид окружающих взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в дошкольном возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые, подавая ребенку примеры поведения, сами всегда их соблюдали.
Культурно - гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. Воспитателю необходимо продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Важно, чтобы не были утрачены навыки :
• самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;
• пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
• Совершенствовать навыки аккуратного приё ма пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, салфеткой, полоскать рот после еды.
Таким образом, воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова для развития физически крепкого ребенка, а их освоение является первой ступенью и основой трудового воспитания.