Папки-передвижки

Использование метода моделирования при пересказе русских народных сказок как средства развития связной речи у детей

Елена Сурмач
Использование метода моделирования при пересказе русских народных сказок как средства развития связной речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Использование метода моделирования при пересказе русских народных сказок как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Сурмач Елена Ивановна, Воспитатель, МБДОУ «Смирновский детский сад»

«У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим,

колючим человеком и люди об него ушибаются,

как о лежащий камень, и укалываются, как о лист осота»

И. П. Токмакова.

Публикация «Использование метода моделирования при пересказе русских народных сказок как средства развития связной речи у детей» размещена в разделах

Овладение родным языком, развитие речи, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» [4, с. 271]

Мы живем в неспокойном, динамичном, прогрессирующем, полном противоречий и тревог времени, когда привычным стало видеть «общающихся рядом» детей. Именно «рядом», потому что сидят дети рядом, но сознание каждого полностью поглотил гаджет. От этого «общения» игры детей стали примитивными, молчаливыми, речь детей стала невнятной, скудной. Они разучились связно, развернуто излагать свои рассуждения, просьбы. На сегодняшний день существует проблема, у многих детей к старшему дошкольному возрасту уровень развития связной речи ниже положенной нормы.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач родителей и педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Связная речь – смысловое, развернутое высказывание, которое должно обеспечивать взаимопонимание между людьми. Связная речь должна быть понятна для собеседника. Она развивается медленно. Ее развитие протекает совместно с развитием мышления. Основной функцией связной речи является коммуникативная функция, которая напрямую связана с общением и взаимопониманием между людьми. Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания окружающей действительности. Поэтому работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста очень важна и актуальна. [1]

Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс мотивированным. И в связи с этим от воспитателя требуется поиск, наиболее эффективных форм и методов воспитания или переосмысления уже известных.

Работая с детьми старшей группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому для углубленной работы я выбрала тему «Развитие связной речи детей». Из всех существующих приемов обучения рассказыванию - один из современных, является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка. Ведь сказка как незаменимая помощница. Она завораживает маленького человечка днём, чтобы угомонить его, ласково и бережно убаюкивает на ночь, удивляет и остаётся в памяти на всю последующую жизнь, заставляет тревожиться и сострадать, учит добру, ограждает от зла. Значение русских народных сказок в развитии связной речи дошкольников трудно переоценить. Они уникальны не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребёнку, как никакая другая форма искусства. Слушая сказку, сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

В большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко. Вот в этом случаи хорошо использовать метод моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Алькониным, Н. А. Ветлуцкой, в его основе лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением или каким ни будь другим условным знаком. (предметные картинки, силуэтные изображения, геометрические фигуры). Наглядная модель выступает в качестве плана. Не нужно опасаться, что использование символико- моделирующих средств делает мыслительные процессы ребёнка «ленивыми», а речь заученной, «заштампованной». Напротив, это будет способствовать усвоению ребёнком разных структур языка. Л. А. Венгер писал: «Метод моделирования эффективен потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах». [3, с. 175]

Прежде чем приступить к работе с использованием метода моделирования, я определила, на каком уровне находятся дети моей группы и выбрала конкретные способы реализации материала. Наметила последовательность чтения сказок в течении года, определяемую усложнением содержания и соответствием временам года.

Работа со сказкой включает в себя три основных направления работы: знакомство со сказкой, освоение специальных средств литературно-речевой деятельности и развитие умственных способностей – задания на развитие мышления и воображения. Существует три вида моделирования сказки : секреционный, двигательный, временно-пространственный. Модель- это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи. Наиболее существенные стороны и свойства объекта. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребёнка формируются обобщённые представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности. [2]

В старшей группе в основном используется временно-пространственный вид моделирования сказок. Но прежде, чем приступить к такой сложной для детей работе, я начала с простого – секреционного вида моделирования сказок. Стала строить свою работу с повторения уже знакомых детям сказок. Дети вспомнили и назвали персонажей, уточнили, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда. Рассмотрели картинки из этой сказки, обыгрывали сказку, используя настольный театр. Дети охотно участвовали в драматизации сказки, старались подражать движениям и голосам героев сказки, что требовало от детей интонационной и мимической выразительности. В свободное время дети рисовали эпизоды из сказок лепили зайца, лису, волка, медведя и других героев сказок. Когда вся предварительная работа была проделана, я предложила детям условные заместители персонажей сказки – это : кружочки, полоски, квадратики. Дети отмечали, чем они похожи и чем отличаются (цветом, размером). Например, к сказке «Репка» мы отобрали для 6 персонажей – полоски одинакового цвета, но разной величины (от самой высокой до самой низкой, репка была желтым кружком. Дети быстро выложили сказку и рассказали ее без труда. В другом варианте, я использовала геометрические фигурки: квадратики и кружки, одинакового размера, но разного цвета. Дети быстро выбирали нужные по цвету фигурки, выкладывали и рассказывали сказку. Ребята быстро освоили сериационный метод моделирования, всегда с интересом и охотой подбирали заместители героям сказки, без труда рассказывали сказку, старались подражать голосам животных.

