Ольга Коровина
Использование метода мнемотехники на занятиях по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел развитие речи является наиболее сложным разделом в системе воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта. В начале года на диагностическом этапе были выявлены множественные нарушения в речевом развитии детей нашей группы : 4 ребёнка – задержка речевого развития, 6 детей – общее недоразвитие речи, 1 ребёнок – системное нарушение речи и у 1 ребёнка речевое развитие по возраст. Речь наших детей отличается низким словарным запасом (особенно глагольным, речь носила у многих детей звукоподражательный характер, грамматический строй речи грубо нарушен. Адаптационный период у детей был долгим, потому что в основном все дети вновь прибывшие. Некоторые дети вообще отказывались идти на занятия, не шли ни на какой контакт
Публикация «Использование метода мнемотехники на занятиях по развитию речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс наряду с традиционными приёмами использовали прием мнемотехники.
Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
При обучении детей составлению рассказов-описаний на занятиях по развитию речи использовали схемы Т. А. Ткаченко и схемы-модели мнемотаблиц Т. Б. Полянской, которые взяты за основу. Мнемотаблицы использовались при разучивании стихотворений для обогащения словарного запаса, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов, пальчиковых гимнастик.
Мнемотехника помогает развивать :ассоциативное мышление,зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение
Особенно эффективны при разучивании стихотворений - мнемотаблицы. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. При работе с мнемотаблицами включаются не только слуховые и зрительные анализаторы, но и тактильные анализаторы. Поэтому в своих мнемотаблицах мы ввели элементы тактильного ощущения. Наши дети легче вспоминают картинку, тальтильное ощущение, а потом припоминают слова. Мнемотаблицы изменяя и совершенствуя их по-своему, обращаем внимание на доступное изображение символов, на тактильное восприятие детей, красочность.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для наших детей. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Этапы работы над стихотворением:
1. Педагог выразительно читает стихотворение.
2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Мнемотаблицы в моей работе по развитию связной речи детей использую для :
обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов,
при разучивании пальчиковых гимнастик.
Для обогащения словарного запаса наряду с традиционными дидактическими играми нами используются наиболее успешные следующие новые игры:
Игра «Цветик-семицветик»
Цель: обогащение глагольного словаря
Содержание: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т. д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.
Игра «Поезд»
Цель: закрепление навыков словообразования существительных с помощью суффиксов -ик, -ищ.
Содержание: Детям предлагается несколько картинок с изображением одинаковых предметов (больших, средних и маленьких) и поезд с тремя вагончиками. Дети находят одинаковые предметы, называют их и кладут в нужный вагончик: носик, нос, носище и т. п.
Игра «Убираем урожай»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных
Содержание: Педагог приносит четыре корзины со схематичным изображением действий (срывают – рука, выдергивают – рука в кулаке, выкапывают – лопата, срезают – нож) и говорит, что сейчас дети будут собирать овощи и рассказывать, как данный овощ убирают. Дети составляют предложения типа: Морковку выдергивают. Капусту срезают. И т. д.
Таким образом, используя на занятиях приём мнемотехники к концу учебного года мы достигли результатов
На занятия с удовольствием стали идти Богдан, Егор, Кирилл.
Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек у Егора, Саши М. ,
У Марка, Саши К., Владика словарный запас выходит на более высокий уровень;
Настя, Кирилл, Богдан преодолевают робость, застенчивость.
Приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к занятиям, а соответственно повышается их эффективность. В дальнейшем планируем продолжить работу и внедрять мнемотехнику в составлении рассказов, по временам года, по лексическим темам в развитие речи. В работе с родителями мы также обращали их внимание на заучивание стихотворений, составили рекомендации по заучиванию стихов наизусть.