ЮЛИАНА УСПАНОВА
Использование на занятиях по логике сократического материала
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛОГИКЕ
СОКРАТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА
В стандарте дошкольного образования область речевого развития включает владение речью как средством общения и культуры. Одним из эффективных путей овладения конструктивными способами общения является использование в совместной деятельности метода бесед. Беседа предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все её участники. Достоинство беседы в том, что она максимально активизирует мышление, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания, то есть комплексно решаются задачи речевого и познавательного развития. В процессе такой коммуникативной деятельности у детей развиваются сложные умения – это умения слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседниками; выражать отношение к теме беседы – сравнивать, излагать свое мнение, приводить при-меры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; формулировать связно собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
Публикация «Использование на занятиях по логике сократического материала» размещена в разделах
Беседа относится к традиционным методам дидактической работы. Ее мастерски использовал еще Сократ. Основной принцип «сократического диа-лога» – побуждение ученика с помощью целенаправленных и умело постав-ленных вопросов к рождению самостоятельных открытий – может быть ис-пользован и в работе с дошкольником. А. А. Крячко отмечает, что преимущество такого подхода к беседе, состоит в том, что он сводит к мини-муму опасность подмены живого впечатления фарисейской готовностью вы-дать шаблонный, готовый ответ на поставленный вопрос.
В процессе реализации программы основной образовательной программы в нашем детском саду широко используется метод «сократического диалога» в совместной деятельности со старшими дошкольниками. Основанием являются факторы, заложенные в программе:
1. Прежде всего, в ней предусматривается самостоятельное проектирование воспитателем образовательной работы, при условии сохранения последовательности развивающих задач и средств, с помощью которых ребёнок решает эти задачи. Данное обстоятельство позволяет активизировать творческий поиск педагогов.
2. В основе программы лежит технология моделирования, то есть освоение действий использования и построения моделей разных типов и видов. В свою очередь, модели обобщенного характера, отражающие существенные черты многих объектов и ситуаций требуют актуализации опыта, связанного с изучаемой проблемой в сознании дошкольников. Значит, моделирование может стать заключительным этапом беседы, в которой актуализируется необходимый опыт.
3. Познавательные занятия нацелены не только на освоение действий моделирования классификационных отношений, экологических зависимостей, но и работу над содержанием понятий. Следовательно, использование «сократического диалога» при разборе понятий, позволяет решать задачи пробуждения активного восприятия ребенка, развития творческого мышления и самостоятельного суждения, развития доказательной речи и элементарных умений участвовать в обсуждении (дискуссии).
Содержание бесед отбирается педагогами на основе анализа реальной ситуации в конкретном коллективе детей. Именно правильно выбранная тема беседы, по мнению А. А. Крячко, лежит в основе процесса рождения живого впечатления. Выбираются темы, за которые ребёнок может «ухватиться», и которые востребованы им.
Важно также, уметь начинать тематическую беседу, то есть найти источники рождения впечатления, истоки обсуждения. Если обратиться к истории, то сам Сократ, как правило, ещё до начала собственно диалога, для «затравки», рассказывал интригующую и одновременно подкупающую собеседника своей простотой и очевидностью историю, описывая очень близкую, знакомую, «удобную», как домашние тапочки, ситуацию. Собеседник «терял бдительность», расслаблялся, но весьма скоро чувствовал в словах Сократа некий подтекст, подвох. Простая задача разрасталась на глазах изумлённого собеседника, обретала неожиданно открывавшуюся глубину, выливалась в постановку философско-мировоззренческой проблемы, уже представляющейся не абстрактной, а, напротив, задевающей за живое, будоражащей воображение.
Педагоги нашего детского сада также используют в начале беседы «объединяющее впечатление» - это может быть совместное воспоминание (о даче, экскурсии, происшествии, рисунки детей, интересы детей, слайды, песню, личное видение или вопрос конкретного ребенка. Именно после удачно найденного «объединяющего впечатления» и уместно ставить «проблемный вопрос».
В основной части беседы «проблемный вопрос» решается на актуальном уровне развития её участников. Для продуктивного обсуждения вопроса большое значение на этом этапе имеет характер вспомогательных вопросов. Ещё К. Д. Ушинский подчеркивал, что эффективность беседы зависит от того, насколько правильно педагог формулирует вопросы, в какой последовательности он задает их детям, в какой степени участвуют все дети в беседе и, наконец, от того, как реагирует педагог на ответы детей. Реакция педагога на все ответы детей должна быть позитивной, Резюме типа «не правильно» - недопустимы. Рекомендуются реплики: «Подумай хорошо… Это интересная мысль… А ещё, кто как думает?» Только при создании «ситуации успеха» дошкольники будут озвучивать собственные познавательные позиции, внутренний опыт, что, в свою очередь приведёт к возникновению такой коммуникативно-знаковой среды, где во внешней, вербальной форме, в зависимости от конкретных условий, представлена одна или несколько точек зрения на основной проблемный вопрос.
После обобщения ответов педагог предлагает блок новой информации, используя презентации, действие модели, познавательный рассказ. Новая ин-формация должна быть связана с уже имеющимися знаниями, опытом, впечатлениями детей и с основным «проблемным» вопросом. Именно в новом потоке фактов предыдущие версии ответов подвергаются сомнению, проблематизируются. Ребё нок приобретает новую возможность: увидеть проблему сквозь призму другого опыта - всеобщего культурно-исторического.
Педагог должен быть готов к тому, что внимание ребенка может быть приковано к неожиданным для взрослого, но волнующим его деталям. Например, на занятии по теме «Космос» ребенком был задан вопрос: «А в космосе кошка будет жить». Понятно, что дальнейшее течение беседы по намеченному педагогом пути без внимания к личному восприятию малоэффективно: ребенок просто не будет способен слушать, пока не разрешит волнующего вопроса - переживания.
С другой стороны, возникает опасность уйти от обсуждаемой темы, пойти на поводу различных мнений, переживаний, впечатлений. Поэтому педагог должен очень хорошо чувствовать, когда диалог перестает быть продуктивным и уходит от ответа на основной вопрос темы. Не уходить от темы позволит заключительное моделирование и обсуждение логических отношений, которые представлены в модели.
Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы «ОДИН ДОМА»
Программное содержание.
Дополнить представления детей об игрушках.
Продолжать учить детей классификации объекта по разным основаниям, сопоставлять объёмы родового и видового понятий. Учить самостоятельному построению модели отношений между понятиями.
Развивать коммуникативно-речевые умения детей в процессе беседы: излагать свое мнение по поводу происхождения и основной функции игрушек, приводить примеры из собственного опыта, соглашаться с мнениями других детей или возражать.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога распространенно, формулировать связно собственное суждение, правильно выражать его средствами языка.
Демонстрационный материал : презентация «История игрушек»; выставка современных игрушек, классифицирующихся по разным основаниям; аудиозапись ритмичной мелодии, счетные палочки двух цветов.
Раздаточный материал : тетради, простые карандаши.
Ход занятия:
В. : Ребята, когда я была маленькая, то, как и вы любила играть в игрушки. Моей любимой игрушкой был плюшевый зайчонок Тёма. А вообще, я очень любила играть в школу: рассаживала свои игрушки в кружок и занималась с ними. Вот и вы сейчас сидите, как мои игрушки в детстве. И я обращаюсь к вам, как к игрушкам: давайте-ка мы выпрямим наши спины, поставим вместе ноги и сядем, как будущие школьники, ведь вы очень скоро пойдете в школу.
Я поделилась с вами своими детскими впечатлениями и теперь, в свою очередь, хочу спросить вас: какие игрушки любите вы? Ведь наверняка у каждого из вас есть любимая игрушка? (ответы детей)
В. : Какие замечательные у вас игрушки. Мне интересно, откуда появи-лись игрушки? Кто же придумал игрушки, кто их создал? Может это природа приготовила для нас такие чудные дары, то есть они появились сами по себе? (ответы – рассуждения детей)
В. : Значит, игрушка - это всё-таки придумал и создал человек. Это предмет, который можно потрогать руками. А зачем человек сделал игрушку? Дома нужны, чтобы жить, портфель – носить учебники, парикмахерские – подстригаться. Ведь игрушки тоже для чего-то нужны? (ответы – рассуждения детей)
Воспитатель, выслушивая ответы детей, комментирует, дополняет: Ин-тересно, интересно. А ещё, кто как думает? … Смелая идея, молодец!
В. : А вот и сюрприз, я вам предлагаю посмотреть небольшую презентацию о том, какие игрушки были раньше в древности. Может быть, после просмотра вы что-нибудь добавите к своим ответам.
