МААМ-картинки

Использование компьютерных игр как средства подготовки детей дошкольного возраста к школе

Азарова Александра
Использование компьютерных игр как средства подготовки детей дошкольного возраста к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Использование компьютерных игр как средства подготовки детей дошкольного возраста к школе.

Статья представляет собой характеристика исследования по использованию инновационной педагогической технологии в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе. В статье описывается принцип работы с использованием компьютерных игр как средства подготовки детей дошкольного возраста к школе. Статья может быть полезна и интересна для педагогов, психологов, воспитателей и родителей.

Публикация «Использование компьютерных игр как средства подготовки детей дошкольного возраста к школе» размещена в разделах

Краткая характеристика исследования по использованию педагогических технологий в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.

Проблема процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе, связана с тем, что приоритет в подготовке ребенка к шкотному обучению отдается развитию мотивационно-потребностной сферы, операциональных навыков, произвольности психических процессов и развитию тонкой моторики рук.

Целью исследования является обоснование педагогических технологий направленных на подготовку детей старшего дошкольного возраста к школе.

В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что психические процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др., определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи: во-первых, будут раскрыты теоретические аспекты проблемы подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста; во-вторых, будут выявлены особенности несформированной мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе; в третьих, будет разработано содержание проекта образовательной деятельности, направленной на процесс подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе; в четвертых проверено эффективность проекта образовательной деятельности, направленного на процесс подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.

Анализ результатов исследований (Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и Л. В. Занкова) показал, что роль использования педагогических технологий в процессе подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста в частности очень эффективен для решения проблемы развития мотивационно-потребностной сферы, операциональных навыков, произвольности психических процессов и развитию тонкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Поэтому развивающие возможности педагогических технологий по отношению к детям старшего дошкольного возраста с проблемой подготовки к школе имеют огромный потенциал.

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования. Такие как, теоретические методы: изучение специальной литературы, анализ, синтез; эмпирические методы: наблюдение, анкетный опрос, анализ продуктов художественно-изобразительной деятельности детей, (в форме организованных развивающих занятий с детьми дошкольного возраста, констатирующий и контрольный эксперименты.

В исследовании для проведения качественного и количественного анализа данных использовались диагностические методики: методика «Рисунок школы» (Д. Б. Эльконин, методика «Беседа о школе» по отслеживанию мотивационной готовности к школе (Нежновой Т. А., анкета-опросник для родителей по выявлению тревожности (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко).

Практическая часть исследования проводилась в г. Санкт-Петербурге на базе государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 92 Невского района г. Санкт-Петербурга. Субъектами исследования были дети старшего дошкольного возраста из подготовительной группы «Изобретатели», ГБДОУ «Детский сад № 92 Невского района г. Санкт-Петербурга.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в исследовании результаты, могут быть использованы педагогами, воспитателями и психологами в работе с детьми старшего дошкольного возраста для решения проблемы подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования, несомненно, принесут пользу при разработке научных и методических рекомендаций для педагогов, психологов, воспитателей и родителей.

Сущность понятия «готовность детей к школе».

Важнейшая проблема, которая возникает к концу дошкольного возраста, – это проблема готовности ребёнка к школьному обучению.

Именно в дошкольный период формируются предпосылки для обучения в школе : представления о числе, о количестве, природе и обществе, в этот период происходит интенсивное развитие психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления.

Значительный вклад в проблему психологической готовности ребёнка к школе внес Л. С. Выготский.

Л. С. Выготским была сформулирована идея о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе знаний и умений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Готовность к школе связывалась учёным, прежде всего, со способностью обобщать, дифференцировать предметы и явления окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы [5, с. 29].

Л. И. Божович подчёркивала важность личностной и интеллектуальной готовности к школе. Успешность обучения во многом зависит от уровня мотивационного развития (доминирующих мотивов учения, уровня произвольности поведения и развития интеллектуальной сферы. Стремление занять определённую позицию в обществе и познавательная потребность способствуют возникновению нового отношения ребёнка к окружающей среде – «внутренней позиции школьника» [2].

Таким образом, психологическая готовность к школе предполагает необходимый и достаточный уровень сформированности у ребё нка психологических новообразований: внутренней позиции школьника, произвольности, обучаемости, способности действовать по образцу и др. Особое значение, по нашему мнению, имеет интеллектуальная готовность к школьному обучению, которая связана с развитием мыслительных процессов: способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Большое значение для готовности к школе имеют также определённый уровень развития внимания и памяти.

Характеристика информационно-коммуникативных технологий.

Информационно-коммуникативные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, программ, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, форм и методов их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Загвязинский В. И. под информационно-коммуникационной технологией (ИКТ) понимает процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) [2].

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии должны стать не дополнительным средством в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающим его эффективность и максимально способствующим всестороннему развитию интеллектуальной, эмоциональной и личностной сфер детей старшего дошкольного возраста. Использование на занятиях информационно- коммуникативных технологий, позволяет детям лучше усвоить материал. С помощью наглядности воспитатель объяснения выстраивает логично, научно и понятно для детей.

Использование компьютерных игр как средства подготовки детей дошкольного возраста к школе.

Компьютерные игры сегодня стали частью социальной ситуации развития дошкольников. Многие из них позиционируются производителями: как средства развития и обучения детей. Л. А. Венгер и А. Л. Венгер, рассматривая компьютерные игры в целом как позитивный фактор развития дошкольников, призывают не воспринимать их как волшебную палочку, которая за час игры сделает ребёнка умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и внимания к ним со стороны взрослых. Только тогда эти занятия могут дать эффект [3, с. 99].

Занятия с использованием компьютерных программ, развивающих игр вызывают у детей интерес и стремление достичь поставленной цели. В процессе компьютерной «деятельности» ребёнка у него развиваются положительные эмоциональные реакции. Более того, происходит развитие и коррекция психических процессов. Компьютерные игры помогают детям лучше усваивать знания, стимулируют к приобретению новых знаний; являются своеобразным, но точным диагностическим «методом», выявляющим пробелы в тех или иных видах коррекционной работы; обеспечивают достижение детьми определённого уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебной деятельности.

Исследования О. К. Тихомирова показали‚ что компьютерные игры способствуют развитию логического мышления, познавательной активности, концентрации и переключения внимания, волевых качеств, эмоциональной сферы, памяти, навыков ориентации в пространстве [3].

А. Г. Шмелев отмечает: «. играя на компьютере, ребёнок. активно взаимодействует пусть с искусственным, но все – же взаимодействует с каким-то миром. При этом он учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове образно-концептуальные модели, без которых нельзя добиться успеха в современных компьютерных играх. и в этом проявляется их развивающий потенциал, особенно это касается интеллекта» [6].

Таким образом, применение компьютерных игр при подготовке детей дошкольного возраста к школе способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка. Этот способ позволяет ребёнку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Заключение.

В процессе исследовательской работы нами были получены следующие результаты:

• Были раскрыты теоретические аспекты проблемы подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста.

• Выявлены особенности несформированной мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

• Разработано содержание проекта образовательной деятельности, направленного на процесс подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.

• Проверен на эффективность проект образовательной деятельности, направленной на процесс подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.

По результатам исследовательской работы был сделан вывод, что разработанный нами проект образовательной деятельности благотворно влияет на процесс подготовки к школе детей старших групп дошкольных образовательных организаций.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в исследовании результаты, могут быть использованы педагогами, воспитателями и психологами в работе с детьми старшего дошкольного возраста для решения проблемы подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования, несомненно, принесут пользу при разработке научных и методических рекомендаций для педагогов, психологов, воспитателей и родителей.

Список использованных источников.

1. Башмаков М. И. Информационная среда обучения /М. И. Башмаков С. Н. Поздняков Н. А. Резник. – СПб. : СВЕТ, 1997. – 400 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 2012. - 112 с.

3. Клопотова Е. Компьютерные игры в жизни современных дошкольников / Е. Клопотова, Ю. Романова //Дошкольное воспитание – 2014. - №7. – с. 97-104.

4. Комарова Т. С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. -М. : 2011г.

5. Конева О. Б. Психологическая готовность детей к школе : Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 42 с. Митичева Т. И. Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе / Т. И. Митичева, Я. А. Шадрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 700-703.

6. Шмелев А. Г. Мир поправимых ошибок (психология компьютерных игр) / А. Г. Шмелев, И. В. Бурмистров, А. И. Зеличенко и др. // Компьютерные игры. – М. : Знание, 1988.

Сведенья об авторе: Азарова Александра Валериевна, 195279, г. Санкт-Петербург, Индустриальный пр-кт д. 36, кв. 76; Место работы: ГБДОУ «Детский сад № 92 Невского районаг. Санкт-Петербурга, в должности воспитателя. Студентка 2 курса магистратуры, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Института педагогики, Кафедры воспитания и социализации.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

«Неязыковые средства выразительности. Употребление мимики и жеста в чтении и рассказывании детям дошкольного возраста». Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике. Цицерон Выразительность – важное качество речи. Выразительность.

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста.» В современном мире проблема социального развития подрастающего.

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Использование макаронных изделий как средства развития мелкой моторикиИспользование макаронных изделий как средства развития мелкой моторики Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. И это – один из показателей.

Использование видеоресурсов в формировании толерантности у детей дошкольного возраста Всем давно уже известна истина, корни любого поведения человека необходимо искать в детстве. В период детства, как считал Л. С. Выготский,.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы подготовки детей к школе в детском садуПроблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование компьютерных игр как средства подготовки детей дошкольного возраста к школе
Опубликовано: 20 мая 2022 в 14:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование компьютерных игр как средства подготовки детей дошкольного возраста к школе» (включая файлы) размещена пользователем Азарова Александра (УИ 1600985) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД