Ольга Шемотюк
Использование проектно-исследовательской деятельности дошкольника в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Интенсивное изменение окружающей жизни, внедрение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют воспитателю необходимость выбирать более эффективные способы обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. В ее основе лежит креативность, умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Метод проектов актуален и эффективен, так как он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, а также является средством самовыражения и самореализации ребенка.
В проектной деятельности должна проявляться инициатива и самостоятельная активность ребенка. Воспитатель может немного видоизменить оригинальную идею ребенка. Задача педагога заключается не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с другой стороны.
Проблема заключается в необходимости выявления педагогических условий формирования умений, необходимых для осуществления проектно-исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ.
Исходя из этих проблем, я поставила перед собой цель: создание условий для развития познавательной активности старших дошкольников через совместную деятельность педагога, детей и родителей. Коллективные переживания, а также радость успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи.
Для достижения цели определила для себя следующие задачи:
1. Создать условия для обеспечения психологического благополучияи здоровья детей;
2. Развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение, речь;
3. Формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
4. Развивать умения определять возможные методы, решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
5. Развивать желание учувствовать процесс совместной проектно-исследовательской деятельности;
6. Приобщать родителей к творческой проблеме по реализации проектов.
Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность:
• Они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папа и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.
• Развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.
Задачи исследовательской деятельности (они специфичны для каждого возраста).
В старшем возрасте это:
Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
Формирование умения применять данные методы с использованием различных вариантов;
Развитие умения вести конструктивную бесед в процессе исследовательской деятельности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей – индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.
В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов : исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие.
По продолжительности они бывают: краткосрочными (1 или несколько занятий – 1-2 недели, средней продолжительности (2-3 месяца, долгосрочные.
Другими признаком классификации является состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный и другие).
Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и индивидуальные проекты.
Ребенку метод проектов дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Для реализации проекта воспитатель определяет этапы, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала.
Для детей старшего дошкольного возраста характерен развивающий этап, так как они уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.
У детей старшего дошкольного возраста развиваются со=амоконтроль и самооценка, kyb способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цели, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность учувствовать в проектах, предложенных взрослыми, но и самостоятельно находят проблемы.
Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста :
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
Развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
Формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность в работе со старшими дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Организуя проектно-исследовательскую деятельность в своей группе, я пришла к выводу, что она является важной сферой познавательного развития детей.
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на познавательное развитие старших дошкольников. Прежде всего, расширились знания детей об окружающем мире; повысилась познавательная активность детей, умение самостоятельно, различными способами находить информацию об интересующем явлении или предмете и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
На этапе разработки занятий, игр, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, мы старались продумать организацию среды в группе, чтобы она стимулировала детей к поисковой деятельности, развивала у них любознательность.
Например, работаю над проектов «Волшебный мир театра», мы организовали с детками выставку папок «Театральный уголок папок», вырезали и клеили персонажей на палочки, получился «Театр на палочках», сделали из картонной коробки ширму. Совестно с родителями сшили из фетра перчаточных «Сказочных героев», смастерили замечательные деревянные ширмы. Была сделана выставка пальчикового театра, атрибуты для драматизации сказок (шапочки и маски, «волшебные» предметы и другое). Дети экспериментировали с разными нарядами, составляли различные образу, что привлекало и заинтересовывало их.
Организация в группе уголка экспериментирования позволила детям самостоятельно развивать познавательную активность, творчество, формировать навыки исследовательской деятельности. Экспериментирование можно включать в различные формы работы с детьми: прогулки, трудовую деятельность. ю наблюдения, проведение опытов. При работе над проектом крайне важно было закрепить детьми полученные знания и умения.
В ходе реализации проекта мы разрабатывали план деятельности по достижению цели :
- к кому обратиться за помощью,
- где найти нужную информацию,
- как работать с различными предметами.
Привлечение родителей к реализации проектов позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем.
Таким образом, реализуя проектно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс, я считаю, что достигла своей цели. Организуя предметно-развивающее пространство группы, обеспечивая сотрудничество, сотворчество детей и взрослых, создаются условия для развития познавательной активности старших дошкольников.
Итак, мы видим, что проектно-исследовательская деятельность является основой познавательного развития старших дошкольников.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, познавательные. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навыки публичного изложения своих мыслей.
Я считаю, что метод проектов в работе со старшими дошкольниками сегодня – это инновационный и перспективный метод, который должен занять свое место в системе дошкольного образования.