Демонстрация слайда «Самая древняя игрушка».
В. : Ребята, давным-давно древние люди, жившие в каменном веке, ходили в странных одеждах из шкур убитых животных, охотились при помощи камней и палок и готовили себе еду на костре. Однако дети у этих первобытных людей тоже играли с игрушками, даже если эти игрушки походили на простые камушки. Посмотрите, эта древнейшая игрушка сделана из камня, а что она вам напоминает? (ответы детей)
Демонстрация слайда «Тряпичные куклы и куклы – замотанки».
В. : Раньше в селах женщины мастерили для своих детишек куколок из различного материала и поэтому куклы назывались тряпичными. И мы с вами сами пробовали заматывать кукол, и эти куклы-обереги храним у себя в шкафчиках, а называются они куклы - замотанки.
Демонстрация слайда «Соломенная кукла».
В. : Кукол мастерили из того что было под рукой. В этом случае – солома. Перетягивали пучки соломы тесьмой, превращая высохшую траву в определенный образ.
В. : Демонстрация слайда «Деревянная игрушка».
А дальше игрушка совершенствовалась и становилась более разнообразной, так как ее стали делать из дерева: здесь уже и куклы, и домики и лошадки.
Демонстрация слайда «Глиняная игрушка».
В. : Фигурки из глины, которыми играли наши прабабушки и прадедушки еще не выглядят так красиво, как их делают сейчас, но посмотрите какие они своеобразные. Эти образы из прошлого так актуальны сейчас для создателей современных игрушек.
Демонстрация слайда «Чугунная игрушка».
В. : Игрушки из чугуна конечно тяжеловатые, и конечно это не были куклы. Чугунные игрушки представляли собой различные статуэтки, фигуры животных, солдатики, машинки. Это игрушки, рассчитанные больше на мальчишеский интерес.
Демонстрация слайда «Оловянные игрушки».
В. : Всем нам известна сказка о стойком оловянном солдатике. Целые армии оловянных солдатиков уже наши мамы и папы могли видеть в своем детстве в магазинах игрушек.
Демонстрация слайда «Фарфоровые куклы».
В. : Что может быть изящнее и красивее хрупкой фарфоровой куклы. Игрушка из фарфора предназначена больше для эстетического восприятия: радовать глаз. Именно поэтому, фарфоровые фигурки, статуэтки, куколки принято дарить на праздники.
Демонстрация слайда «Игрушки мам и пап».
В. : Нашим родителям повезло гораздо больше в их детстве, чем детям каменного века. Ведь у наших мам и пап был деревянный Буратино, пластмассовая кукла неваляшка, пистолетики, конечно без лазерного прицела, резиновые куклы, да и многое другое.
Демонстрация слайда «Мягкие игрушки».
В. : Кто из вас не любит уснуть ночью, уткнувшись носом в свою люби-мую мягкую игрушку? Мягкие игрушки - предмет для игры детишек более маленьких, чаще всего их дарят на день рождения.
В. :А сейчас, давайте ещё раз уточним, для чего люди придумали такие предметы, как игрушки? Например, зачем древние люди придумали камушки-игрушки? (ответы – рассуждения детей)
В. : Совершенно верно, чтобы дети не плакали, пока взрослые охотились. А ещё, чтобы были заняты и не выходили из пещеры, ведь кругом бродили свирепые хищники.
Кстати, камушки были похожи на животных, поэтому и играли дети, чаще всего, в охоту. Но могли ли ребята по-настоящему добыть что-нибудь на такой охоте? (ответы детей) То есть они охотились понарошку.
А в какие игры играли с тряпичными куклами? (ответы детей)
А как вы думаете, игрушки могут научить детей чему-либо полезному? Например, камушки-игрушки, первобытных детей и тряпичные куклы? (ответы – рассуждения детей)
А чему же учат современные игрушки: конструктор, настольные игры, машины? (ответы – рассуждения детей)
В. : Итак, мы назовём самое основное, игрушка - это предмет, который сделал человек для детей для того, чтобы они делали дела взрослых понарошку, развлекались, не плакали и учились чему-нибудь полезному.
Дети повторяют определение.
Демонстрация слайда «Заводные игрушки».
