Левицкая Мария
Использование природного материала в сочетании с нейроупражнениями в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование природного материала в сочетании с нейроупражнениями в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР
За окном прекрасная пора – осень. Это пора сбора урожая, пора поделок из природного материала. В прекрасную осеннюю пору невозможно пройти мимо красивых желтых листочков, каштанов, шишек, желудей. Детские ручки так и тянутся взять красивый лист клена или ягоды рябины. Трудно придумать более интересный раздаточный материал : это и экологичность, и тактильность, разные текстуры, размеры и даже ароматы.
Публикация «Использование природного материала в сочетании с нейроупражнениями в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Нейропсихологические игры и занятия
- Поделки из природного материала
- Темочки
Современные дети очень загружены разнообразными игрушками, играми, гаджетами. Их мало чем можно удивить. Дети все больше проводят время дома, в четырех стенах, проводя время на прогулке лишь пару часов в детском саду. Поэтому наша задача прививать детям любовь к природе, единение с природой. И с этой целью я использую на своих занятиях природные материалы, которые разнообразят занятия.
Игры с природным материалом направлены на :
- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
-развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
-развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
-развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
-развивает мелкую моторику.
Сбор природного материала можно сделать как самостоятельно, а также очень интересно привлечь к этому детей. Во время прогулки оглядитесь вокруг, дети могут собрать листья разных деревьев (береза, клен, дуб, рябина, шишки, желуди со шляпками, ягоды рябины, ветки и т. д. Также можно попросить детей собрать природный материал вместе с родителями около дома, на детской площадке, в парке, в деревне на выходных.
Хочу привести несколько примеров использования природного материала, с применением принципа многозадачности в каждой игре и элементов нейроупражнений.
1. Игры на развитие фонематического слуха.
• В этом задании используется ряд из трех предметов (например, три шляпки от желудя). Логопед четко проговаривает ряд из двух или трех слогов, показывая на шляпки ПА-БА или ПА-БА-ПА, затем спрашивает, где был БА? Ребенок показывает нужную шляпку. Если использовать каштаны, то можно покатать нужный каштан в руках. Или просто повторять за логопедом ряд слогов дотрагиваясь до каждой шляпки.
Эту игру можно усложнить, добавив к слогам жесты. Например, ПА – указательный и средний палец (зайчик, БА – указательный палец и мизинец (корова).
• Игру «Поймай звук» также можно разнообразить природным материалом. Если услышишь звук Ш, кидай шишку в стаканчик. Или выложить ряд из камушков, дать ребенку какого то героя, если ребенок услышит звук Ш, то делает шаг на следующий камень. Нужно дойти до конца дорожки.
2. Визуально- ритмические ряды.
У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются трудности в выкладывании правильной последовательности, трудности воспроизведения ритма, даже имея перед собой зрительную опору. Если говорить о последовательности звуков, слогов в слове – эта задача дается еще труднее. У детей с ТНР возникают трудности в удерживании внимания до конца ряда, соблюдая логическую закономерность. Именно поэтому в каждое занятие я включаю задания на построение визуально-ритмических рядов. Например, выложить дорожки, провести героя по волшебным камушкам и т. д. Соблюдаем разную последовательность, постепенно усложняя 1:1, 1: 1:1, 2:1, 1:2. Затем, усложняя задание, на эти ряды мы накладываем речевые задачи, моторную программу (на каждый элемент определенное движение пальцев рук, или звуки, слоги, слова, необходимые для автоматизации или дифференциации). Усложняем постепенно: сначала выложили ряд, потом добавляем звук, слог или слово, дальше на этот звук, слог или слово наложить определенные движения рук.
В таких заданиях можно использовать любой природный материал : каштаны, желуди, шишки, всевозможные камни, орехи, и даже палочки и ягоды (например рябина).
Взрослый начинает строить дорожку, например каштан-желудь-желудь-каштан…. Ребенок должен продолжить, соблюдая логическую последовательность. Затем предлагаем речевую задачу: на каштан произносить слог РА, а на желудь РО. Добавляем любую моторную программу, например: до каштана дотронуться указательным пальцем, а до желудей большим.
Можно предложить другую задачу, убедившись, что дорожка синхронна с двух сторон, предложить ребенку идти руками навстречу другу- другу также произнося звук, слог или слово.
3. Для автоматизации и дифференциации звуков мы используем множество разнообразного речевого материала, чтобы разнообразить наши задания предлагаю такие варианты.
Для автоматизации звуков разложенные на столе логопедические картинки можно спрятать под листочками деревьев. Ребенок поднимает листик и проговаривает: под листом сова, под листом слон и т. д. Если автоматизируем звук Л, то я достал мел, я достал молоко и т. д. Работаем двумя руками по очереди: сначала правой поднимаем лист и достаем картинку, потом левой.
Если автоматизируем звук ль, то под кленовым листом, под липовым листом.
В этом же задании удобно отрабатывать грамматические конструкции с предлогами: из-под листа достал лису, из-под листа достал малину.
Автоматизируя звук Рь можно использовать орехи, рябину, считая их (одна рябина, две рябины и т. д., угощая ими персонажей (Мишке рябину, кошке рябину). Можно взять предлоги для отработки : около рябины, между рябиной, около ореха, между орехами и т. д.
Для автоматизация звуков можно использовать даже обычные ветки с улицы: ребенок ведет рукой по палочке и произносит звук ш-ш-ш-ш-ш, или слог са-са-са…
Веточку можно разделить на кусочки – длинные и короткие. Эти палочки разной длины выкладываем в рядок, ставя их вертикально. Ребенок нажимает на короткую палку говорит звук тихо, на длинную - громко. Также можно использовать разной величины шишки, желуди и т. д.
Для автоматизации можно использовать даже иголки от сосны, в пластилиновую заготовку ребенок втыкает иголки и проговаривает звук или слог. Например, воткнув все иголки, проговаривает слоги ОЛ, в конце можно потрогать их рукой и произнести «Иголки колки».
Игра в футбол.
Ребенок катит в ворота каштан/желудь/ шишку и проговаривает звук или слог. Сначала одной рукой, затем второй рукой, затем двумя руками одновременно.
4. Игры на развитие звукового анализа и синтеза.
Для детей с ТНР звуковой анализ и синтез чаще всего вызывает затруднения, поэтому очень важно на занятии уделять этому внимание. Для разнообразия также можно использовать природный материал.
Для определения места звука в слове (в начале, середине и конце) можно использовать 3 однородных предмета, например, ряд из трех шишек. Если нужный нам звук стоит вначале слова, то ребенок пальчиком дотрагивается до первой шишки, если звук в конце – до последней шишки. Можно не касаться шишки, а покатать ее по столу и вернуть на место.
Включая нейроупражнения можно первую шишку катать левой рукой, последнюю - правой рукой, а та что в середине – по очереди левой, потом правой рукой.
Также можно поставить 3 стаканчика и в них по такому же принципу кидать шишку, желудь, камушек и т. д.
5. Игра «Большой-маленький»
Для игры понадобятся каштаны (желуди или шишки, которые отличаются по размеру: большие и маленькие. Они лежат перед ребенком. Задача ребенка: маленькие каштаны положить в маленькую миску, а большие - в большую. Только вот маленькие каштаны можно брать только правой рукой, а большие только левой. Миски же располагаются так, что ребенку приходится постоянно пересекать движением руки среднюю линию тела? Т. е. правой рукой класть в левую миску, а левой в правую.
Таким образом, мы не только развиваем зрительное восприятие (гнозис, но и задействуем работу обоих полушарий головного мозга, налаживая межполушарные связи.
Здесь также можно наложить свою непосредственную логопедическую задачу, например, автоматизацию звука Ш. В таком случае ребенок, раскладывая каштаны, может проговаривать слоги, например, большие каштаны слог- ША, а маленькие - ШУ, может проговаривать словосочетания – большой каштан, маленький каштан, может проговаривать предложения: мишке большой каштан, а кошке маленький каштан.
Если цель дифференциация звуков, то и слоги будут оппозиционными, например, ША-СА. Героев также можно взять с разными звуками: кошка – собака, мишка - киска.
Про использование природного материала стоит заметить, что его обязательно нужно хорошо просушить, прежде чем убирать в закрытые банки, коробки, пакеты. Листочки деревьев лучше всего сушить, положив в середину книги между страницами и накрыв прессом, либо прогладить утюгом (лист нужно положить между двумя листами А4). Так они выпрямятся и высушатся. Также стоить заметить, что листья собирать лучше с запасом, т. к. они часто ломаются и рассыпаются, или использовать, пока есть возможность, живые, еще не высушенные зеленые листья.
Подводя итог, можно сказать, что использование природного материала очень мотивирует детей, вызывает у них восторг от тактильного контакта с ними, вызывает улыбку. Именно поэтому я стала широко использовать природный материал на своих занятиях.