Надия Николаевна
Использование подвижных игр в воспитании детей от 2 до 3,5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры имеют важное значение для развития детей. Они помогают реализовывать задачи воспитания и развития детей в различных сферах : физическое воспитание, эмоциональное развитие, речевое развитие. Подвижные игры составляют большую группу среди других видов игр. Характерным их признаком является интенсивная деятельность двигательного анализатора, то есть в движении находится все тело.
Темочки:
Подвижной игрой является каждая игра с правилами, во время которой наряду с воспитательными задачами, в первую очередь выполняется задача развития движений.
У младших дошкольников не определяют победителя в игре, воспитатель только оценивает, как прошла игра, как дети выполняли правила и относились друг к другу.
Содержанием подвижной игры является само движение или тренировка в отдельных видах движений, путем выполнения правил игры. Например, «Волки и овцы» - бег; «Каравай» - ходьба, приседания и т. д.
Под формой подвижной игры мы понимаем способ ее проведения, организации игры, взаимоотношения играющих, обязанности каждого игрока. Выражением формы игры являются правила. В зависимости от количества правил и их трудности игры используются в разных возрастных группах. Правила часто имеют форму ограничения:
• нельзя переступать черту («Ручеек»);
• нельзя бежать, а только скакать на одной ноге («Краски»);
• нельзя указывать, где спрятался ребенок («Прятки»).
Именно в требовании четко соблюдать правила, заключается воспитательное значение подвижных игр. Подвижные игры, их содержание оказывают большое эмоциональное воздействие, следовательно, игры являются ценным средством воспитания.
В младшем дошкольном возрасте в подвижных играх чаще всего используют сюжет, так как он помогает лучше запомнить последовательность действий, ориентироваться игре, повышает интерес ребенка к игре. Особым признаком детской подвижной игры является реальность, но не драматизация действий (кошка не бегает на четырех лапах, использована только главная мысль – преследование кошкой мышки. В некоторых играх движение связано с песней, стишками, считалками, которые составляют эстетическую сторону подвижной игры, придают ей красоту, привлекательность, оптимизм самой игре и развивают речь детей, пополняя и активизируя словарь.
Подвижные игры оказывают физическое воздействие: требуют, чтобы организм выполнял ряд физиологически важных движений и, таким образом, в значительной степени способствует правильному росту и развитию. Движения сопровождаются химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение, обмен веществ в организме, следовательно, способствуют развитию мышц, костей, тканей, повышают подвижность суставов, особенно позвоночника, также ускоряют все биологические процессы в организме, оказывают влияние и на психическую деятельность. Главная воспитательная задача при проведении подвижных игр – руководство развитием движений ребенка. В детской походке, беге, прыжках много неловкости, судорожности, лишних движений. Для устранения этих недостатков и нужно использовать подвижные игры.
Не менее значительна роль подвижных игр в социально-коммуникативном развитии и умственном воспитании – завязываются отношения между детьми; они воспринимают новые понятия, связывают слова непосредственно с движениями, учатся соблюдать правила, вести себя определенным образом по отношению к другим. Понимание смысла игры, своей роли способствует развитию мышления ребенка. Дети учатся соотносить себя с коллективом, подчиняться ему, соблюдать его правила, помогать младшим.
Подвижные игры оказывают воздействие на волю ребенка, учат добиваться определенного результата, соблюдать некоторые ограничения, приучают к дисциплине, честности, справедливости.
Также подвижные игры вырабатывают чувство ритма, учат слаженным действиям в коллективе. Дети учатся ловко и быстро обращаться с атрибутами подвижных игр, знакомятся со свойствами предметов, их величиной, цветом, формой, учатся ориентироваться в пространстве.
Подвижные игры могут использоваться как часть программы физического воспитания (физкультура, утренняя гимнастика, спортивные развлечения) или как активный отдых между более спокойными видами деятельности (физкультминутки на занятиях, на прогулке).
Во время подвижных игр происходит эмоциональное возбуждение ребенка: растущее напряжение, радость, сильные переживания и стремление к успеху (в соревновательных играх). В воспитательных целях можно использовать эмоциональное воздействие игры: менее активным и застенчивым детям давать главные роли, в которых естественным образом дети учатся действовать, говорить, петь, двигаться так, как они никогда не отважились бы вне игры.
Очень важно правильно подбирать игры, чтобы одновременно с движениями они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, мужества, дружеских отношений в детском коллективе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.
2. Дайлидене И. П. «Поиграем малыш»
3. Жуковская Р. А. «Игра и ее педагогическое значение»
4. Зворыгина Е. В. «Игры с правилами в детском саду»
5. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. «Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников»