Марианна Миронова
Использование ИКТ в НОД по ИЗО
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ в НОД по ИЗО
Актуальность:
Современный ребенок живет в мире электронной культуры, компьютеры окружают маленьких детей с рождения: и дома, и в детских садах, и даже в медицинских учреждениях. Поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание дошкольника и его восприятие окружающего мира. 5-6 летний малыш уже свободно общается с персональным компьютером. Существенно меняется и характер его любимой деятельности – игры. Сегодняшним ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему. Поэтому одним из средств, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей в образовательной деятельности является компьютер.
Публикация «Использование ИКТ в НОД по ИЗО» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
В современном мире нельзя стоять на месте, поэтому, ИКТ прочно входят в образовательно – воспитательный процесс дошкольных организаций. Компьютер стал необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Сейчас у нас еще не достаточно развито. Если школа активно движется вперед, внедряя все новые и новые технологии и методы использования компьютерных, почти в каждой школе есть компьютерные классы и интерактивные доски, то в дошкольных организациях эта работа еще только начинается.
Понятие ИКТ в образовании
ИКТ – это информационные и коммуникационные технологии, в состав которых входят различные цифровые технологии, с помощью которых можно создать, сохранить, распространить, передать определенную информацию или оказать услуги.
к ИКТ относятся:
• Интернет
• Компьютерное оборудование
• Сотовая связь
• Спутниковые технологии
• Электронная почта
• Мультимедийные средства
• Программное обеспечение и пр.
Я стараюсь использовать ИКТ при подготовки и проведении НОД по ИЗО деятельности, потому что считаю, для общения педагога с ребенком на одном языке, он (педагог) должен владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями. Даже гиперактивные дети, внимание которых достаточно сложно удержать в течение продолжительного времени, с огромным интересом получают информацию, представленную на большом экране, да еще и сопровождаемую различными играми, музыкой.
Цели использования информационных технологий в непосредственно-образовательной деятельности педагога:
- доступность образовательных учреждений с точки зрения использования технических средств;
- приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, с помощью технических средств;
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;
- помочь педагогу в возможности эмоционально и образно подать материал.
-экономить время как педагога так и ребенка, увеличить объем образовательной деятельности, обогатить ее новым содержанием.
Новизна:
Использование ИКТ позволяет воспроизводить информацию одновременно в виде:
- текста;
- графического изображения;
- звука;
- речи;
- видео.
Все это позволяет педагогу создавать для детей новые средства развития. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, недостающих предметов натурного фонда, аудио и видео аппаратуры. Таким образом, можно сделать такой вывод, что для художественного образования компьютер может служить «сырьем», на основе которого я могу формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации, слайд - фильмы, осуществлять свои образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить и усовершенствовать образовательную деятельность.
Использование ИКТ в работе с детьми:
- Мультимедийное оборудование (создание и демонстрация презентаций, слайдфильмов, видеофрагментов, элементов и приемов графического изображения)
НОД с мультимедийной поддержкой - компьютером пользуется педагог в качестве «электронной доски». Он использует готовые электронные слайды, видео или мультимедиа презентации. Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе образовательной деятельности. Педагог может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. Используя возможности программы PowerPoint, мною были подготовлены презентации некоторых тем. Эта программа позволяет полностью собрать все необходимые материалы для НОД, а затем продемонстрировать их в нужной последовательности на экране. Такие презентации я широко использую в НОД по ознакомлению с жанрами изобразительного искусства, во время знакомства с жизнью художников и их творческим наследием, а также для более подробного знакомства с тем или иным явлением природы, животным и т. д. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Как бы ни была разработана НОД, многое зависит от того, как педагог подготовится к ней. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон.
После теоретической части следует практическая работа детей. В этой части деятельности тоже возможны варианты с использованием ИКТ. Например, педагог рисует на доске, частично загораживая собой, весь процесс изображения и объяснения, что отрицательно влияет на качество подачи материала, возникает множество вопросов. При работе с красками к доске крепится лист бумаги, с помощью красок и кисти показываю приемы рисования. Это тоже неудобно, ведь краска может потечь с вертикальной поверхности. Также, когда педагог отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с детьми. Делаю вывод, что такой метод не эффективен, получается низкий результат. При использовании компьютерной техники можно наглядно и последовательно показать приемы изображения на большом экране. Видно и понятно всем. Воспитанники при этом получают навыки приемов рисования, уверенно повторяют линии, вносят свою фантазию. К тому же на экране можно сопоставлять несколько эскизов одновременно, выявить их достоинства и недостатки.
