Ольга Акимова
Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу с дошкольниками. Современные компьютерные технологии позволяют добиваться более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс коррекции, придавая ему в ряде случаев характер игры.
Публикация «Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях с дошкольниками» размещена в разделах
Поскольку у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, то коррекционный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Нужно помнить, что занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются требования СанПиНа 2.4.1.2660-10 п. 12.21, которые обеспечивают здоровьесбережение ребенка:
• Занятия с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.
• После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.
• Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут.
Согласно методике Л. С. Волковой последовательное устранение нарушений звукопроизношения состоит из нескольких этапов: подготовительного, формирования первичных произносительных умений и навыков и этапа формирования коммуникативных умений и навыков. Содержание презентаций зависит от целей и вида коррекционных занятий, на которых они используются.
Первый этап, подготовительный — основная его цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. В последние годы в логопедии заметно возрос интерес к использованию сказкотерапии на основе готовых народных или авторских сказок, интенсивно развивается такое явление, как логосказки. Мы создали в программе MicrosoftPowerPoint цикл презентаций «Сказка о веселом о язычке», а также «Путешествие с другими сказочными героями". Игровые ситуации увлекают дошкольника в сказочный мир, понижается общее напряжение, стеснительность, негативизм, связанный с необходимостью многократно повторять определенные артикуляционные уклады.
Второй этап — формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. В своей работе используем презентации «Звуковые дорожки». Это многократное проговаривание, вариативность картинок, персонажей. При автоматизации звука в слогах сделаны «Песенка Белочки», «Песенка Комарика», «Упражнение Знайка», «Песенка Тигра» и др. На этапе постановки звуков у ребенка наблюдается неуверенность, поэтому использование в презентации анимированных персонажей отвлекает ребенка от речевого дефекта, делая коррекцию речи более тонкой и незаметной. При виде наглядного результата своих усилий у дошкольника повышается самооценка, снижается неуверенность и тревожность. Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Здесь можно использовать презентации «Незнайка», «Путаница», «Договори слово» и д. р.
Третий этап - формирования коммуникативных умений и навыков. Цель его — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения. Детям нравится сюжетно-ролевая игра “Расскажи про зверят”, где они выступают в роли «зверят», знакомятся, составляют описательный рассказ о себе (Где живёт, Какое имеет тело? Чем оно покрыто? Какие ушки, лапки, хвост? Как ведёт себя это животное в природе) и др.
Целью применения компьютерных технологий на логопедических занятиях является повышение мотивации и активности ребенка, эффективности логопедической работы по коррекциинарушений речи и общего развития детей. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. КоролёваН., Петрова С. «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада», ж. «Дошкольное воспитание», 2010, № 6.
2. Лизунова Л. Р. "Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста" Пермь, 2005.
3. ЛеоноваЛ. А., Макарова Л. В. "Как подготовить ребенка к общению с компьютером", М. "Вентана-Граф", 2004.
4. Никитина М. "Ребенок за компьютером" М., Эксмо, 2006.