Бороха Ольга Ярославовна
Использование ИКТ при взаимодействии педагогов ДОО с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Одним изважных требований ФГОС ДО является взаимодействие с семьями воспитанников и вовлечение семей в непосредственно образовательный процесс.
Положительный результат может быть достигнут в рамках единого образовательного пространства, при сотрудничестве педагогов детского сада и родителей на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга и будет способствовать усилению их взаимоотношений.
Публикация «Использование ИКТ при взаимодействии педагогов ДОО с родителями» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Проанализировав работу с родителями в нашем детском саду, мы увидели, что традиционные формы работы дают малый результат: родители не понимают своей воспитательной функции и не желают устанавливать единые требования к ребенку дома и в детском саду; педагог для них выступает в роли информатора о жизни ребенка в детском саду.
Было принято решение о необходимости нововведений в сотрудничестве с родителями. Была разработана и внедрена система работы для активного включения родителей в жизни детского сада, что позволило нам рассмотреть работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ. В связи с этим встал вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей «Родитель – Ребенок - Педагог» и одной из главных задач стало – вовлечение родителей в педагогический процесс. Был разработан проект «Мы вместе», его целью стало повышение медико-психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в процессе вовлечения родителей в образовательную деятельность, в управление качеством образования детей через общественно – государственные формы управления, повышение качества воспитания и развития детей за счет связей «Педагог - ребенок – родитель».
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей (законных представителей) в воспитании и образовании детей, для развития взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка.
2. Вовлечение семьи в образовательный процесс ДОУ. Привлечение родителей (законных представителей) к активному участию в жизнедеятельности детского сада и воспитанников.
3. Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей (законных представителей, использование в работе детского сада положительного опыта семейного воспитания.
4. Повышение уровня знаний, умений и навыков педагогов в области сотрудничества с семьей, а также своего профессионального уровня в вопросах здоровьесбережения и практических навыков двигательной деятельности дошкольников.
5. Изменение позиции родителей (законных представителей) по отношению к деятельности МБДОУ.
6. Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье, повышая медико – психолого – педагогическую компетентность родителей в понимании значимости здорового образа жизни в воспитании здорового ребенка.
Реализовывая проект «Мы вместе», мы применяем систему межпрофессионального взаимодействия воспитателей, специалистов и родителей, которая строится на базе принципов: сетевого взаимодействия, системности, индивидуального подхода, сотрудничества, открытости, динамичности, доброжелательности и взаимодополнения.
Проанализировав различные формы работы, как традиционные, так и не традиционные, анализ показал, что все они, перекликаются между собой, поэтому, мы разработали модель взаимодействия педагогов ДОУ с семьей. Определили направления работы и распределили функции между воспитателями и специалистами по работе с детьми и семьей.
С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ, а так же для решения данных задач нами были созданы следующие условия:
- Нормативно-правовые, которые способствовали повышению правовой культуры родителей : построение всей работы основывалось на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения.
- Материально – технические: оснащение спортивной площадки, кабинетов учителя – логопеда, педагога – психолога, физкультурного и музыкального залов, бассейна, зимнего сада, мультимедийными установками, компьютерами, ноутбуками, интерактивными столами и досками, световыми - песочными столами, цифровым фотоаппаратом и интерактивной лабораторией.
- Кадровые: заведующий, старший воспитатель, музыкальные руководители, инструктор по ФК, учитель – логопед, педагог – психолог, социальный педагог, воспитатели
Работа с родителями строилась в 4 этапа :
На 1 этапе – диагностическом мы обменивались информацией о состоянии здоровья воспитанников, их поведения, особенностях характера, уровня и темпа развития, анамнез семьи; обсуждали результаты; наметили перспективы развития.
Проводилась работа в виде анкетирования, опросов, тестов, «почтовых ящиков». В нашем детском саду популярны анкеты: «Взаимодействие родителей и педагогов», «Социологическая анкета семьи», «Анкета-знакомство», «Ваши пожелания и ожидания», «Сотрудничество детского сада и семьи», «Эмоциональное благополучие вашего ребенка», «Готов ли Ваш ребенок к школе?» и др.
На основе анкетных данным мы увидели как родители включаются в образовательный процесс детского сада: посещение родителями общесадовских и групповых мероприятий, родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в тематических занятиях, выставках, конкурсах; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. А так же мы увидели результаты инициативности, ответственности, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Таким образом мы выделили три группы родителей : родители – лидеры, которые с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе и видят ценность любой работы детского учреждения; родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации; родители – наблюдатели.
Это помогало воспитателям и специалистам найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий и вовлечь их в образовательный процесс.
Учитывая эти данные мы выбрали подходящие формы и методы для дальнейшего сотрудничества с родителями. На 2 этапе – планово-организационном согласовали направления, методы и приемы межпрофессионального взаимодействия в системе «Педагог-ребенок-родитель»; содержание и организацию деятельности; составление индивидуальных программ.
На 3 этапе – практическом: педагоги и специалисты работали в направлении по решению образовательных задач обеспечивая психолого-педагогическую поддержку семьи, повышение компетентности родителей и коррекционно-развивающую работу с детьми. Они применяли разнообразные формы: наглядно-информационные, познавательные, досуговые, индивидуальную работу.
В реализации познавательных форм мы повысили психолого-педагогическую культуру родителей, через консультации, тематические беседы, открытые занятия. На групповых родительских собраниях, рассматривали такие темы, как: «Ребенок и здоровье», «Секреты общения ребенка в семье», «Развиваем речь детей» и др. К выступлению на собраниях подключались и специалисты детского сада (музыкальный руководитель, логопед, старший воспитатель, педагог – психолог, социальный педагог,инструктор по ФК). К проведению собраний воспитатели готовили фотоколлажи, выставки, презентации.
При проведении общеродительских собраний ДОУ, цель которых, координировать действия педагогического коллектива и родительской общественности по вопросам воспитания, образования, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждались проблемы воспитания детей по темам «Итоги работы учреждения за год», «Единое пространство детского сада и ДОУ», «Начало учебного года — начало нового этапа в жизни детского сада, родителей и его воспитанников» и т. д.
В нашем детском саду приветствуется форма презентации дошкольного учреждения. Через эту форму работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, состоянием материальной базы учреждения.
В детском саду регулярно проводятся собрания Родительского комитета групп, чтобы помогать администрации ДОУ и воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, а так же охраны жизни и здоровья воспитанников, участвовать в организации и проведении совместных мероприятий.
Родители с огромным удовольствием посещают открытые мероприятия непосредственной образовательнгой деятельности с воспитанниками ДОУ, гдез накомятся со структурой и спецификой проведения НОД, а так же принимают в них участие.
При взаимодействии с родителями педагоги используют нетрадиционные формы, такие как мастер – класс, круглые столы, «КВН», Дни открытых дверей и совместную проектную деятельность.
Специалисты и воспитатели детского сада проводят тематические консультации, целью которых ответить на вопросы интересующие родителей, проводятся такие консультации «Готовность ребенка к школе», «Задержка речевого развития», «Здоровье ребенка в Ваших руках», «Организация подвижных игр с детьми на воздухе в зимний период», «Научите ребенка делать добро», «Эмоционально – волевое состояние ребенка».
Педагогическим коллективом проводится большая работа с родителями проводится при подготовке детей к школе. Педагоги проводят семинары - практикумы, тренинги, консультации «Успешная подготовка и адаптация детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», анкетирование родителей «На пороге школы». Специалисты ДОУ: педагог – психолог, учитель - логопед и социальный педагог пополняют опыт родителей, знакомят с требованиями школьных программ, рекомендациями по развитию речи и психологической готовности ребенка к школе используя и такие формы работы, как семинары-практикумы, вечера вопросов и ответов; дни добрых дел; изготавливают памятки, буклеты, рекомендации, групповые и индивидуальные беседы.
