Марина Ляпина
Использование игровых приемов в НОД, в образовательной области «Познание» (ФЭМП), у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Публикация «Использование игровых приемов в НОД, в образовательной области „Познание“ (ФЭМП), у детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подготовки ребенка к обучению математике, начиная с дошкольного возраста. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Дошкольники же с развитым интеллектом, быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Данная тема приобретает еще большую актуальность, так как работа по развитию интеллектуальных способностей ведется в коррекционном дошкольном учреждении с детьми с общим недоразвитием речи. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. В научной литературе имеются данные о том, что у детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности в усвоении математического материала, связанные с недостаточностью высших психических функций – речи, мыслительных операций, процессов памяти, восприятия и внимания.
Однако коррекционная работа с детьми с речевой патологией традиционно рассматривается с позиций преодоления нарушений речи, вопросы же математического образования данной категории детей остаются практически неизученными. Формирование математических представлений у детей с общим недоразвитием речи осуществляется без учета специфики их развития, с применением технологий обучения, рассчитанных на ребенка без отклонений развития, что препятствует созданию полноценной основы для усвоения систематического курса математики в школе.
Были определены следующие направления работы:
• подбор и изготовление дидактических материалов и пособий, подбор дидактических игр, игр с правилами, направленных на развитие интеллектуальных способностей;
• составление перспективного плана;
• подбор игровых технологий в формировании математических представлении детей дошкольного возраста;
• создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие познавательных интересов, способствующей творческому самовыражению каждого ребенка;
• разработка и внедрение методики проведения НОД по интеллектуальному развитию в процессе формирования математических представлений с использованием игровых приемов.
Формы организации работы:
- специально организованное обучение в форме НОД по формированию элементарных математических представлений (комплексные, интегрированные, обеспечивающих наглядность, систематичность и доступность, смену деятельности;
- совместная деятельность взрослого с детьми, строящаяся в непринужденной форме (коррекционная, индивидуальная работа);
- совместная самостоятельная деятельность самих детей;
- работа с родителями.
Для активизации мыслительной деятельности, для придания интереса, активного участия детей в НОД, для расширения, углубления и закрепления знаний, придания занятию игрового характера, мы использовали разнообразный дидактический, игровой материал и пособия, созданные своими руками.
Применяя в НОД игры, игровые упражнения с использованием данных пособий, мы обучали детей самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи : описывать предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывать по описанию; находить признаки сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам и др.
Особое место в развитии интеллектуальных способностей у дошкольников, формировании математических представлений занимали разнообразные дидактические игры. Дидактическая игра – это особый вид игровой деятельности и средство обучения. Дидактические игры помогли обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, формировали новые знания, а также в дидактических играх закреплялись полученные знания и умения; развивались восприятие, мышление, память, внимание. При использовании дидактических игр нами также широко применялись различные предметы и наглядный материал, который способствовал тому, что непосредственно образовательная деятельность проходила в веселой, занимательной и доступной форме.
Так, дидактические игры «Покажи с помощью цифры», «Раздели квадрат на части», «Танграм», «Помоги Буратино дойти до школы», «На что похоже?» и др. - знакомили детей с новыми для них заданиями, учили проявлять смекалку, развивали сообразительность, упражняли ребенка в анализе геометрических фигур, в воссоздании фигур – символов, ориентировке в пространстве.
Предлагая пособия с таким игровым заданием, как например, «Сколько детей спряталось у папы под плащом?», «Сколько зайцев за забором?», «Найди отличия» - мы побуждали детей думать, рассуждать, анализировать, давать правильные умозаключения; в играх типа «Лабиринт» - дети учились «читать» знаки-символы, развивали практически-действенное мышление, умение контролировать внимание, самоконтроль; игры с использованием пособия «Соберем чемоданчик», «Подбери фигуры», «Какая фигура пропущена», развивали у детей умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, учили осуществлять зрительно-мыслительный анализ, развивали ориентировку в пространстве, внимание; логическое мышление и т. д.
Тематика игровых заданий была выбрана с учетом материала, представляющего определенные трудности для дошкольников с ОНР, но являющегося необходимым для их дальнейшего обучения и развития. Материал был распределен по следующим направлениям:
I. Пространственная ориентировка
II. Величина
III. Действия с множествами
IV. Игры с геометрическим материалом
V. Упражнения в пересчете объектов
Игровой материал использовался во время проведения подгрупповой, фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности.
Наиболее эффективным пособием, которое мы частично использовали в НОД по математике для развития интеллектуальных способностей, являлись логические блоки Дьенеша. На основе логических блоков был разработан и изготовлен игровой материал. Игровые упражнения и игры отличались занимательностью и соответствовали интересам детей, уровню сложности задания.
Эти игры, например «Рассели жильцов», «Разложи фигуры», «Помоги Чебурашке» решали задачи, которые позволят детям в дальнейшей учебной деятельности успешно овладеть основами математики и информатики.
Итак, использование разнообразных игр, игровых упражнений с применением дидактического наглядного пособия стимулировали умственную активность детей, формировали основные математические представления и понятия (как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения, вооружали детей приемами математического мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением, развивали психические познавательные процессы, а значит, способствовали более успешному развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Единство содержания обучения и развития обеспечивала созданная в группе предметно-развивающая среда, продуманная таким образом, что весь материал давал возможность каждому ребенку действовать самому, обеспечивал развитие познавательных интересов и грамотности дошкольников. Созданная предметно-развивающая среда соответствовала возрастным особенностям детской деятельности. В группе мы оборудовали дидактический уголок, мини-лабораториии по обучению детей математике.
Материал, находящийся в математическом уголке, разнообразный. Это и сюжетные картинки и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, лабиринты, тетради на печатной основе, книги для самих занятий, числовые лото, календари, измерительные приборы и инструменты: весы, мерные стаканы, линейки; магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур и т. д. Многообразие наглядно-дидактического материала в математическом уголке способствовало усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживала внимание детей к уголку и привлекала их к выполнению разнообразных заданий.
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в группе, помогла не только развить творческие способности ребенка, его индивидуальные особенности, активизировать его самостоятельную мыслительную деятельность, развить понимание математической речи, но и помогла развить интеллектуальные способности ребенка.
Успешному решению задач по развитию интеллектуальных способностей, формированию математических представлений способствовала совместная работа воспитателей и родителей. Для этого мы старались заинтересовать и привлечь родителей к данной работе через: индивидуальные беседы, консультации, открытые мероприятия, собрания. Например, обязательным моментом в проведении родительского собрания являлись открытые мероприятия по математике. Родители видели динамику развития математических представлений у детей, как они проявляли инициативу в процессе усвоения программного материала. После этого проводилось обсуждение просмотренного, родители делились впечатлениями. Опыт работы показал, что родители с большим удовольствием посещают такого рода родительские собрания, активно включаются в работу с детьми.
Эффективным методом работы с родителями являлись консультации. Консультации давались как в письменной форме, так и в устной. Здесь давались советы как в домашних условиях помочь ребенку развить умственные способности.
Одной из методических находок стал выпуск информационной газеты «Домашняя игротека», где давались практические рекомендации по работе с детьми дома, предлагались разнообразные игровые упражнения по развитию интеллектуальных способностей.
Также вниманию родителей предлагались книжные издания, например, «Просто научиться логически мыслить», «Развиваем внимание», «Развиваем память» и др., которые помогали сформировать базовые математические представления, подготовить руку к письму, развить речь, внимание, память будущего первоклассника.
Таким образом, совместная работа родителей и воспитателей способствовала успешному развитию интеллектуальных способностей у дошкольников.
Успешной реализацией задач интеллектуального развития дошкольников в процессе формирования математических представлений помогло составление перспективного плана игр по развитию познавательных психических процессов, тщательная разработка планов НОД, применение новых форм игровых развивающих занятий, подбор игровых технологий.
При планировании и организации НОД, для активизации мыслительной деятельности, для повышения интереса у детей мы учитывали тематику совместной работы по математике, придумывали различные учебно-игровые ситуации, каждая непосредственно образовательная деятельность была посвящена одной теме или сюжету, все части ее взаимосвязаны, дополняют друг друга или вытекают одна из другой и направлены на эмоциональное, речевое, интеллектуальное развитие ребенка.
Гостями НОД были сказочные герои, герои любимых мультфильмов, которым ребята помогали разобраться в сказочной ситуации: считали предметы, сравнивали числа, называли геометрические фигуры, раскладывали дорожки по длине, решали логические задачи и др., использовался и прием намеренных ошибок, т. е. неправильных ответов гостей занятия, что помогло развить мыслительные процессы. А также проводили НОД по таким темам, как «Веселые приключения», «Путешествие в страну чудес», «Прогулки в сказочный лес», «Космическое путешествие по планетам математики» и др., где дети были непосредственными участниками игры и выполняли интересные, познавательные задания, самостоятельно находили выход из учебных ситуаций; а также использовали элемент соревнования (кто быстрее, кто правильнее, кто больше знает).
Играя, дети учились управлять своим поведением в соответствиями учебной и воображаемой ситуациями.
Непосредственно образовательную деятельность мы попытались сделать царством смекалки, фантазии, игры и творчества. Образовательная деятельность, по форме являющаяся игровой, по своей направленности носила учебный характер. Такая работа повысила эффективность обучения. Наряду с задачами по формированию элементарных математических представлений, взятые из программы, мы включали игры, упражнения, игровые комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
В ходе НОД у детей выработались навыки и умения, необходимые для учебной деятельности: способность анализировать, планировать, контролировать свою деятельность, работать самостоятельно.
