Елена Головинова
Использование ИКТ в коррекционно-образовательной работе с детьми логопатами с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи – нарушение фонетики, лексики и грамматики. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории.
Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, быстро утомляется.
Публикация «Использование ИКТ в коррекционно-образовательной работе с детьми логопатами с ОНР» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Известно, что использование в коррекционной работе компьютерных игр и презентаций предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Компьютерные технологии позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной связи между логопедом и родителями, информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
Целью применения компьютерных презентаций в логопедической работе является – совершенствование коррекционного процесса такого сложного речевого расстройства, как общее недоразвитие речи
Задачи:
1. Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме использования информационных компьютерных программ и презентаций в работе с дошкольниками.
2. Сочетать педагогические приемы и методы с компьютерными программами, презентациями.
3. Добиться высоких результатов в речевой и познавательной сферах у детей логопатов, используя компьютерные технологии в ежедневной коррекционной работе.
4. Создавать благоприятные условия для успешного выполнения упражнений.
5. Способствовать развитию и коррекции психических процессов познавательной активности, самоконтроля.
6. Воспитание стремления достичь положительного результата в работе.
7. Активизация мотивации детей к логопедическим занятиям.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.
Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.
Работа по коррекции речевой патологии проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие.
Визуализация информации происходит на экране монитора в виде доступных для детей мультипликационных образов и символов. Формируются устойчивые визуально – кинестетические и визуально – аудиальные условно – рефлекторные связи ЦНС. На их основе формируются правильные речевые навыки.
Системный подход к коррекции речевых нарушений.
Компьютерные технологии позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:
- звукопроизношение
-просодические компоненты речи
-фонематический анализ и синтез, фонематические представления
- лексико – грамматические средства языка
- артикуляционная моторика
- мелкая моторика
- связная речь
Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей – логопатов.
Компьютерные технологии предусматривают возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей – логопатов.
Принцип системности и последовательности обучения.
Компьютерные технологии позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
Принцип доступности обучения.
Компьютерные технологии и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям дошкольников. Задания предъявляются детям в игровой форме.
Принцип индивидуального обучения.
Компьютерные технологии предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка.
В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку, в виде цифровых оценочных шкал, в устной форме.
Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно- образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
Принцип воспитывающего обучения.
Использование компьютерных технологий позволяет воспитывать у детей – логопатов волевые и нравственные качества. Этому способствует и деятельность ребёнка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата на повышенной мотивации деятельности.
Принцип интерактивности компьютерных средств обучения.
Использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
В работе учителя-логопеда компьютер используется во время диагностики детей, на занятиях и в работе с родителями.
Коррекционная работа учителя-логопеда начинается с логопедического обследования детей. Диагностика включает в себя обследование звукопроизношения всех групп звуков, обследование словаря и словообразования, обследование связной речи. Для того, чтобы заинтересовать ребенка все задания используются в виде игры.
Занятия делятся на индивидуальные и подгрупповые.
В индивидуальной работе используются различные компьютерные презентации:
- для развития речевого дыхания с использованием звуковых волн,
- артикуляционная гимнастика, для выработки правильных артикуляционных укладов, развития подвижности мышц и переключаемости движений.
-автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, связной речи,
- работа над фонематическим восприятием, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка. На своих занятиях я использовала презентации на различение звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости, различали голоса животных, учились различать слова на слух отличая разницу в звуках.
Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, во время письма он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв (и делать ошибки).
Широко используем компьютерную игру «Игры для Тигры» - программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушения. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий «Тигренок» - все это способствует мотивации готовности детей к логопедическим занятиям.
Групповые занятия включают в себя:
Занятия на развитие лексико-грамматических категорий
– цель: уточнение и расширение, активизация словаря. Совершенствование грамматического строя речи.
Состояние словарного запаса. У ребенка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее 2000 слов (у некоторых детей он превышает 5000 слов). В нем должны быть представлены основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.
Важно умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой. Мы используем в работе игры на словообразование, словоизменение, на согласование, закрепление предлогов
Занятия по развитию связной речи:
Презентации направлены:
- на совершенствование умения составлять предложения, описательных рассказов о предмете, составлению рассказов по серии картинок и по сюжетной картинке.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения немыслим (вспомните хотя бы об обычных ответах на уроке, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.
Занятия по обучению грамоте
Презентации направлены:
- на закрепление представлений о букве и о том, чем звук отличается от буквы.
- на совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза слов, состоящих из 4-5 звуков
- на составление графической схемы слова.
В игровой форме дети закрепляют термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Учатся работать со схемой слова, тренируют навыки послогового чтения.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и со стороны компьютер сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Гармоничное сочетание традиционных средств, с применением компьютерных игр, презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей:
Компьютер позволяет расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию.
В работе используем стендовые консультации, работу с дисками видеотеки кабинета для работы с ребенком дома, и презентации на родительских собраниях.
Санитарно-эпидемиологические нормы к применению компьютера в ДОУ:
1. Монитор компьютера должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшим по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах.
2. Системный блок должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium 2.
3. Мебель – стол, стул должны соответствовать возрасту и росту ребенка. Это позволит уменьшить физическую нагрузку.
4. Помещение, где находится компьютер, должно хорошо проветриваться.
5. Равномерное освещение
6. Для детей 5-6 лет работа на компьютере должно составлять 10-15 мин. не более 2 раз в неделю
Дети с ОНР из-за ряда особенностей психофизического развития нуждаются в частой смене деятельности, поэтому важно в занятиях с детьми учитывать здоровьесберегающие мероприятия:
-проведение динамических пауз, как для общей, так и для мелкой моторики.
- проведение коррегирующей гимнастики для глаз.
В чем же польза от компьютерных игр и презентаций и почему их нельзя заменить просто дидактическими играми?
Компьютерные технологии избавляют как педагога, так и ребенка от тяжелой рутинной работы.
Кроме того они открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике.
В чем же плюсы использования компьютера?
Аргументы «За» имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления. У детей периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая знаковая функция сознания, улучшается произвольная память и внимание, формируется познавательная мотивация, моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. А развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.
Минусы-использования компьютера?
Медики, приводят немало аргументов «против» : - воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени и как следствие этого появление быстрого утомления, нервно-эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки.
Необходимо строго соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы, о которых упоминалось выше.
За два года работы с использованием на речевых занятиях компьютерных презентаций, как элемент занятия, сделала вывод: у детей с ОНР 3 уровня повысилась усидчивость, заинтересованность, большая усваиваемость материала на занятиях, следовательно улучшается динамика в речевом развитии.
Кроме того они открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике.
Гармоничное сочетание традиционных средств, с применением компьютерных игр, презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.
Таким образом, целесообразность применения компьютерных технологий в процессе коррекции речевой патологии у детей очевидна.