Елизавета Григорьева
Использование нетрадиционных техник изображения в рисовании. «Рисуем, творим, фантазируем».
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы привить у детей любовь к изобразительному искусству, вызвать у них интерес к рисованию, начиная с младшего возраста, использую на рисовании нетрадиционные техники изображения. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это – и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Публикация «Использование нетрадиционных техник изображения в рисовании, „Рисуем, творим, фантазируем“,» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Необычные способы рисования увлекают детей, заставляют удивляться. Они не позволяют копировать образец, так как вместо образца показывается только способ действия с нетрадиционными материалами. Это толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.
Продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Деятельность с разнообразным материалом – это сенсорно – двигательные упражнения, которые благоприятно влияют на развитие мелкой моторики пальцев рук. А развитие мелкой моторики пальцев рук в свою очередь положительно сказывается на становление речи.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе…На листочке дерева, на газете… Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что – нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я, все это – мое!»
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится и получится красиво.
Маленьким художникам для рисования прежде всего нужна разнообразная бумага: рисовальная, чертежная, оберточная, можно использовать и обои. Важно правильно выбрать бумагу.
Детей необходимо научить работать с различным изобразительным материалом. Желательно иметь в группе различные шариковые ручки и фломастеры, кисти разных размеров, палочки, соломинки от коктейля, поролон, гусиные перья, печатки, ватные палочки, тычки, пробки и т. д.
Таким образом, для рисования ребенку предоставляются различные материалы.
На первых порах материал определяется воспитателем, постепенно необходимо подводить детей к осознанному выбору материала для рисования. Не следует бояться того, что дети выберут не тот материал. Для развития творчества ребенка гораздо полезнее проявить самостоятельность, получить возможность рисовать таким материалом, который ему больше понравился. Поэтому для детей старшего возраста разнообразный изобразительный материал должен находиться в доступном для ребенка месте, доступ к нему должен быть свободен.
Перед воспитателем стоит сложная задача – научить детей технике рисования различными материалами. При этом обучение технике осуществляется не ради технического совершенства, а для того, чтобы ребенок мог без затруднений создать то изображение, которое захочет, воплотить свой замысел в рисунке.
С целью создания выразительных рисунков старшим дошкольникам можно предлагать в одном рисунке использовать сочетание различных материалов. Так, картина поздней осени может быть выразительно решена простым карандашом и акварелью, восковыми мелками и акварелью. Выразительно выглядят рисунки, в которых восковые мелки сочетаются с гуашью. Использование этих материалов позволяет передать цветовой контраст пейзажа.
Детям нравится рисовать акварелью на влажной бумаге, которую они смачивают сами ватным тампоном или кистью. Мягко растекающаяся краска позволяет передать плавные оттенки одного цвета, а при использовании разных цветов мягкие переходы одного цвета в другой. Такой прием можно использовать при рисовании пейзажей, животных. Если нужно пририсовать детали, необходимо подождать, пока рисунок высохнет, или набрать на кисть густую краску.
Можно показать детям, что рисовать можно не только кистью, карандашами, а и поролоном, губкой, ватой, тканью, смятой бумагой и т. д.
Уже в младших группах детей следует знакомить с «пальцевой живописью». Краска наносится пальцами, ладошкой. Точки рисуем кончиками пальцев, мазки – подушечками пальцев. Краска наливается в плоские розетки, в баночках ставится вода. Каждый палец набирает одну определенную краску. Вымытые в баночке пальцы вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце.
«Пальцевой живописью» получаются выразительные рисунки в младшем возрасте — это украшение платья, посуды, следы зверей, а в старшем — пейзажи, декоративные работы.
Детей старшего возраста следует познакомить с «монотипией». Это рисунок, когда краска наносится на целлофан, кусочек бумаги, стекло, затем сверху
накладывается чистый лист бумаги, осторожно прижимается к стеклу, а потом также осторожно поднимается.
