Наталья Яковлева
Использование нестандартного оборудования как условия эффективности физического воспитания и двигательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
В народе говорят, за деньги здоровье не купишь. За него надо активно бороться. Как говорил Гиппократ, «…Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
Здоровый образ жизни – активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья. К этой активности следует отнести такие компоненты, как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Публикация «Использование нестандартного оборудования как условия эффективности физического воспитания и двигательной активности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Двигательная активность ребенка
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Темочки
Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», т. е. количество движений, выполняемых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом, развивая интерес к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Конечно, физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально педагогических условий. Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.
Возникает вопрос: почему важно и необходимо развивать интерес к занятиям физической культурой?
Движение – это жизненная потребность, средство укрепления организма. Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов.
Успех физкультурных занятий, да и эффективность физического воспитания детей в целом, зависит от форм, методов и приемов, индивидуального подхода к детям, а также в большой мере от наличия материально-технической базы.
Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.
Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и готов принимать что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность обучения зависит от того, сложился ли контакт ребенка с педагогом. В этом отношении очень важно, чтобы ребенок испытывал на занятиях физической культурой эмоциональный комфорт.
Без интереса ребенок ничего не сделает, не добьется никаких положительных результатов. Успешна данная цепочка: Интерес – Желание – Осознание – Навык – Самостоятельная деятельность – Применение во всех сферах жизнедеятельности.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий – являются основными условиями при обучении детей движениям. Рождаются эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных.
Если малыш испытывает положительные эмоции, то это активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечнососудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка. Принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции.
В настоящее время особенно актуальной задачей является привитие детям интереса к физической культуре и спорту. Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения.
Как же заинтересовать детей в выполнении упражнений, при их небольших двигательных возможностях, посильности и дозволенности упражнений для дошкольного возраста? Малышам недостаточно просто обеспечить определенный набор движений, в данном возрасте ребенку необходимы развивающие движения, которые возможны в условиях разнородной предметной среды.
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей. Важным направлением в этой сфере является правильно организованная предметно-пространственная среда. Прежде всего, это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить не только развивающий характер, но также являться разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.
Важен алгоритм: от игры – к привычке, от привычки – к потребности.
Что такое физкультурное оборудование? Это оборудование, предназначенное для занятий спортом, для развития движения, для развития физических качеств.
А что такое нестандартное физкультурное оборудование? Понятие «нестандартный» – не соответствующий стандарту, не избитый, не шаблонный, оригинальный (Словарь русского языка).
Можно сказать, что это оборудование, сделанное своими руками, любой предмет, при помощи которого идет развитие движений.
Цель: повысить интерес к занятиям физической культурой; повысить двигательную активность детей.
Задачи:
• повышать интерес детей к выполнению основных видов движений и участию в играх;
• способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
• чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желание детей заниматься двигательной деятельностью;
• повысить моторную плотность физкультурных занятий;
• уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы;
• развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
Любое физкультурное оборудование (стандартное и нестандартное) обязательно должно соответствовать требованиям:
- Безопасность (легкое, прочное, безопасное, экологичные материалы)
- Соответствие возрастным нормам
- Эстетичность (должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус, должно быть ярким, красочным, привлекательным)
- Полифункциональность (возможность применения в разных видах деятельности)
- Мобильность
- Вариативность
- Гигиеничность
Какие же преимущества использования нестандартного оборудования при подготовке детей дошкольного возраста?
Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна, которая создается за счет внесения нового нестандартного оборудования, смены переносного оборудования разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий).
Каждое нестандартное физкультурное пособие многофункционально (полифункционально, что дает возможность применять его в различных видах движений. Мобильно.
Использование нестандартного оборудования в играх и упражнениях для восприятия пространства и времени, формирования наблюдений и умений ориентироваться в окружающей среде.
Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.
Нестандартное оборудование – несложное, недорогое, вносит в каждое занятие элемент необычности, вызывает у детей интерес к физкультурным занятиям. Создает радостный эмоциональный настрой, стимулирует и обогащает двигательную деятельность, помогает делать двигательные задания более наглядными, понятными.
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без больших затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.
Нестандартное оборудование помогает развивать физические качества и направлено на:
• профилактику плоскостопия,
• развитие, глазомера, меткости, ловкости,
• развитие дыхания, развитие мелкой моторики,
• развитие ориентировки в пространстве, координации и равновесия,
• укрепление мышц рук и плечевого пояса.
Нестандартные физкультурные пособия могут использоваться в любых формах занятий, имеют широкое применение (зал, группа, улица, хорошо интегрируются (счет, цвет, материал и т. д.). Пособия являются полифункциональными и отвечают основным педагогическим требованиям:
- доступны детям всех уровней физической подготовленности (высокого, среднего, низкого);
- позволяют создавать игровые ситуации сюжетного характера;
- учитывают особенности психологического развития и образного восприятия дошкольника.
Кроме того, обогащают знания о мире предметов и их многофункциональности; приучают ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем.
Таким образом, использование полифункционального нестандартного физкультурного оборудования позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к выполнению физических упражнений, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение дня.
Невозможно обойтись без взаимодействия с родителями. Положительных результатов можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей. Необходимо воспитателям стараться вызывать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья своих детей и через призму использования нестандартного физкультурного оборудования.
Открытые просмотры, досуги и праздники, консультации на сайте (блоге) ДОУ, конкурсы, творческие мастерские, мастер-классы – все эти мероприятия должны вызывать интерес у родителей.
Важно понять, чтобы заняться развитием общей координации, укреплением мышечного тонуса и многими другими важными для дошколят проблемами, вовсе не требуется специального и дорогостоящего оборудования.
Для оценки эффективности использования нестандартного физкультурного оборудования рассматриваются следующие вопросы:
1. Повышение интереса детей к занятиям физической культурой и физическим упражнениям : мотивированность, устойчивость, избирательность.
2. Предоставление воспитанникам возможности выразить свою субъектную позицию (т. е. проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество).
3. Улучшение показателей физической подготовленности (уровень двигательных качеств и навыков).
4. Положительное эмоциональное отношение воспитанников к занятиям по физической культуре.
Таким образом, использование нестандартного физкультурного оборудования позволяет :
- уделять особое внимание ощущениям детьми радости от активного участия в различных спортивных мероприятиях,
- значительно увеличить двигательную активность детей,
- увеличить интерес детей к занятиям физической культурой,
- улучшить технику выполнения движений.
Посредством использования нестандартного оборудования наряду с двигательной активностью развивается сноровка, внимание, ловкость, закрепляются знания цвета, формы, воспитывается умение действовать в коллективе, увеличивается моторная плотность занятий, повышается эмоциональный тонус, стремление к достижению более высоких спортивных результатов, изобретательность в самостоятельной деятельности.
Таким образом, задача педагогического воздействия на двигательную активность детей с использованием нетрадиционного оборудования, заключается в постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную двигательную деятельность, и переключении на более спокойную чрезмерно подвижных детей, что позволяет укреплять здоровье, повышать умственную и физическую работоспособность дошкольников.
Более точное представление о двигательной деятельности у детей дошкольного возраста складывается в игровых упражнениях, с игровым физкультурным оборудованием, в которых формируются элементарные познания о самом движении.
Педагог, поощряя активность каждого ребенка, развивает его стремление заниматься еще и еще. В этом ему помогают упражнения, основанные на игровых приемах. Окрашенные эмоционально, они делают движения для ребенка желанными и достижимыми. Играя, ребенок незаметно осваивает основные движения. И самое главное – каждому ребенку можно дать почувствовать, что у него не только все получается, но каждый раз – все лучше и лучше.
Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым!»