Азарова Александра
Использование компьютерных игр как средства подготовки детей дошкольного возраста к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование компьютерных игр как средства подготовки детей дошкольного возраста к школе.
Статья представляет собой характеристика исследования по использованию инновационной педагогической технологии в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе. В статье описывается принцип работы с использованием компьютерных игр как средства подготовки детей дошкольного возраста к школе. Статья может быть полезна и интересна для педагогов, психологов, воспитателей и родителей.
Публикация «Использование компьютерных игр как средства подготовки детей дошкольного возраста к школе» размещена в разделах
Краткая характеристика исследования по использованию педагогических технологий в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.
Проблема процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе, связана с тем, что приоритет в подготовке ребенка к шкотному обучению отдается развитию мотивационно-потребностной сферы, операциональных навыков, произвольности психических процессов и развитию тонкой моторики рук.
Целью исследования является обоснование педагогических технологий направленных на подготовку детей старшего дошкольного возраста к школе.
В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что психические процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др., определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.
Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи: во-первых, будут раскрыты теоретические аспекты проблемы подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста; во-вторых, будут выявлены особенности несформированной мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе; в третьих, будет разработано содержание проекта образовательной деятельности, направленной на процесс подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе; в четвертых проверено эффективность проекта образовательной деятельности, направленного на процесс подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.
Анализ результатов исследований (Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и Л. В. Занкова) показал, что роль использования педагогических технологий в процессе подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста в частности очень эффективен для решения проблемы развития мотивационно-потребностной сферы, операциональных навыков, произвольности психических процессов и развитию тонкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Поэтому развивающие возможности педагогических технологий по отношению к детям старшего дошкольного возраста с проблемой подготовки к школе имеют огромный потенциал.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования. Такие как, теоретические методы: изучение специальной литературы, анализ, синтез; эмпирические методы: наблюдение, анкетный опрос, анализ продуктов художественно-изобразительной деятельности детей, (в форме организованных развивающих занятий с детьми дошкольного возраста, констатирующий и контрольный эксперименты.
В исследовании для проведения качественного и количественного анализа данных использовались диагностические методики: методика «Рисунок школы» (Д. Б. Эльконин, методика «Беседа о школе» по отслеживанию мотивационной готовности к школе (Нежновой Т. А., анкета-опросник для родителей по выявлению тревожности (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко).
Практическая часть исследования проводилась в г. Санкт-Петербурге на базе государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 92 Невского района г. Санкт-Петербурга. Субъектами исследования были дети старшего дошкольного возраста из подготовительной группы «Изобретатели», ГБДОУ «Детский сад № 92 Невского района г. Санкт-Петербурга.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в исследовании результаты, могут быть использованы педагогами, воспитателями и психологами в работе с детьми старшего дошкольного возраста для решения проблемы подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования, несомненно, принесут пользу при разработке научных и методических рекомендаций для педагогов, психологов, воспитателей и родителей.
Сущность понятия «готовность детей к школе».
Важнейшая проблема, которая возникает к концу дошкольного возраста, – это проблема готовности ребёнка к школьному обучению.
Именно в дошкольный период формируются предпосылки для обучения в школе : представления о числе, о количестве, природе и обществе, в этот период происходит интенсивное развитие психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления.
Значительный вклад в проблему психологической готовности ребёнка к школе внес Л. С. Выготский.
Л. С. Выготским была сформулирована идея о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе знаний и умений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Готовность к школе связывалась учёным, прежде всего, со способностью обобщать, дифференцировать предметы и явления окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы [5, с. 29].
Л. И. Божович подчёркивала важность личностной и интеллектуальной готовности к школе. Успешность обучения во многом зависит от уровня мотивационного развития (доминирующих мотивов учения, уровня произвольности поведения и развития интеллектуальной сферы. Стремление занять определённую позицию в обществе и познавательная потребность способствуют возникновению нового отношения ребёнка к окружающей среде – «внутренней позиции школьника» [2].
Таким образом, психологическая готовность к школе предполагает необходимый и достаточный уровень сформированности у ребё нка психологических новообразований: внутренней позиции школьника, произвольности, обучаемости, способности действовать по образцу и др. Особое значение, по нашему мнению, имеет интеллектуальная готовность к школьному обучению, которая связана с развитием мыслительных процессов: способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Большое значение для готовности к школе имеют также определённый уровень развития внимания и памяти.
Характеристика информационно-коммуникативных технологий.
Информационно-коммуникативные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, программ, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, форм и методов их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Загвязинский В. И. под информационно-коммуникационной технологией (ИКТ) понимает процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) [2].
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии должны стать не дополнительным средством в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающим его эффективность и максимально способствующим всестороннему развитию интеллектуальной, эмоциональной и личностной сфер детей старшего дошкольного возраста. Использование на занятиях информационно- коммуникативных технологий, позволяет детям лучше усвоить материал. С помощью наглядности воспитатель объяснения выстраивает логично, научно и понятно для детей.
Использование компьютерных игр как средства подготовки детей дошкольного возраста к школе.
Компьютерные игры сегодня стали частью социальной ситуации развития дошкольников. Многие из них позиционируются производителями: как средства развития и обучения детей. Л. А. Венгер и А. Л. Венгер, рассматривая компьютерные игры в целом как позитивный фактор развития дошкольников, призывают не воспринимать их как волшебную палочку, которая за час игры сделает ребёнка умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и внимания к ним со стороны взрослых. Только тогда эти занятия могут дать эффект [3, с. 99].
Занятия с использованием компьютерных программ, развивающих игр вызывают у детей интерес и стремление достичь поставленной цели. В процессе компьютерной «деятельности» ребёнка у него развиваются положительные эмоциональные реакции. Более того, происходит развитие и коррекция психических процессов. Компьютерные игры помогают детям лучше усваивать знания, стимулируют к приобретению новых знаний; являются своеобразным, но точным диагностическим «методом», выявляющим пробелы в тех или иных видах коррекционной работы; обеспечивают достижение детьми определённого уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебной деятельности.
Исследования О. К. Тихомирова показали‚ что компьютерные игры способствуют развитию логического мышления, познавательной активности, концентрации и переключения внимания, волевых качеств, эмоциональной сферы, памяти, навыков ориентации в пространстве [3].
А. Г. Шмелев отмечает: «. играя на компьютере, ребёнок. активно взаимодействует пусть с искусственным, но все – же взаимодействует с каким-то миром. При этом он учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове образно-концептуальные модели, без которых нельзя добиться успеха в современных компьютерных играх. и в этом проявляется их развивающий потенциал, особенно это касается интеллекта» [6].
Таким образом, применение компьютерных игр при подготовке детей дошкольного возраста к школе способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка. Этот способ позволяет ребёнку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Заключение.
В процессе исследовательской работы нами были получены следующие результаты:
• Были раскрыты теоретические аспекты проблемы подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста.
• Выявлены особенности несформированной мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
• Разработано содержание проекта образовательной деятельности, направленного на процесс подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.
• Проверен на эффективность проект образовательной деятельности, направленной на процесс подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.
По результатам исследовательской работы был сделан вывод, что разработанный нами проект образовательной деятельности благотворно влияет на процесс подготовки к школе детей старших групп дошкольных образовательных организаций.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в исследовании результаты, могут быть использованы педагогами, воспитателями и психологами в работе с детьми старшего дошкольного возраста для решения проблемы подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования, несомненно, принесут пользу при разработке научных и методических рекомендаций для педагогов, психологов, воспитателей и родителей.
Список использованных источников.
1. Башмаков М. И. Информационная среда обучения /М. И. Башмаков С. Н. Поздняков Н. А. Резник. – СПб. : СВЕТ, 1997. – 400 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 2012. - 112 с.
3. Клопотова Е. Компьютерные игры в жизни современных дошкольников / Е. Клопотова, Ю. Романова //Дошкольное воспитание – 2014. - №7. – с. 97-104.
4. Комарова Т. С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. -М. : 2011г.
5. Конева О. Б. Психологическая готовность детей к школе : Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 42 с. Митичева Т. И. Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе / Т. И. Митичева, Я. А. Шадрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 700-703.
6. Шмелев А. Г. Мир поправимых ошибок (психология компьютерных игр) / А. Г. Шмелев, И. В. Бурмистров, А. И. Зеличенко и др. // Компьютерные игры. – М. : Знание, 1988.
Сведенья об авторе: Азарова Александра Валериевна, 195279, г. Санкт-Петербург, Индустриальный пр-кт д. 36, кв. 76; Место работы: ГБДОУ «Детский сад № 92 Невского районаг. Санкт-Петербурга, в должности воспитателя. Студентка 2 курса магистратуры, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Института педагогики, Кафедры воспитания и социализации.