Кристина Карпова
Использование инновационных технологий на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с нарушениями речи и ведущая роль в ее коррекции и компенсации принадлежит учителям-логопедам. Они должны обеспечить индивидуальный подход к ребенку учитывая его личностные особенности, построить занятия с учетом современных технологий, что позволит их разнообразить, сделать их живыми и занимательными.
Публикация «Использование инновационных технологий на логопедических занятиях» размещена в разделах
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
И все более распространенным явлением становится использование в коррекционно-образовательном процессе информационных технологий, которые рассматриваются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям детей с особыми образовательными потребностями средство обучения. В связи с этим мною был создан цикл логопедических артикуляционных рассказов в презентациях.
Презентации можно использовать как в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, так и в качестве домашнего иллюстративного материала для родителей.
Мультимедийная презентация – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации. Презентации я создаю, учитывая особенности своих воспитанников. Презентации можно найти на сайте нашего детского сада.
Ещё на сайте сада представлены видео по артикуляционной гимнастике и автоматизации звуков. Для ребенка – это очень удобно тем, что не выходя из дома, он может развивать свою моторику и речь, при этом ребенок видит правильный образец выполнения движений.
В сегодняшнем мире новых технологий, взрослым сложнее понять внутренний мир детей, поставленных в новые, непривычные для взрослых условия. Новые возможности, которые дают гаджеты, могут обернуться полезными в дальнейшей жизни навыками, а могут превратиться в потраченное время и упущенные возможности. Мы учимся не отрицать новые технологии, а использовать их, не теряя способности к собственному творчеству.
Так как основная деятельность дошкольников игра (именно в игре ребенок всесторонне развивается) мы с ребятами совмещаем компьютерные технологии и игру (все то, что им так интересно) – мы создаем свои собственные мультфильмы. В процессе создания мультфильмов дети открывают свои таланты.
Мною создан канал ютуб, где представлены мультфильмы, которые мы создавали совместно с детьми. Создавая мультфильмы, ребята раскрепощаются, с удовольствием автоматизируют звуки, обогащают словарный запас, развивают творческое мышление и воображение, развивают связную речь. Я создала свою мультстудию, чтобы помочь ребятам справиться со сложностями в адаптации, социализации. Искусство мультипликации в первую очередь воздействует на воображение и фантазию обучающихся. В мультипликации все рисунки, предметы, персонажи «оживают» и могут перемещаться, а также полноценно жить на экране, совершать те или иные поступки, рассуждать, говорить. Мультфильмы помогают ребятам раскрепоститься, научиться слушать друг друга, а так же научиться совместной работе. Такая творческая работа способствует положительной динамике речевого развития у детей.
Мультфильм был всегда интересен детям, а в настоящее время, благодаря современным технологиям, дошкольники совместно со взрослыми могут создавать свои собственные мультфильмы, что очень интересно и необычно. Ведь одно дело – смотреть мультфильм в кинотеатре или по телевизору, и совсем иное – создать самому, принять участие в съемках и показать другим: и взрослым, и сверстникам. В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Быстрым темпом входят в нашу повседневную профессиональную жизнь различные компьютерные технологии. Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов, которые широко используются в работе с детьми и могут быть направлены на активизацию игровой, театральной и речевой деятельности дошкольников.
Благодаря этим проектам у ребят повысился уровень речевых высказываний, обогатился их лексический запас. Адаптация у детей проходит в легкой форме. Дети с удовольствием занимаются и выполняют артикуляционные упражнения. Дошкольники умеют передавать различные чувства, используя интонацию. Ребята самостоятельно придумывают, создают образы персонажей для мультфильмов и исполняют их. Повысилось профессиональное мастерство педагогов. Повысился уровень родительской компетентности, их активное участие в педагогическом процессе детского сада. Родители больше времени проводят с детьми.