Наталия Михина
Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование нестандартного физкультурного оборудования
в работе с дошкольниками»
«Забота о здоровье – это - важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким и здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. (1)
Публикация «Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками» размещена в разделах
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, гиподинамия, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться.
Полноценное и всестороннее развитие и воспитание дошкольников невозможно без двигательной активности, которая оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние детей. Растущий организм нуждается в движении. Поэтому перед нами стоит задача – позаботиться об организации двигательной активности. Для этого необходимо иметь разнообразное и правильно подобранное физкультурное оборудование. Это в основном нестандартное оборудование. (4)
Передо мной встала педагогическая проблема: какими средствами развить интерес детей к физической культуре и творчеству в двигательной активности. Исходя из этой проблемы, была поставлена цель: повысить эффективность формирования двигательной активности у детей дошкольного возраста средствами нестандартного физкультурного оборудования.
Исходя из цели были намечены следующие задачи:
развивать у детей интерес к процессу движений с использованием нестандартного оборудования;
развивать творчество, фантазию при использовании нестандартного оборудования;
формировать двигательные умения и навыки;
совершенствовать координацию движений, равновесие, ловкость;
способствовать профилактике плоскостопия, нарушения осанки;
приобщать детей к здоровому образу жизни;
Для полноценного развития детей дошкольного возраста необходимо формирование двигательных навыков, умений, качеств и соблюдение режима двигательной активности в течение дня. (2) Для этого мною широко применяется нестандартное спортивное оборудование, позволяющее в игровой форме развивать у детей интерес к физическому развитию, формировать двигательные умения и укреплять здоровье. Представленные пособия просты в изготовлении, не занимают много места. Они достаточно яркие и эстетичные по внешнему облику и очень нравятся детям.
Нестандартное оборудование- это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно ли без особых затрат обновить игровой инвентарь? Если у вас есть желание что-то сделать своими руками и немного фантазии, вы легко справитесь с этой задачей. (3)
Сегодня я хочу представить вашему вниманию, то нестандартное оборудование, которое изготовила сама и использую в своей работе.
Разработанное и изготовленное мною нестандартное оборудование несложное, недорогое, универсальное, малогабаритное, вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности. Детей привлекают необычные формы, красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время проведения непосредственно образовательной деятельности и интересу детей к ним, формирует потребность к движению. Материалы для изготовления такого оборудования разнообразны и малозатратны: пластиковые бутылки, пробки от пластиковых бутылок, капсулы киндер – сюрпризов и т. д.
Начнем с закаливания.
Закаливание.
Напомню известную фразу, что закаливание – это во многом тренировка сосудов. Что это значит? При контрастных процедурах (смена теплой и холодной воды) сосуды сначала расширяются (в теплой воде, а потом сужаются (в холодной воде). Какое же отношение имеет закаливание к массажным дорожкам? Закаливание – это образ жизни. Когда вы идете по пляжу босиком, купаетесь в реке, умываетесь утром – это тоже закаливание. Поэтому, когда вы стоите на массажном коврике или играете с ребенком босиком на массажном коврике – это конечно тоже закаливание. Это массаж стоп и тренировка сосудов стоп и тренировка нервной и эндокринной системы организма.
«Весёлые дорожки здоровья».
Цель: развивать чувство равновесия; способствовать профилактике плоскостопия; массаж стоп и укрепление своды стоп; упражнять в ходьбе с правильным разворотом стопы.
Изготовление: дорожки представляют собой клеенчатую поверхность, с наклеенными на неё «следами» на которых пришиты паралон, бусинки, пенопласт. Между следами пришиты «бугорочки» из мягкого материала.
Упражнения: ходьба по «селедочкам» и «бугоркам», сохраняя равновесие; ходьба по «следочкам» с постановкой стопы разным способом) «ёлочкой», косолапить, на носках, на пятках.
Мотивация: Вот кошке и приходится добираться до мышки, преодолевая препятствия.
«Разноцветные пенёчки»
Цель: развивать координацию движений во время перешагиваний, ходьбы и беге «змейкой».
Изготовление : ведра из-под майонеза обклеены самоклеющейся пленкой разного цвета. Можно обклеить и фигурками животных, геометрических фигур, овощей и т. д.
Упражнения: ходьба и бег между «пенечками», ползание на четвереньках, перешагивание и перепрыгивание через «пенечки», сохраняя равновесие.