На наш взгляд, необходимым условием, определяющим успешное математическое и интеллектуальное развитие, является моделирование проблемно-игровой ситуации, позволяющей соединить элементы познавательного, учебного и игрового общения, а также позволяющей ребенку занять субъективную позицию и обеспечивающей рост его самостоятельности и творчества.
Главные компоненты проблемно-игровой ситуации тесно связаны между собой: активный осознанный поиск способа достижения результата осуществляется на основе принятия цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.
Для обеспечения активной деятельности детей в НОД мы предлагали им своеобразную реально-жизненную мотивацию: участие в выполнении интересных, в меру сложных действий; выражение сущности этих действий в речи; проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных; использование экспериментирования, решение творческих задач, освоение средств и способов познания (сравнение, измерение, классификация и др.)
В качестве примера приведем фрагменты НОД «Космическое путешествие», в котором обучение построено как увлекательная проблемно-игровая деятельность. Целью данной непосредственно образовательной деятельности являлось формирование математических представлений, а математические представления – это мощный фактор интеллектуального развития дошкольников.
Чтобы заинтересовать ребенка, активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности, овладению программных задач, повысить эффективность обучения вначале была создана игровая мотивация : «предстоит совершить фантастический полет в космос, где вы встретитесь с чудесами, неизведанными открытиями, где ожидают нас таинственные и захватывающие приключения». После принятия цели, перед детьми встала проблема: «На чем же можно полететь в космос?». Здесь были показаны иллюстрации с изображениями самолета, воздушного шара, ракеты. Дети высказывали свои предложения и доказывали правильность выбора, т. е. учились самостоятельно думать, рассуждать, фантазировать. У детей развивались речь, мышление, углублялись знания.
В игре «Построй ракету» дети не только закрепляли названия геометрических фигур, количественный счет (сколько квадратов, прямоугольников и т. д., но и учились выделять элементы объекта и соединять их в единое целое. Игра развивала у детей геометрическую зоркость, способность к умственным действиям: анализу, синтезу, сравнению.
Другая игровая ситуация с элементами проблемности («Космический вирус нарушил работу компьютеров и наше путешествие далее становится невозможным») подвела детей к размышлениям - «Что же можно сделать?». Дети решают – «вылечить» компьютер, ввести программы, уничтожить вирус. Была предложена игра «Кто следует за тобой». Ребята работали самостоятельно в индивидуальных тетрадях, им предлагалось навести порядок в числах, пользуясь стрелками. В этой игре дошкольники определяли прямую и обратную последовательность чисел, место чисел в натуральном ряду, ориентировались в пространстве, у них развивались память, мышление.
Следующий этап игры – «Поступил сигнал с планеты «Геометрических фигур» : сильный ураган разбросал фигурки по всей планете». В игре «Рассели жильцов» дети поспешили на помощь и поселили фигурки в уютном многоэтажном доме. Игра развивала умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам (цвет, форма, развивала ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Также в НОД детям предлагалось «пройти сквозь метеоритный поток». Через игру «На что похоже?» дети учились придумывать свои разнообразные оригинальные ответы, понимать и «читать» схематичное изображение предмета, развивалось воображение, способность к замещению, созданию новых образов.
Новая проблемная ситуация встала перед детьми в конце НОД: «Из космического центра Земли поступил сигнал о возвращении домой, на Землю». Но чтобы вернуться надо дать правильные ответы на задачи, типа: «Сколько солнышек на небе?», «Сколько концов у одной палки? А у двух?», «Найди отличие», «Цепочка закономерностей». Занимательные задачи способствовали развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения, развивалось произвольное внимание, мыслительные операции, речь, пространственные представления, на основе сравнения учились выявлять закономерности.
И, конечно же, в НОД были включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями, играющие положительную роль в усвоении программного материала. Это позволяло переключить активность (умственную, двигательную, речевую, не выходя из учебной ситуации.
Таким образом, можно сделать вывод, что в игровой форме происходило прививание ребенку знания в области математики, он обучался выполнять различные действия, умственные операции, развивал память, внимание, мышление, творческие и познавательные способности. А проблемность обучения способствовала развитию гибкости, вариативности мышления, формировала активную творческую позицию ребенка.
В такой совместной работе закладывалась мотивационная база дальнейшего развития личности, формировался познавательный интерес, желание узнать что-то новое, проявлялась интеллектуальная активность.
В образовательной деятельности по математике мы постоянно обращали внимание на речевую работу (у многих детей отмечались нарушения согласования в роде, числе, смешении падежных форм, из-за бедности словарного запаса, недоразвитие грамматического строя речи при составлении арифметических задач дети допускали грубые нарушения логики изложения, отмечалась стереотипность в выборе сюжета, построении фраз и т. д., в процессе обучения мы стремились обогатить речь детей математическими терминами, учили ребят четко выражать свои мысли, делать вывод, объяснять, доказывать, использовать полные и краткие ответы.
