Ирина Пецык
Использование дистанционных форм образовательной работы в инклюзивном детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из условий качественного образования, в том числе и в системе дошкольного образования, является непрерывность образовательного процесса. Возможность воспитанникам участвовать в образовательной деятельности, несмотря на любые вызовы времени, предоставляет применение дистанционных форм обучения.
Публикация «Использование дистанционных форм образовательной работы в инклюзивном детском саду» размещена в разделах
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дистанционное обучение определено, как вариативная форма образования детей. Это форма получения образования посредством использования информационно-коммуникационных технологий, которая даёт возможность не только работы под руководством учителя или воспитателя, но и даёт простор для самостоятельной работы детей и родителей по усвоению учебного материала, проявлению творческой инициативы.
Темп жизни, огромный поток информации, необходимой для восприятия и переработки, диктует необходимость поиска новых форм организации образовательного пространства. Предоставление воспитанникам детского сада и их родителям выбора очных, дистанционных или смешанных форм образования – это переход на более высокий уровень качества образования. Выбор удобного времени, комфортного места, возможность взаимодействия детей, педагогов и родителей независимо от жизненных ситуаций - это преимущества дистанционных форматов работы.
Особенно актуальна организация дистанционных и смешанных форм образовательной деятельности в работе инклюзивного детского сада. Довольно часто бывает так, что ребёнок по состоянию здоровья или удалённости проживания, не может в полном объёме посещать все образовательные мероприятия детского сада. Воспитанники старших групп, посещая кружки и секции за пределами детского сада, тоже хотят быть в курсе событий своей группы и интересных дел детского сада. Опыт использования различных цифровых ресурсов показал, что оказание необходимой коррекционной и развивающей поддержки воспитанникам, объединение детей в общей интересной деятельности для эффективной адаптации и социализации возможны при умелом и оправданном сочетании очных и дистанционных форм образовательной работы.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33» выделил три направления работы в дистанционном формате, которые, конечно же, связаны между собой. Это реализация образовательной программы с воспитанниками и их семьями, привлечение родителей к участию в образовательной деятельности и работа внутри педагогического коллектива.
Для реализации дистанционных форм освоения образовательной программы с воспитанниками используется сайт учреждения и такие цифровые платформы как Skype и Zoom.
На сайте учреждения была создана страница «Дистанционное общение» https://dedsad33.ru/distantsionnoe-obschenie, на которой педагоги формируют образовательные предложения для воспитанников и их семей в офлайн формате. На странице были сгруппированы следующие предложения:
«Забавы малышам» https://dedsad33.ru/zabavy-malysham - это мультфильмы, познавательные видео, игры, флешмобы, литературные чтения по образовательным темам недели. Основное достоинство этого сегмента познакомить родителей и дошкольников с вариантами освоения программы и включить их в образовательную деятельность в удобное для них время;
«Творческая мастерская» https://dedsad33.ru/tvorcheskaya-masterskaya-dlya-vzroslyh-i-detej - это собрание мастер-классов, варианты творческих игр по направлениям детского развития, которые стимулируют детей и родителей для реализации образовательных практик.
«Педагогическая копилка» https://dedsad33.ru/pe - это наработки педагогов детского сада, которые могут повысить уровень знаний и педагогической культуры родителей, помогут решить вопросы, связанные с развитием и воспитанием детей.
«Время родителей» https://dedsad33.ru/vremya-roditelej - это страница, где родители по желанию сами могут предложить интересную деятельность, которую могут реализовать другие семьи. Именно эта страница вызвала особую заинтересованность у детей, родителей и педагогов. Когда ребёнок участвует в деятельности, которую его родители транслируют для других детей, он испытывает чувство гордости, у него горят глаза. А его товарищи, конечно же, задают вопрос своим родителям: «А, чем может поделиться наша семья?» Это стимул для реализации проекта нашего детского сада по направлению инновационной деятельности «Родитель – со-педагог».
Онлайн практики востребованы для того, чтобы организовать общение и взаимодействие детей в реальном времени, а также для удовлетворения интереса родителей к деятельности в детском саду. Платформы Skype и Zoom используются для прямого включения ребёнка в деятельность группы, для мобильного объединения воспитанников разных групп в общее дело, например, подготовка к образовательному событию, сбору инициатив, обмену мнениями по прошедшему мероприятию.
Использование дистанционных форм работы с родителями, действительно, делает родительское сообщество ближе к педагогам. Общение с родителями онлайн и офлайн в удобное для них время снижает уровень напряжённости и тревожности, делает общение доброжелательным и продуктивным. Мобильный обмен информацией с родителями через мессенджеры, возможность принять участие в детсадовской жизни ребёнка, мгновенный просмотр интересной ситуации или продукта, сделанного ребёнком, быстрое получение педагогической консультации делает дистанционный формат востребованным в родительском сообществе. Например, работа консультационного центра для родителей с течением времени стала больше востребована в дистанционном режиме. Родители оставляют запрос, педагог имеет возможность подготовиться к консультации и договориться о времени удобном для обеих сторон.
Дистанционная работа внутри педагогического коллектива помогает мобильно вносить изменения в запланированную образовательную работу, учитывая текущую ситуацию и инициативы детей и родителей. Быстрый обмен рисунками, фотографиями, видео, текстами позволяет обеспечить общее участие в образовательной работе детского сада. Планирование интересных дел для объединения воспитанников, включение ребёнка с ОВЗ в общую образовательную деятельность зависит от многих факторов, но больше всего от состояния ребёнка и детского коллектива в данное время. Поэтому очень важен быстрый обмен информацией между педагогами. Использование Google Forms и других сервисов для проведения опросов, анкетирования, фиксации результатов педагогических наблюдений оказывает большую помощь в проведении такой работы. Анкета-наблюдение, фиксирующая коммуникативные проявления воспитанников в реальном времени, быстрый анализ результатов, позволяет оперативно вносить изменения в адаптированную программу и провести обсуждение с дошкольниками образовательного мероприятия.
Таким образом, использование дистанционных и смешанных форм в организации образовательной деятельности в настоящее время необходимо. Опираясь на опыт работы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №33», особенно востребован такой формат в работе с дошкольниками с ОВЗ и организации общих мероприятий для объединения детей в инклюзивном пространстве.
Дистанционные формы позволяют рационально распределять время, учитывать индивидуальную траекторию и темп освоения образовательной программы ребёнком. Кроме того, при использовании цифровых ресурсов мы имеем возможность стимулировать и расширять интересы ребёнка и его семьи, не ограничиваясь пространством детского сада. Приобщение родителей к жизни ребёнка в детском саду, организация общения с педагогами в удобное время - это несомненные плюсы дистанционных форм работы.
Список использованной литературы
1. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273 – ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система: сайт. -URL : https://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ 15.10.2020.
2. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №33» Воронеж: сайт. - URL : https://dedsad33.ru /