В. : Ещё в старину мастерам игрушечных дел очень хотелось, чтобы иг-рушки могли двигаться. Вот так появились заводные игрушки, то есть игрушки внутри которых вставлялся специальный механизм с колесиками и пружинками. Стоило такую игрушку покрутить ключом, как механизм в ней заводился и заставлял, например, куклу ходить, поднимать и опускать руки. Заводные игрушки напоминают нам роботов, не правда ли?
Физминутка «Заводные игрушки» : дети под музыку имитируют движения заводных игрушек.
В. : В наше время существует великое множество игрушек и их даже можно разделить на разные группы. Попробуйте разделить их по группам, но каждый по-своему. Вот мой вариант – игрушки: пластмассовые, мягкие, оловянные, деревянные, соломенные, каменные.
Дети предлагают свои варианты классификации игрушек, используя разные основания для группировки: игрушки для мальчиков и девочек; современные и старинные игрушки, игрушки по возрасту и тому подобное.
Затем педагог предлагает изобразить схематично, как делятся игрушки в зависимости от вида игры.
Дети рисуют у себя в тетрадях модель видов игрушек, обозначая слова начальными буквами (обозначения по ходу обсуждения выписываются на доске). Воспитатель последовательно диктует слова: игрушки, музыкальные игрушки, спортивные игрушки, конструктор, игрушки – куклы, машины, мяч, пупсик, грузовик, Лего-конструктор, барабан. Каждое понятие параллельно обозначается одним из детей на доске.
В. : Подскажите, какие ещё виды игрушек можно подставить к каждой группе.
Дети устно дополняют модель конкретными видами музыкальных, спортивных, конструктивных и сюжетных игрушек.
В заключении дети с опорой на модель и вопросы воспитателя сравнивают понятия по объёмам и содержанию.
В. : Где больше игрушек, там, где «игрушки» или где «куклы» (показ на модели). Почему? (ответы детей)
В. : Совершенно верно: там, где «игрушки», так как там все-все игрушки. Это общее название. А у чего будет больше признаков, у «игрушек» (показ на модели) или у игрушек – кукол? (ответы детей)
В. : Давайте проверим. Возьмем счетные палочки: красные палочки будут признаками «игрушек», а синие – «кукол». Итак, считаем признаки «игрушек» :
Все игрушки – это предметы? (да)
Они служат для того, чтобы дети не плакали и развлекались в отсутствие взрослых? (да)
С игрушками играют понарошку? (да)
Игрушки учат нас чему-либо? Чему? (ответы детей)
А может быть все игрушки круглые как мяч? (нет)
А может быть все игрушки только для мальчиков? (нет)
Тогда все игрушки предназначены только для спортивных игр? (нет)
Но раз игрушки придумали люди, тогда может быть они похожи на людей? (нет)
В. : Всего четыре признака (показ счетных палочек). Проверим признаки кукол.
Кукла - это предмет? (да);
Развлекает ли кукла детей в отсутствие взрослых? (да);
Можно ли с куклой что-то делать по настоящему, например, кормить? (ответы детей). Правильно, только понарошку.
А чему же учит кукла? Может ничему? Вспомните тряпичных кукол, которыми играли в старину. (ответы детей)
А похожи ли куклы на человека? (ответы детей)
Можно ли с куклой играть в день рождения? (да)
Можно ли у кукол менять платье? (да)
В. : Насчитали 7 признаков (показ счетных палочек, но может быть больше. Итак, игрушек очень много: спортивные, куклы, музыкальные и другие. А вот признаков игрушек – мало, всего четыре. Кукол конечно меньше – ведь это только куклы, а признаков больше, чем у всех игрушек.
Сегодня, ребята, мы с вами и поговорили об игрушках: выяснили, чему они нас учат, какие существуют виды игрушек, посмотрели и послушали рассказ о том, какие игрушки были раньше. А в заключении доказали, что чем больше видов игрушек, тем меньше у них общих признаков.
Список литературы:
1. Крячко А. А. Введение в традицию: программа - https://www.portal-slovo.ru.
2. Марголис А. А., Ковалев С. Д., Телегин М. В., Кондратьев Е. А. «Философия для детей — диалогический учебный предмет / Психологическая наука и образование – М. : 1997 г. № 4.
3. Развитие: программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений / Под ред. О. М. Дьяченко – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000.
4. Телегин М. В. Программа воспитательный диалог. Для старших школьников. М. : МГППУ, 2004.