«Забавные гантели»
Цель: развитие силы, выносливости, ловкости.
Изготовление: в пластиковые бутылочки из-под питьевого йогурта наливается вода, а сами бутылочки украшаем кружочками из самоклеющейся плёнки.
Упражнения: ходьба и бег между бутылочками; перешагивание и перепрыгивание через бутылочки; силовые упражнения; ОРУ; метание по бутылочкам.
«Цветочки - ветерочки»
Цель: учить правильному дыханию.
Изготовление: сделаны из цветной бумаги и крепятся к деревянной палочке.
Упражнения: воспитатель держит палочку с «цветами» на веревочке, на уровне лица ребенка. Через нос сделать вдох, через рот – продолжительный выдох на «цветочки» (повторять 3-4 раза,
«Мягкие колечки»
Цель: развитие координации движения, равновесия, ловкости.
Изготовление: из ткани сшить круги и наполнить их ватой.
Использование : для ОРУ; для подвижных игр (рули); для ходьбы, сохраняя равновесие; для выполнения основных движений.
«Большие тапки»
Цель: развивать ловкость, координацию движений, чувство равновесия при ходьбе в тапках.
Способ изготовления: из ткани вырезать тапки большого размера и сшить их.
Упражнения: ходьба в тапках наперегонки, эстафеты в тапках.
«Волшебный кубик»
Цель: повышение эмоционального настроя детей при выполнении ОРУ.
Изготовление: бумажная коробка обклеивается цветной бумагой. Затем на нее наклеиваются файлы, в которые вставляются картинки или загадки для выполнения разминки.
Использование : на утренней и бодрящей гимнастике как сюрпризный момент для выполнения различных ОРУ.
«Ходули»
Цель: развивать у детей координацию движений, умение сохранять устойчивое положение на ограниченной поверхности, развивать силу ног.
Изготовление: жестяные банки небольшого размера обшить материалом, сверху пришить резинки.
Упражнения: ходьба на ходулях, сохраняя равновесие, участие в играх-эстафетах.
«Колечки, ленточки, листочки»
Цель: развитие координации движений, равновесия, для выполнения основных видов движения, для выполнения общеразвивающих упражнений.
Изготовление: картонные колечки из-под скотча обклеить цветной самоклеющейся пленкой, а из картона вырезать листики и тоже их обклеить самоклейкой. Ленточки пришить к колечкам.
Использование : для выполнения ОРУ, для сохранения равновесия.
«Весёлые верёвочки»
Цель: развивать у детей внимание, координацию движения; профилактика осанки (при выполнении ОРУ, основных движений); развивать быстроту, ловкость, реакцию во время подвижной игры.
Способ изготовления: из ниток вяжется косичка, на концы которой крепятся бобины от швейных ниток.
Упражнения:
Используются во время выполнения ОРУ по одному, в парах;
Для выполнения основных движений: перепрыгивание на 2-х прямо, левым и правым боком, на левой и правой ноге, перешагивание, высоко поднимая ногу.
Для подвижных игр: «Хвостики», «А ну-ка, отними!» - в кругу, шнурок в вытянутых руках, «Не отдам».
Используется в эстафетах.
«Кто быстрее»
Цель: развитие мелкой моторики, координации, ловкости, быстроты.
Материалы и изготовление: к карандашам или небольшим палочкам на шнуры крепятся грузики, украшенные разными способами.
Задания: как можно быстрее намотать на палочку свою часть шнура, чтобы притянуть грузик к себе.
Таким образом нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции.
Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения.
Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.
Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.
Посредством использования нестандартного оборудования наряду с двигательной активностью развивается сноровка, внимание, ловкость, закрепляются знания цвета, формы, воспитывается умение быть в коллективе, увеличивается моторная плотность занятий, повышается эмоциональный тонус, стремление к достижению более высоких спортивных результатов, изобретательность в самостоятельной деятельности, закрепляются достижения коррекционно-восстановительной работы.
Список литературы:
1. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение, 1986. – 128с., ил.
2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др--- СПб. : ООО «Издательство «Детство – пресс», 2011.- 528с.
3. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. Методическое пособие/ Под общей редакцией Микляевой Н. В. - М. : УЦ «Перспектива», 2011.- 152с.
4. Шебеко В. Н. и другие Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях : Учебник для учащихся педагогических колледжей и училищ/ В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина, Н. Н. Ермак. - Мн. : Унiверсiтэцкае, 1998. – 184с.