При взаимодействии семьи и детского сада мы используем индивидуальную работу с родителями, изучаем специфику семей, проводим беседы, наблюдаем за общением родителей с детьми, посредством чего педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.
В нашем детском саду широко используется досуговая форма которая оказалась самой востребованной. Музыкальные руководители, инструктор по ФК совместно с воспитателями проводят досуги в форме музыкальных и спортивных праздников и развлечений. У нас традиционно проходят такие мероприятия, как «День матери», «Новый год», «Зимние забавы», «Масленица», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Праздник мам», «Быть здоровыми хотим», «День защитников Отечества», «День Победы», «До свиданья, детский сад». В летний период проходит «Летний спортивный праздник», «День бантиков», «День семьи, любви и верности», «День мыльных пузырей», «Семейные старты», «Квест – игры»
Стало уже традицией ежегодно проводить творческие конкурсы в ДОУ на следующие темы: «Новогодний серпантин», «Лучшая кормушка», «Лучший участок», семейный творческий фестиваль «Алло, мы ищем таланты!», где родители проявляют свое мастерство, фантазию, творчество.
Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. «Золотая осень», «Дню Победы посвящается!»
Кроме этого, в нашем образовательном учреждении проводятся много совместных проектов с родителями, которые проводят специалисты и воспитатели:«Музыка своими руками», «Домашний питомец», «Знакомство с музыкальными инструментами», «В гостях у сказки», «Сказка в музыке», «Поезд здоровья» и т. д.
Педагогический коллектив использует наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями, которые помогают решать задачи на ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Мы используем следующие наглядно – информационные формы: родительские уголки, папки-передвижки,информационные листки, буклеты, памятки для родителей, оформления стендов, фотоколлажей, выставки детских работ.
Огромную роль в информировании родителей играет официальной сайт нашего детского сада. На сайте содержится информация для родителей : о жизни ДОУ, истории создания учреждения, об оказании образовательных услуг, и многое другое о направлении работы ДОУ. Имеется обратная связь, форум, где родители могут высказывать свои предложения, пожелания, писать отзывы о работе ДОУ. На страничке специалистов открываются сайты всех педагогов, где они делятся информацией о жизни детей в детском саду. Преимущество сайтов в том, что родители могут следить за жизнью своих детей в детском саду и получать необходимую информацию в форме рекомендаций.
На 4 итогово-оценочном этапе можно сказать, что работа в этом направлении ведётся успешно. Родители научились оценивать себя и смотреть на ситуацию глазами ребёнка, стали чаше обращаться за советом к педагогам. Проявляют интерес к жизни детского сада, восхищаются результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживаюс своих детей. Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. У многих родителей открылись скрытые таланты.
Таким образом, в результате нашей планомерной работы в соответствии с принципами и подходами, определёнными в ФГОС ДО, и в рамках взаимодействия с семьями воспитанников у нас сложилась система работы с родителями. В процессе реализации проекта «Мы вместе», при использовании разнообразных современных форм дало определенный результат: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками образовательного процесса.
В дальнейшем мы планируем продолжать свою работу по взаимодействию дошкольного учреждения с семьей «Родитель – Ребенок - Педагог» и вовлекать вновь пришедших детей и их родителей в педагогический процесс.
Список используемой литературы :
1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - Москва: ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
2. Белая К. Ю., Жемчугова А. Е., Щапова О. В. «В помощь воспитателямДОУ в работе с родителями», Москва Школьная Пресса 2011.
3. Маркова Т. А., Загик М. В., Иванова В. М. «Детский сад и семья». Под редакцией Т. А. Марковой. - Москва: Просвещение, 1981. (Библиотека воспитателя детского сада)
4. Осипова Л. Е. «Родительские собрания в детском саду». Издательство «Скрипторий 2003», 2008
5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДошкольногоОбразования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155).
6. Шитова Е. В. «Работа с родителями». – Волгоград,Издательство «Учитель», 2011.