Светлана Решетова
Использование фольклора в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д. С. Лихачев
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития благородного чувства. Процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности дошкольника, развитие его эмоций, чувств, осознания себя в окружающем мире любви к Родине.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Одной из задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников является развитие интереса к русским традициям и промыслам. Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию. Обильный педагогический материал многими веками накапливался в устно-народном творчестве, в фольклорных и классических произведениях. Скороговорки, поговорки, пословицы как нельзя лучше подходят для этого. К тому же, узнавая народные приметы, осмысливают их, устанавливают причинно-следственные связи, пытаются самостоятельно подражать им. А это уже словесное творчество. У каждого народа есть свои сказки, в которых прививаются основные нравственные ценности: добро, взаимопомощь и взаимовыручка, дружба, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры. Ребёнок растет от колыбельных песен до былин, он постепенно готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей. Фольклор (в переводе с английского народная мудрость, народное знание) народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, потешки, драматические произведения, танцы, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, бескорыстии, порядочности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, взрослые приобщают их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре, особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность, мелодичность.
Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются разнообразные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного и патриотического развития.
Обращение к народным истокам, фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей, начиная с раннего возраста вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры.
Дети, впитавшие историческую родную культуру во всем ее многообразии, легко входят в культуру современную, опираясь на незыблемые установки, помогающие им отличить добро от зла, честь от бесстыдства, ответственность от праздной болтовни. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.