Светлана Волкова
Работа с бумагой как один из методов развития мелкой моторики в процесс коррекции высших психических функций.
▼ Скачать + Заказать документы
Если наблюдать за дошкольником можно увидеть,что играет он с каким-нибудь предметом.
В процессе действий с предметами у детей с раннего возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связанно с физиологическим и психологическим развитием ребенка.
Одновременно развивается ручная умелость,обрабатывается согласованность действий обоих рук.
Публикация «Работа с бумагой как один из методов развития мелкой моторики в процесс коррекции высших психических функций,» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Поделки из бумаги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
В развитии ручной моторики у детей раннего возраста большую роль играют соответствующие действия. Когда нужно совместить два предмета. Играя с предметами у ребенка совершенствуется ловкость рук,глазомер согласованность рук. Я работаю с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Эти дети,как правило инертны,не эмоциональны. По этому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание,заинтересовать каждого ребенка. Эти дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками.
Дети с трудом контактируют со взрослыми, не умеют общаться со сверстниками.
Большинство умственно отсталых детей имеют нарушения или недоразвитие мелкой моторики и зрительно двигательной координации.
Движение рук бывают не ловкими,не согласованными,у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. У детей с отклонением в развитии хватании без специального воздействия взрослого не возникает,что в сочетании с физической незрелости ведет к не сформированности ручных умений,а значит и речи. С такими дошкольниками необходимо длительная коррекционная работа по развитию зрительно-двигательной координации рук. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук,что бы подготовить детей к обучению к школе.
Дети с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно не овладевают ни специфическими видами детской деятельности,ни социальными формами поведения.
Однако дети имеют потенциальные возможности,которые могут быть реализованы только в условиях особым образом организованного обучения.
Эти дети поддаются обучению,но оно должно осуществляться с учетом их ограниченных от природы возможностей.
Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью,которым необходима длительная тренировка движений пальцев рук,я выбрала работу с бумагой (аппликация)
Ведь на ряду со шнуровкой, штриховкой, рисованием,пальчиковой гимнастикой- работа с бумагой так же способствуем развитию моторики.
Бумага- самый доступный материал,из которого дети начинают мастерить поделки.
Прежде чем поставить общие задачи и запланировать работу,я наблюдала за детьми в процессе занятий и игр с бумагой.
Результаты наблюдений показали,что даже смять обычный лист бумаги, разорвать лист бумаги на мелкие кусочки сложно детям.
Поскольку у детей в развитие мелкой моторики находится на разных уровнях,я составила условные группы по уровням развития мелкой моторики и с учетом развития психических развитий,используя разные способы работы : по образцу, по подражанию, совмещенно.
Поскольку во вспомогательной группе основная работа ведется по лексическим темам,которые определяет дефектолог,то в планировании занятий с бумагой я придерживаюсь этих тем :
1. Осень, овощи,фрукты,дом. животные,дом. птицы.
2. Зима,дикие звери,новогодний праздник,зимние забавы,зимующие птицы,одежда,обувь. ,посуда,мебель.
3. Весна,мамин день, профессии, перелетные птицы,насекомые,деревья,первоцветы, Транспорт,моя улица,наш город
На занятиях по театрализованной игре дети знакомятся со сказками: «Репка», «Курочка Ряба», «Рукавичка», «Колобок», «Три медведя», «,Теремок «, «Заюшкина избушка»,»Три поросенка» обыгрывают их,а затем мы используем в других видах деятельности и конечно в работе с бумагой.
Вся предварительная работа проходит в совместной деятельности 6
-Знакомство с историей бумаги и ее свойствами.
-Опыты закрепляющие знания детей о фактуре бумаги :гладкая- шероховатая, гофрированная и тисненная,мягкая,плотная,тонкая,писчая.
-Игры с бумагой : «Отгадай на ощупь «, «Что я могу», «Тонет не тонет», «Веселые полоски «.
-Знакомство с основными приемами работы с бумагой :тянется, ,мнется,рвется,скручивается,складывается,режется ножницами.
Аппликация – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Для дошкольников наиболее интересной и доступной является аппликация из бумаги.
Для более эффективного развития мелкой моторики у наших детей я выбрала в работе с бумагой следующие виды аппликаций :
1. Наклеивание готовых форм –
Дети учатся правильно держать кисточку,наносить клей на деталь в определенном порядке.
Ориентируются на плоскости листа,составляют сюжетные композиции из геометрических фигур.
Планирую следующие темы :
«овощи в банке «мой щенок», «чашка», «скворечник», «автобус».
2. Аппликация способом обрывания.
-Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый)
Планирую следующие темы :»Посадил дед репку по сказке»Репка», «Золотая осень «,Снег снежок», «Мишутка»,по сказке Три медведя «,Весна пришла».
3. Аппликация из бумажных комочков.
Например «Яблоки на ветке»,»Новогодняя елка», «Я колобок румяный бок» ,по сказке Колобок, «Ветка мимозы».
4. Складывание методом оригами
Дети учатся складывать из квадрата цветной бумаги базовой формы «Треугольник».
Поделки можно использовать для оформления аппликации или для игры с игрушкой-самоделкой.
Например:»Зайчишка», «Елка в лесу», «Шкафчик», «Избушка ледяная и лубяная»по сказке «Заюшкина избушка».
5. Аппликация из полосок.
Дети выбирают одинаковые по длине и цвету полоски,что бы сделать аппликацию, например «Снежинки»,Учатся соединять два конца полоски клеем.
Например: «Дождь идет», «Снежинки», «Аптечка доктора Айболита».
Поэтому овладение аппликацией в детском саду имеет для ребенка очень большое значение.
Эти занятия доставляют нашим детям радость, создают положительный эмоциональный настрой,способствующий развитию творчества.
Однако происходит это не само по себе,а при многократном и систематическом повторении, что бы обеспечить формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью прочных умений и навыков.
Занимаясь с бумагой дети развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление,расширяют игровой опыт, обогащают словарь и самое главное руки ребенка становятся более ловкими, что также сказывается на его развитии.
Прежде чем преступить непосредственно к работе с бумагой, я занималась организацией развивающей среды в группе.
-Сделала бумажный город,где находятся бумажные домики и живут в них бумажные человечки. Все сделано из разных видов аппликации. (
-Для совместной и индивидуальной работы разложила в разные коробочки :
Цветную бумагу (разную по фактуре)геометрические фигуры,обводки по лексическим темам,игрушки-оригамушки,шарики из мятой бумаги.
-Пооперационные карты,для складыванием методом оригами.
-Нарисовала алгоритмы способов работы с бумагой.
-Оформила мнемотаблицы : «Свойство бумаги», «»Оригами»
-Дидактические игры на картинке «Что не так?», «Чего не хватает?», «Узнай ска
-Подготовила бумагу (разная фактура,игрушки из бумаги и оборудование для проведения опытов.
«Тонет не тонет «,
-Оформили с детьми альбом детских работ,с разными видами аппликации. (сказки, стихи, рассказы)
-Сделала из бумаги игрушки для сюжетно-ролевой игры (кошельки,бусы,стаканчики).
-Подобрала пальчиковую гимнастику по темам и нарисовала мнемотаблицы. (так дети лучше запоминают).
Работу над темой я провожу в первой и во второй половине дня в блоке совместной деятельности.
Знакомимся с историей бумаги, и её свойствах, составляем описательные рассказы о бумаге.
«бумажные человечки"рассказывали и показывали, как можно использовать бумагу :мять рвать,складывать, склеивать.
Каждые занятия я начинала с обязательной пальчиковой гимнастики.»огород»,»компот»,»Весна»и т. д.
Поскольку вся моя работа в основном построена на игровом материале,дети с удовольствием воспринимали и осваивали материал.
Только добровольное включение ребенка в процессе обучение приносило положительные результаты.
В течении учебного года я постоянно проводила работу с родителями
-Оформила рекомендации по темам :
«Значение развитие мелкой моторики для дошкольников»,»Игрушки-оригамушки в жизни детей», «Пальчики учат говорить», «Память на кончиках пальцев».
-Довались советы родителям по вопросам,как заинтересовать детей работать с бумагой.
-Перед новогодними праздниками, провела практикум для родителей :»Украсим елку игрушками из бумаги.
-Проводили конкурс на тему :
«Осенняя композиция» использовали аппликации разных видов.
Ведь детям очень нравится заниматься и играть с бумагой,и это самое главное.
И конечно,в индивидуальных беседах находила оптимальные пути подхода родителей к их ребенку.
Давала советы, как заинтересовать ребенка, что бы он дома с родителями составлял картинки из бумаги и аккуратно наклеивал,складывал игрушки из бумаги.
Развитие мелкой моторики рук- процесс длительный у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Самое главное, что у детей появилась уверенность в своих силах,они больше не боятся бумаги,верят в успех, любят заниматься.
Ведь ум ребенка сейчас сосредоточен на кончиков пальцев.
Я думаю,что такую работу нужно продолжать,давая более сложные задания по данной теме и обязательно привлекать родителей как можно чаще.