Затем перешла к более сложному виду моделирования – двигательному. Вспомнили с ребятами знакомые сказки, была проведена предварительная работа: рассматривались иллюстрации, обыгрывались наиболее интересные и наиболее сложные для рассказывания эпизоды сказок. Дети очень активно участвовали в инсценировке сказки, использовали присказки. Например, к сказке «Заюшкина избушка» мы взяли одинакового размера кружки, но разного цвета. Кроме уже отобранных по цвету заместителей, я добавляла другие цвета. Дети выбирали нужный цвет, соответствующий данному герою, объясняли свои действия. Закрепляла с помощью карточек отдельные эпизоды сказки. С помощью этих сказок у детей развивается память на цвет, соответствующий каждому герою сказки. Так же мы отобрали игрушки, имеющие отношение к этой сказке, рассмотрели их, отметили особенности каждой. Сделали и отобрали разные геометрические фигурки одинакового цвета, соотнесли их с героями сказки. Ребята, в основном все, без труда рассказывали сказку, используя двигательный вид моделирования.

Позже я перешла к пространственному моделированию сказок – это более сложный вид, посредством которого временные события сказки могут быть наглядно представлены в виде модели, при этом сначала используются готовые пространственные модели. Если раньше важно было, чтобы дети «схватили» тот внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер, то основание, которое являлось для них отправной точкой для общения, чтобы строить логику сказки с помощью заместителей. Далее детям предлагался уже более сложный признак – не наглядный, связанный с характером персонажа. Отмечала с детьми: если это добрый, светлый образ, то он может замещаться светлыми цветами: голубым, розовым, белым; а если злой – черным и т. д. Так, постепенно дети знакомились с «символической» культурой, отраженной в сказках. Потом дети проигрывали с заместителями основные эпизоды сказки, выделяя ее структурные элементы, переходя к моделированию. Предварительно ребенок проживал эмоционально содержание сказки, а затем уже овладевал структурой сказки, постигая закономерности ее построения. Дети активно отвечали на вопросы, дополняли ответы друг друга. Используя модель сказки, я пришла к выводу, что детям это интересно. Занятия проходили в более живой форме, где дети выполняли игровые упражнения, драматизировали отдельные кусочки сказки, принимали участие в настольных и подвижных играх. А самое главное, что дети хотели рассказывать сказку, были более активны, внимательны друг к другу. Детям нравится работать с моделями, они, в основном, справляются с заданием, но некоторым требуется индивидуальная работа.

В результате проделанной работы, дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные. На вопросы стали отвечать полными, выразительными ответами. Многие из ребят стали самостоятельно рассказывать сказки, пытаться составлять свои сказки.

Я пришла к выводу, что русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями и что обучение пересказу фольклорных и литературных произведений с использованием метода моделирования, формирует умение строить связное монологическое высказывание и знакомит детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста: сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина – М. : Издательский центр «Академия», 2000 – 400 с.

2. Большева Т. В. Учимся по сказке : Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс,2011. -96 с.

3. Венгер, Л. А. Домашняя школа / Л. А. Венгер – М. : Знание, 1994.

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. З. Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. —М. : Педагогика, 1983.

—368 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет «День России и русских народных сказок»Фотоотчет «День России и русских народных сказок» Фотоотчет "День России и русских народных сказок" Сегодня, 13 июня, в младшей и средней группах прошел праздник "День России и русских.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Конспект занятия по развитию речи для группы раннего развития «В гостях у русских народных сказок» Занятие по Развитию речи для группы раннего развития " В гостях у русских народных сказках" Цель: С помощью разных приемов помочь детям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода моделирования при пересказе русских народных сказок как средства развития связной речи у детей
Опубликовано: 13 октября 2024 в 18:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода моделирования при пересказе русских народных сказок как средства развития связной речи у детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сурмач в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД