Алёна Пухова
Использование разных типов проведения утренней гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для воспитателей по использованию разных типов проведения утренней гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста.
Составитель: Пухова Алёна Викторовна –воспитатель, МБДОУ г. Владимира «Центр развития ребенка — детский сад № 24»
Публикация «Использование разных типов проведения утренней гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Ежедневно с детьми проводится утренняя гимнастика. Длительность ее обычно составляет 8-12 минут. Как правило, один и тот же комплекс гимнастики повторяется в течение 2 недель. Основная цель утренней гимнастики – разбудить детский организм от сна, повысить умственную и физическую работоспособность ребенка, улучшить его настроение и подготовить организм к нагрузкам предстоящего дня.
Существует несколько типов проведения утренней гимнастики :
- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов;
- утренняя гимнастика игрового характера;
- утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий;
- утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек;
- утренняя гимнастика с использованием простейших тренажеров;
-утренняя гимнастика с использованием музыкально-ритмических движений.
Общеразвивающие упражнения — это специально подобранные упражнения, направленные на оздоровление организма. Они способствуют формированию правильной осанки; укреплению опорно-двигательного аппарата; улучшению кровообращения, дыхания, обменных процессов, деятельности нервной системы. С их помощью развиваются и укрепляются крупные группы мышц — плечевого пояса, туловища, ног, подвижность суставов; нормализуются процессы напряжения и расслабления; они содействуют развитию также психофизических качеств ребенка. При составлении комплексов общеразвивающих упражнений следует придерживаться анатомического принципа. Общеразвивающие упражнения способствуют постепенному вовлечению организма в деятельное состояние, повышению жизненного тонуса.
Упражнения с предметами широко применяются в физическом воспитании дошкольников. В дошкольной практике наиболее распространены упражнения с гимнастической палкой, кубиками, флажками и мячами. Упражнения с предметами развивают и совершенствуют у дошкольников внимание, быстроту, реакцию, координацию движений, чувство ритма и согласованность движений рук. Ведущими в этих упражнениях являются движения руками. Удержание и различные перемещения предмета требуют от занимающихся точности и согласованности в управлении движениями рук, поэтому упражнения с предметами служат одним из наиболее действенных средств совершенствования действий руками. Применение общеразвивающих упражнений с предметами на зарядке в значительной мере повышает эмоциональное состояние дошкольников. Следует помнить, что, применяя упражнения с предметами, необходимо правильно регулировать физическую нагрузку на организм детей, которая изменяется в зависимости от исходного положения, количества и темпа выполнения.
В гимнастику игрового характера могут быть включены 2-3 подвижных игры разной степени интенсивности «(Парный бег», «Удочка», «Сделай фигуру») или 5-7 упражнений имитационного характера типа «снежинки кружатся», «бабочки летают», «цапля стоит на одной ноге и достает лягушку», «птичка машет крыльями» и т. д. Можно создать целый сюжет из имитационных упражнений. В конце предлагаются дыхательные упражнения. Чаще всего такая форма утренней гимнастики применяется в праздничные дни, когда проводятся утренники, и дети приходят в детский сад взволнованные, нарядные.
Использование полосы препятствий, позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличение нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия. Можно создать разные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей. Современные гимнастические модули легки, быстро собираются и разбираются. Они позволяют изобретать огромное количество полос препятствий. Например, легко составить такую полосу препятствий: пройти по кирпичикам, перешагивая и перепрыгивая через них, вбежать на наклонный мостик и спрыгнуть с него, подлезть под дуги разных размеров, прокатить цилиндр, попрыгать на батуте и т. д. В конце предлагаются дыхательные упражнения.
Оздоровительные пробежки должны проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 человек, при этом учитывается уровень физической подготовленности ребёнка. Методика оздоровительной пробежки должна соответствовать функциональным возможностям организма ребёнка. Поэтому оздоровительные пробежки целесообразно проводить не менее 2-х раз в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий во время утренней прогулки. В теплое время года их проводят в самом начале прогулки, а в холодное время - в конце её. При проведении оздоровительного бега должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход. Детям 5-6 лет с высоким и средним уровнем активности предлагают пробежать два круга (в среднем 500 метров, малоподвижным детям - один круг. Дети 6-7 лет с высоким уровнями активности пробегают в среднем 3-4 круга, а малоподвижные дети - 2 круга. Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, после этого предлагаются упражнения стоя на расслабление мышц.
Наиболее целесообразно использовать тренажеры в работе с детьми старшего дошкольного возраста : они уже достаточно хорошо владеют сложными видами движений и способами их выполнения. Кроме того, именно в этом возрасте интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат. Старшие дошкольники уже способны анализировать свои достижения и действия, контролировать свое самочувствие. Во время занятий на тренажерах они не только стараются поддерживать высокий уровень двигательной активности, но и проявляют свои физические возможности: силу, ловкость, выносливость, а также самостоятельность, настойчивость и целеустремленность.
Выполнение упражнений под музыку помогает создать правильные представления о характере движений, их темпе и ритме. Дети хорошо воспринимают оттенки музыкального произведения и в соответствии с музыкой меняют характер своих движений. При звучании бодрой музыки, марша они подтягиваются, идут живо и весело, подняв головы и выпрямив спины. Ходьба становится для них привлекательной, эмоционально окрашенной. Плавная, тихая музыка побуждает идти спокойно, широким шагом. Быстрая, громкая музыка призывает детей к бегу, подскокам, внезапное окончание музыки или выразительный аккорд служит сигналами к остановке или смене движения. Музыкальное сопровождение повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию движений коллектива, увеличению амплитуды, пластичности движений. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект.
Утренняя гимнастика вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем, получает огромный заряд бодрости, хорошее настроение на весь день.