Подводили детей к пониманию того, что полный ответ необходим, когда надо сделать вывод, умозаключение, объяснить, почему получается тот или иной результат.
Варьируя вопросы и задания, мы обеспечивали включение новых слов в активный словарь детей. Так им предлагалось рассказать по вопросам, что они сделали, как выполнили задание, для чего. Терпеливо выслушивали ответы дошкольников, не спеша с подсказкой. При необходимости мы давали образцы ответов, иногда начинали фразу, а ребенок ее заканчивал. Правильный ответ (вместо ошибочного) детям предлагалось повторить.
Следовательно, если постоянно обращать внимание на речь, корректировать ее, ребята и сами учатся следить за своей речью, она становится богаче, содержательнее.
В ходе НОД осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход, как одно из оптимальных условий для выявления способностей каждого ребенка. Своевременная помощь оказывалась детям, которые испытывали трудности при усвоении математического материала, и индивидуальный подход – к детям с опережающим развитием.
Также мы поощряли взаимодействие детей со сверстниками. Специально рассаживали детей таким образом, чтобы за одним столом был ребенок высокого и ребенок низкого уровней развития. Такое взаимодействие детей друг с другом способствовало развитию познавательного интереса, преодолению страха перед неудачей (со стороны слабого ребенка) возникновению потребности обратиться за помощью, стремлению оказать помощь товарищу, осуществлению контроля за своими действиями и действиями других детей.
Здесь воспитывались такие важные качества, как взаимоуважение и сопереживание.
Полученные знания, навыки и умения автоматизировались в индивидуальных и коррекционных работах.
Коррекционная работа проводилась во второй половине дня один раз в неделю в соответствии с индивидуальным планом. В коррекционную работу мы включали дидактические игры, упражнения, схемы, логико-математические задания, а также включали речевой материал для закрепления знаний программных задач: это загадки, веселые стихи о цифрах, геометрических фигурах, сказки, в которых обязательно присутствуют числа или пересчет героев произведения и др. Все это повысило познавательную активность детей, развило кругозор, внимание, память.
Как в НОД, так и в коррекционных работах мы использовали индивидуальные тетради. В них дети выполняли различные задания, содержание которых было тесно связаны с сюжетом занятия. Все интересные, забавные, занимательные задания, упражнения (раскрась, дорисуй, нарисуй недостающие геометрические фигуры, продолжи узор, проведи кораблик, найди фигуру, что лишнее и др.) направлены на развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации, а усложняющие задания были направлены на умственное и эмоционально-волевое развитие ребенка.
В результате коррекционной работы у детей повысился уровень знаний в области математики, появилась уверенность в своих силах, желание активно участвовать в процессе обучения, улучшилась память, внимание, развилась способность к умственным действиям, фантазия, воображение, мышление, понимание математической речи, а это все способствует интеллектуальному развитию дошкольника.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
2. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических особенностей// Дошкольное воспитание. – 2/2000.
3. Белошистая А. В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание – 9/2004.
4. Буллер Е., Рыбникова Ю. Мотивационный компонент вычислительной деятельности дошкольников// Дошкольное воспитание – 11/2007.
5. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. – М. : Айрис-Пресс, 2008.
6. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
7. Диагностика готовности ребенка к школе/ Под ред. Н. Е. Веркасы. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
8. Дьяченко О. М., Астаськова Н. Ф., Булычева А. И. Дети, в школу собирайтесь. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
9. Ерошко О. Л., Заика Л. В. Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста// Логопед в детском саду – 9/2007.
10. Жукова Р. А. Дидактические игры как средство подготовки детей к школе. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2005.
11. Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. – Издательство «АКАЛИС», 1996.
12. Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике// Дошкольное воспитание. – 3/2003.
13. Костенькова О. Н. Комплексный подход в работе по преодолению речевых нарушений у детей// Логопед в детском саду. – 9/2008.
14. Кудрова Г. И. Игровые технологии в развитии фонематических процессов у дошкольников 5-6 лет// Логопед в детском саду. – 5/2008.
15. Логопедия. Учебник для ВУЗов/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 2002.
16. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин, 2007.
17. Полякова М., Михайлова З. Первые шаги в математику// Дошкольное воспитание. – 12/2004.
18. Полякова Н. Воспитывать радость познания// Дошкольное воспитание. – 12/2004.
19. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
20. Смоленцева Н. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М. : Просвещение, 1987.
21. Томме Л. Е. Исследование готовности детей с тяжелым нарушением речи к обучению математике// Дефектология. – 5/2007.
22. Томме Л. Е. Развитие речевых предпосылок усвоения математики у детей с общим недоразвитием речи// Дефектология. – 5/2008.