- Интерактивная доска (индивидуальная работа детей, игры, программы творческих мастерских). НОД с использованием интерактивной доски позволяет превратить образовательный процесс в увлекательную игру. Дети сами становятся ее участниками. В таком варианте возможны случаи, когда обучающиеся одновременно работают с педагогом, а на определенном этапе переходят к индивидуальной работе на доске по указаниям воспитателя. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, а движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание. Использование таких программ повышает креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора, способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих игр создает дополнительную мотивацию при формировании образовательной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно. Такие игры помогают разнообразить совместную деятельность, сделать ее более насыщенными в эмоциональном плане. Например, после ознакомления с темой «Анималистический жанр в искусстве русских художников» обучающиеся получают задание: изобразить животное с помощью геометрических фигур, используя интерактивную доску. Ребята моделируют фигуры животных, как реалистических, так и из фантастического мира, создавая персонажей различных по пластике, характеру и настроению. Такие занятия проходят редко, но с каким восхищением они воспринимаются ребятами. А педагог экономит массу времени, сил, которые бы потратил на подготовку раздаточного материала, вырезание фигур из картона.
- Подборка к занятию наглядно-демонстрационного материала, музыки, игр и т. д., НОД в форме виртуальной экскурсии с выходом в Интернет). Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий. Также при помощи Интернета, я подбираю музыкальную композицию, соответствующую теме образовательной деятельности. Это могут быть классические или современные произведения, песни из детских мультфильмов. При помощи программы для обработки видео легко создать собственный клип со сменяющимися под музыку слайдами, подобранными к конкретной теме. На мой взгляд музыкальные образы вносят гармоничность в художественное воспитание детей.
НОД с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой, если кабинет детского сада подключен к сети Интернет, можно проводить в форме виртуальной экскурсии, например по музеям мира.
Конечно, я соблюдаю элементарные санитарные нормы, касающиеся времени работы дошкольников за компьютером. По требованиям СанПиНа НОД с использованием компьютера предполагает:
- для детей 5лет – 10 минут
- для детей 6-7 лет - 15 минут.
При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Образовательную деятельность с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более 1 раза в течение дня и не чаще 3 раз в неделю. На занятиях по ИЗО деятельности я использую ИКТ не более 7-10 мин, с обязательной сменой деятельности и физминуткой. Кроме того, занимаясь подготовкой мультимедийных презентаций, я использую рекомендации психологов о влиянии цвета на познавательную активность детей, о сочетании цветов и их количестве. В конце НОД провожу гимнастику для глаз.
Результативность:
Педагог создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на подачу материала, что сказывается на уровне знаний воспитанников. Применение информационных технологий в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Чтобы выяснить, насколько результативно использование ИКТ в НОД я провела такой эксперимент: в одной группе давала информацию старым способом – показывала вырезки с фотографиями или репродукциями (на поиски которых ушло немало времени и сил, а в другой – ребята смотрели презентацию темы на большом экране. Детям из первой группы понадобилось больше времени, чтобы по очереди рассмотреть репродукции и за выделенное время удалось просмотреть лишь небольшую часть материала. К тому же маленькие, порой не очень хорошего качества фотографии, не вызвали ярких эмоций. Дети из второй группы, благодаря большому формату окунаются в мир того события, той эпохи, о которой повествует художник. Такие просмотры с комментариями педагога производят на детей неизгладимое впечатление, что дает огромный толчок к творчеству. Дети из второй группы более активно высказывали свое мнение по данной теме, быстрее включались в работу, проявляли больший энтузиазм в своей работе, было видно, что они лучше усвоили данную им информацию.
О результативности использования ИКТ в НОД свидетельствуют результаты диагностики: я показывала двум подгруппам детей репродукции картин И. И. Левитана. В первой подгруппе показала картины, напечатанные в периодическом издании, а во второй подгруппе те же материалы, но на мультимедийном оборудовании. На следующем занятии я предложила вспомнить, как назывались картины, которые мы смотрели на прошлом уроке, и что на них было изображено. В первой подгруппе лишь 4 человека из 10 смогли вспомнить пройденный материал, тогда как во второй группе почти все дети ответили на эти вопросы.
Заключение
Таким образом, использование ИКТ в изобразительной деятельности открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержание. Появляется возможность собирать большие объемы демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.
Хочу отметить, что использование ИКТ приводит к целому ряду положительных эффектов:
1. Обогащает НОД эмоционально
2. Психологически облегчает процесс усвоения
3. Возбуждает живой интерес к предмету познания
4. Расширяет общий кругозор
5. Возрастает уровень использования наглядных пособий в НОД
6. Освобождает от ручной работы;
7. Повышает производительность труда педагога и ребенка.
Литература:
1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
2. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
3. Полат Е. С. Новые педагогические технологии. - М., 2000г.
4. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
5. Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.
6. Автор: Ревнивцева Раиса Михайловна
7. II Международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012 г.)
8. Сайт для воспитателей и родителей «Детский сад. ру» [Электронный ресурс] URL https://www.detskiysad.ru/izo/teoria04.html