Юлия Поликарпова
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ посредством использования ИКТ.
Если совсем недавно компьютер использовали только для поиска и демонстрации иллюстраций к занятиям, то сейчас ИКТ становится неотъемлемой частью работы с родителями.
Большое внимание в ДОУ уделяется работе с родителями.
Публикация «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с родителями» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для этого применяются различные формы: дни открытых дверей, спортивные праздники, выставки, встречи со специалистами различного профиля, лектории и т. д. Проводятся индивидуальные и групповые консультации.
Однако остается проблемой привлечение родителей к созданию совместных проектов. В связи с этим нужно построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах свих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада.
Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников
Информационно-коммуникативные технологии.
Телекоммуникация – это способ передачи и приема любого вида информации, которым может быть звук, текст, изображение на любое расстояние
Информационно-коммуникативные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
ИКТ применяемые в ДОУ могут быть:
1. Использование Интернета (Internet Explorer – веб-браузер)
2. Подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office"
3. Microsoft Word - текстовый процессор
4. Microsoft Excel-электронные таблицы
5. Microsoft Power Point - программа для создания мультимедийных презентаций
6. Abode Photoshop CS2 - графический растровый редактор
7. Фотоаппарат и видеокамера
8. Movie Marker – видео-редактор
9. Фото-рамки
10. Аудио (энциклопедия, музыка)
Овладев способами вышеперечисленных технологий каждый педагог обладает следующими критериями:
знаком с использованием компьютера как педагогического технического средства;
умеет разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
умеет использовать информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе;
знает способы представления педагогической информации с помощью ИТ.
умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);
владеют навыками поиска информации в сети Интернете;
владеют программой навыками создания презентаций;
умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;
владеют способами и методами применения ИТ в работе родителями.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить методическую работу в ДОУ.
Основные формы использования ИКТ
• Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);
• Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);
• Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т. п., отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
• Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т. е. может быть использована на любом этапе занятия. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. В рамках Программы развития по теме «Приобщение дошкольников к русской культуре» наш коллектив поставил задачу создать медиатеку презентаций по сказкам, басням, фольклору и т. д.
• Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
• Использование фоторамки для ознакомления родителей насыщенной и интересной садовской жизнью детей;
• Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе Movie Marker). Особенно нравится это направление работы родителям;
• Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;
• Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей;
• Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества общения т. е. коммуникации по трем направлениям:
Педагоги
педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус.
Дети
использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.
Родители
родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.
Использование электронной почты
Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит их внимание.
Несмотря на свою занятость, проверить электронную почту всегда найдется время.
Такой вид общения может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера.
Со страниц электронной почты родители могут получить оперативную информацию :
о методах сбережения здоровья детей,
их безопасности,
правилах поведения ребенка в семье и в обществе,
полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников,
фотоотчетов с мероприятий,
получение информации группы,
расписании занятий,
о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.
и многое другое полезное и интересное.
Обязательным является наличие контактов с адресами электронной почты всех родителей. Сбор данных можно включить в анкету для родителей, где они сразу указывают адрес своей эл. почты.
Описание работы с эл. почтной
1. Анкетирование родителей – сбор адресов эл. почты.
2. Создание в интернете почтового ящика (придумать простое имя и пароль)
3. Составление списка контактов на почтовом ящике
4. Оформление почтового ящика (внешний вид)
5. Пробная рассылка всем родителям письма
Пароль эл. почты только у воспитателей группы.
При составлении писем к родителям через эл. почту необходимо помнить о структуре письма. Начинается письмо всегда со слов «Уважаемые родители», «Предлагаем вам», «Приглашаем вас», Напоминаем вам». А заканчивается своеобразной визиткой, т. е. как вы будете подписывать своей обращение или информацию, например: «Воспитатели», «Ждем всех желающих», «Будем рады видеть вас» и т. д. В оформлении текста письма можно также использовать и текстовый редактор Word, вставлять картинки и украшения. Но необязательно. Важно содержание.
Если вы пересылаете фотографии по эл. почте или документ, то можно этот файл «вложить» в письмо. Под текстовым окном письма есть кнопка «прикрепить файл». Далее выбираете нужный файл и закрепляете к письму. Можно отправлять.
Таким образом, родитель может как можно больше узнать о том месте и о тех людях, которые проводят с его ребенком большую часть дня.
Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности
Использование презентаций
Создание презентаций в программе Рower Рoint важно:
Для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
Педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний;
При отчете о проектной деятельности;
При показе родителям мероприятия, развлечения;
Может быть просто фоном, или меняющейся декорацией (для проектной деятельности);
Для создания фото-коллажей и комментариев к ним;
Для викторин, загадок, конкурсов, заданий, как для родителей, так и для детей;
И многое другое.
Для того, чтобы создать презентацию необходимо открыть программу Рower Рoint, а дальше нужно выбрать дизайн своей презентации, и заполнять окошки соответствующей информацией.
Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т. е. может быть использована на любом этапе занятия.
Созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. Весь этот материал можно найти уже в готовом виде в интернете, а можно сделать самим, что гораздо более эффективно.
Таким образом создана медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям с использованием информационных технологий.