Марина Корчёмкина
Использование инновационной технологии «Линейный календарь» в формировании у дошкольников временных представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Использование инновационной технологии «Линейный календарь» в формировании у дошкольников временных представлений.
Время является одним из важных составляющих реальности, в которых мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени, оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. Время — это очень сложный объект познания дошкольниками. К причинам, обусловливающим эти трудности, относят специфические особенности времени : текучесть, необратимость, недоступность. Представление о нём у детей возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Для формирования у детей представлений о времени в детских садах обычно педагоги используют модели часов и матричный календарь. Однако в детском саду использование данных моделей, особенно матричного календаря, как правило, не приносит ожидаемых результатов. Общепринятый матричный календарь слишком сложен для дошкольников, которые не умеют читать и не знакомы с правилами перехода на новую строку, когда предыдущая строка заканчивается. Матричный календарь – слишком условная, слишком «взрослая» форма отчета времени для маленького ребенка. Он не может формировать представления о течении времени, его направлении из прошлого, через настоящее в будущее.
Публикация «Использование инновационной технологии „Линейный календарь“ в формировании у дошкольников временных представлений» размещена в разделах
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Авторы программы «ПРО детей» Елена Бодрова и Елена Юдина предлагают использовать в работе с дошкольниками инновационную технологию «Линейный календарь», которая предназначена для формирования у детей математических и логических представлений, начальных представлений о времени, навыков счета.
Идея технологии нам очень понравилась, и мы решили ее применить в своей средней группе.
Изучая технологию и опыт по её внедрению другими педагогами, мы столкнулись с тем, что линейный календарь начинают использовать со старшей группы, поэтому всю методику пришлось адаптировать под более младший возраст.
Пособие «линейный календарь» создаётся из подручных средств при непосредственном участии детей, заполняется тоже детьми.
По задумке автора технологии неделя в таком календаре выглядит как полоса бумаги, разделенная на 7 ячеек (по количеству дней недели). Каждый день во время утреннего круга дети заполняют календарь. У каждого события есть свой символ (например, рабочий день в саду- мячик, выходной- домик, день рождения- торт и т. п) Так же в календаре можно отмечать погоду и интересные события из жизни группы. Важно, чтобы лента следующей недели была продолжением предыдущей (отсюда и название- линейный).
Приступая к работе, мы поставили перед собой цель познакомить детей с элементарными представлениями о времени : его текучести, периодичности, необратимости.
задачи:
- Вызвать стремление планировать свою жизнь с помощью дней недели и календаря.
- Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, устный счет.
-Развивать внимание, память, зрительное восприятие.
-Формировать связную речь.
Предварительная работа заключалась в следующем:
-беседа о временах года, сезонных явлениях
-Чтение произведений о временах года, днях недели
Разрабатывая календарь, мы решили, что каждому времени года будет соответствовать свой цвет: Осень- оранжевый, зима- голубой, весна-салатовый, лето-зелёный.
Каждому дню недели присвоили свой цвет. Семь дней недели- семь цветов радуги.
Утром в понедельник дети на стене обнаружили странную полоску бумаги оранжевого цвета, разделённую на 7 ячеек с разноцветными кругами в каждой. Объяснила им, что это наш новый календарь, который мы будем заполнять каждый день вместе.
Для заполнения календаря используем картинки- наклейки, распечатанные на принтере: рабочий день- мячик, выходной- домик, день рождения- торт, ясная погода-солнышко, пасмурно-тучи, также картинки с изображением дождя, снега, ветра).
Первую неделю заполняли только рабочие и выходные дни, проговаривали дни недели, обращая внимания, на цветные круги.
В понедельник второй недели после прогулки предложила отметить на нашем календаре погоду. Ребята уже были знакомы с календарем природы в виде круга Лулия, где отмечали состояние погоды при помощи вращающейся стрелочки, поэтому здесь проблем не возникло.
С большим энтузиазмом дети отметили на календаре наклейкой в виде воздушного шарика праздник осени и считали до него дни.
К сожалению, в группе не нашлось места разместить по стенам весь календарь. Поэтому заполненные и склеенные между собой «недели» хранятся в виде книжки-раскладушки в уголке природы.
Работа по технологии продолжается. К концу года планируем достичь следующие результаты:
- Дети имеют элементарные представления о времени : его текучести, периодичности, необратимости.
- Правильно применяют термины, обозначающие единицы времени : день, неделя, время года
-Сформированы представления о последовательности дней недели, времен года, пониманию и правильному употреблению слов, которыми обозначается порядок протекания явлений и действий во времени : вчера, сегодня, завтра, прошлое, настоящее, будущее.
В планах использовать эту технологию в будущем в старшей и подготовительной группе, постепенно усложняя и дополняя функции и задачи календаря.