Скачкова Анастасия
Использование нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
СОГБОУ «Вяземская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Тема по самообразованию
«Использование электронных образовательных ресурсов
в работе учителя-логопеда»
учитель-логопед
Скачкова А. В.
2021-2022 учебный год
«Нетрадиционные техники рисования»
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
Возросшее за последнее время количество детей с неправильным произношением звуков требует от учителей – логопедов внимания и скрупулезной работы. Проблема эффективной автоматизации поставленных звуков носит комплексный характер. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения.
Лингвистический материал, который преподносится ребенку в нетрадиционной форме в игре, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты, а сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Задачи:
1. Формировать произвольный, направленный выдох с использованием метода «кляксографии».
2. Автоматизировать звуки при помощи нетрадиционных приемов рисования.
3. Активизировать деятельность ребенка путем сосредоточения его внимания при выполнении упражнения.
5. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Сколько вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.). А на улице сколько интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :
• Развивает творческие способности, воображение
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей работать с разнообразным материалом.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет ученикам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, учеников не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Рисование пальчиками.
Материалы: тарелочки с гуашью, бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой.
Рисование ладошкой.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки, и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
имеющим четкие внешние границы, представленным в виде изолированной формы (геометрические фигуры, овощи, фрукты и др.). В зависимости от вида трафарета техники работы с ним различны: обведение по контуру (прижав к листу бумаги) и тампонирование по краям трафарета; обведение внутри формы (по ее границам) и закрашивание силуэта (с помощью тампона или кисточки).
Кляксография
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", такие вопросы развивают мышление и воображение. После этого рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Рисование с помощью полиэтиленовой или пищевой пленки
Пленка накладывается на влажный рисунок, на который густыми мазками наносится гуашь или акварельные краски в виде ярких пятен. После этого ее не нужно натягивать или разглаживать. Напротив, чтобы получить более рельефную поверхность, нужно создать специальные складочки, сдвигая пленку. Поверх нее рисовать пальчиками или ватными палочками, смешивать краски, распределяя их по всей поверхности листа. Через несколько часов, когда краска подсохнет, можно снять пленку (на листе останутся тонкие черточки и пузырьки, которые паутиной покрывают все) и дорисовать рисунок.
Восковые мелки + акварель
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Рисование зубной щеткой
Постукивание щеткой или пробкой по намазанному краской листу. Можно сочетать с техникой набрызга. Для этого на бумагу кладут трафареты, смачивают в краске зубную щетку и, проводя ею по карандашу, направляют цветные брызги на бумагу. Ребенок закрашивает фон, рисует предмет или пейзаж. Затем меняет положение листа, получая эффект стекающей краски.
Возвращает лист в горизонтальное положение и проводит по влажной поверхности расческой: следы от нее напоминают капли дождя.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Воспитание правильной и чистой детской речи – одна из важных задач
Приемы рисования являются эффективным средством воздействия при автоматизации звуков, чем «монотонное» повторение речевого материала.
Нетрадиционное рисование стало замечательным помощником детей в автоматизации поставленных звуков и введение их в экспрессивную речь.
Список литературы:
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии. – Ростов – на – Дону, Феникс, 2009.
2. Герасимова А. Популярная логопедия. – М. : Айрис Пресс, 2008.
3. Ефименкова Л. Н. Коррекция звуков речи у детей. - М. : Просвещение, 1987.
4. Ихсанова С. В. Игротерапия в логопедии. – Ростов – на – Дону, Феникс, 2014.
5. Козырева О. А. Логопедические технологии. – Ростов – на – Дону, Феникс, 2017.
6. Комарова Л. А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.