Разновидность «монотипии» - лист бумаги складывается пополам, и рисунок наносится на одну половину листа, потом лист складывается, и изображение получается как бы зеркальным. В такой технике хорошо изображать деревья, цветы, бабочки. Для работы лучше использовать краски гуашь.
Детей очень привлекает так называемый «волшебный рисунок» - рисунок наносится свечой на листе белой бумаги, он есть, но его не видно. Затем лист покрывается тушью, краской, и рисунок проступает и на цветном фоне. Такой способ можно использовать при рисовании зимних пейзажей, птиц.
Дети прекрасно справляются с «коллажем». Это - сочетание аппликации и рисования, материал для аппликации может быть самым различным: бумага, ткань, вата, природный и бросовый материал.
Интересна и объемная аппликация. Бумага, ткань наклеиваются не полностью, а только частью в зависимости от замысла. Наклеивать можно картонные коробочки, бумагу, сжатую в комок, кусочки фанеры, дерева. Хорошо такие коллажи делать на картоне или фанере.
«Кляксография». Кляксу капнуть на лист бумаги, определить на что это похоже, дорисовать недостающие детали. А можно сделать так: нанести кляксу, потом, приподнимая или опуская лист бумаги, растекающейся краской создать изображение. Кляксу — краску можно раздувать, если дуть в соломинку или трубочку — капельки разбегаются, и получается фантастический рисунок.
«Точечный рисунок» - весь рисунок состоит из точек, они наносятся концом кисти, пальцами. Точки могут быть разного размера и цвета.
«Рисунок на мятой бумаге» - лист бумаги сминают, потом расправляют, на него наносят рисунок.
Интересное изображение получается на листе бумаги, на который нанесен жирный слой (мыло, масло, а сверху создается любое изображение. Рисунок получается как бы ощетинившийся, пушистый.
Прекрасные пейзажи получаются, когда рисунок выполняется мелом на черном или синем фоне.
Чтобы передать различные состояния погоды, можно использовать такой способ — густой краской наносится рисунок на бумагу, подождать, когда высохнет, опустить на 1-2 секунды в тарелочку с водой. Рисунок получается расплывчатым, размытым. Таким способом можно изобразить дождь, туман.
Детям очень нравится рисовать способом «набрызга». Для этого они используют щетки разного размера, с помощью которых разбрызгивается краска. Способом «набрызга» можно создавать различные сюжетные и декоративные работы.
А еще рисунок можно выполнить пластилином. Сначала простым карандашом делается набросок, например, ваза с фруктами, затем размазываются куски пластилина не выходя за контур рисунка.
Необходимо научить детей украшать рисунок, создавать декоративные композиции с помощью печаток. В качестве печаток можно использовать пробки из-под пепси или фанты, тюбиков зубной пасты, можно сделать печатки из сырого картофеля.
Старшие дошкольники с большим удовольствием создают изображения,
используя технику «граттажа». На лист бумаги наносится краска, после того, как она высохнет, лист натирается воском. Затем лист покрывается несколькими слоями туши или гуаши, разведенные мыльной водой. А потом рисунок процарапать острыми палочками.
Для создания фантастических изображений можно использовать нитку. Нитку опустить в краску или тушь, затем положить на лист, покрыть сверху другим листом и нитку вытянуть.
Один из самых любимых способов нетрадиционного рисования — рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями. Но и весьма удобна в обращении. Предварительно на бумаге надо сделать набросок. Смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать, пока она в себя вберет воду, лишнюю соль ссыпать куда-нибудь. Когда все подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Рисунок готов. Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, снег, птичек, медуз, бабочек.
Любят дети рисовать и мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночку с гуашью вливается шампунь, добавляется немного воды, все хорошо размешивается. И дуть в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Остается к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали — рисунок готов.
А вообще рисовать можно везде и где угодно: печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, зубной щеткой, руками, пальцами, помадой, ступнями. Дерзайте, фантазируйте, творите! И к вам придет радость — радость творчества, удивления и единения с вашими воспитанниками!