НАТАЛЬЯ ЛОБАНОВА
Использование дидактических пособий в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В жизни ребенка игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. В связи с особенностями развития дети с ограниченными возможностями здоровья в еще большей мере, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого, и дидактическая игра является одной из основных форм обучения, способом познания окружающего мира таких детей.
Публикация «Использование дидактических пособий в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОВЗ» размещена в разделах
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. Она широко охватывает всю личность ребё нка: умственно – эмоциональную, двигательную, волевую сферу. Игра способствует всестороннему развитию, развивает восприятие, внимание, память, наблюдательность, помогает развитию чёткой и выразительной речи, способствует активизации познавательной деятельности.
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала, может представлять собой и любой вид деятельности.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ОВЗ.
Балансировочная доска Бильгоу
Цель этой программы «Балансировочная доска Бильгоу» – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, мелкой моторики, способствовать развитию навыков чтения, концентрации внимания, математических навыков, стимулировать развитие памяти. Ее называют «мозжечковой стимуляцией», т. к. система тренировок на балансировочной доске Бильгоу, воздействуя на мозжечок, значительно улучшает эффективность любых, в том числе и коррекционных, занятий. Суть занятий состоит в том, что, стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания взрослого, одновременно пытаясь удержать равновесие. Поверхность доски имеет специальную разметку «Лабиринт с фарфоровым шариком», платформа подвижная. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации. Балансировочная стимуляция показана гиперактивным детям, дошкольникам с проблемами в развитии высших психических функций, а также имеющим вестибулярные нарушения, координации и согласованности движений, детям с расстройствами аутистического спектра, которые задерживаются в психоэмоциональном развитии, другим категориям детей.
Упражнения: «Шалтай-болтай»; «Жучок»; «Рыбка»; «Прокати шарик в домик»; «Залезть и слезть с доски»; «Двигай телом и руками в разные стороны, вперед»
Балансборд
Балансборд - тренажер, который развивает воображение, стимулирует умственное и физическое развитие. Восприятие ритма при раскачивании на балансборде помогает сформировать в мозгу нейрональные структуры, которые являются основой для многих процессов в нашей нервной системе и во всём организме. Не зря балансборды используются в некоторых практиках в йоге. Также, занятие на тренажёре улучшает кровообращение, регенерацию тканей суставов, мышц и нервных волокон. Размер (93x30). Выдерживает вес до 120 кг. Изготовлен из натурального дерева. Обработан безопасными материалами.
Упражнения: «Раскачивание»; «Сесть на доску по-турецки и раскачиваться из стороны в сторону»; «Прокати мячики под доской»; «Мостик»; «Волшебный мешочек»
Шипы балансиры (массажная подушка полусфера тренажер балансборд ортопедический ортоковрик)
Подушки балансировочные это многофункциональный домашний атрибут спортивного инвентаря, сочетающий в себе эффективный тренажер для домашнего фитнеса, массажер для профилактики и лечения болезней ног и других, увлекательную игрушку для детей. Поможет детям и взрослым развить координацию и равновесие, привести в тонус мышцы всего тела, активно и весело проводить время всей семьей.
Упражнения: «Разноцветная радуга»; «Лягушата»; «С кочки на кочку»; «Колючие ежики»; «Угадай по цвету»
Нейротренажер, головоломка, балансир детский, бесконечная восьмерка
Все мы знаем, что большую часть информации мы получаем с помощью зрения. Детская глазная мышца подвержена большим нагрузкам. Добавьте к этому игры и видео на телефоне, просмотры мультиков на телевизоре и компьютере. Ручной балансир направлен на тренировку и развитие глазной мышцы, делает ее более сильной и выносливой при нагрузках. Вместе с этим развиваются навыки периферийного зрения и координации рук. Бесконечная восьмерка максимально эффективно снимает нагрузку с глаз при долгом просмотре телевизора, планшета, игр в телефоне. Процесс игры с балансиром делает разминку интересной и веселой, после такой тренировки ребенок готов дальше эффективно продолжать занятия. Развивающую игрушку рекомендуют на своих сеансах педагоги психологи, учителя - дефектологи. В комплекте с нейротренажером уже идут шарики для работы с ручным балансиром.
Упражнения:
-Балансируя руками доски необходимо сделать так, чтобы шарик прокатился п всей восьмерке;
-Восьмерку медленно прокатываем то в одну, то в другую сторону, двумя руками;
-Усложняем задания прокатывая восьмерку одной рукой, сначала правой, затем левой;
- Балансируем одновременно двумя шариками стараясь не допустить из соприкосновения при движении;
-Устраиваем Гонки шариков сначала в одну сторону, затем в другую;
- Дополнительно можно выполнять когнитивные упражнения, например счет от 1 до 10 в прямом и обратном варианте, классификация предметов и тд;
-Если ребенок некорректно произносит звуки, слова, то хорошей тренировкой будет проговаривание этих звуков пи работе с восьмеркой
Нейроскакалка
Если классическая скакалка знакома и взрослым, и детям, то современная скакалка (нейроскакалка) – это новое поколение скакалок. Она представляет собой ось со светящимся колесом на конце и кольцом, которое нужно крутить на ноге, перепрыгивая через ось. Когда я первый раз увидела нейроскакалку, я задала себе вопрос: Почему она так называется? И только, когда наши воспитанники попрыгали на ней, я поняла, что она развивает не только физическую активность, тренирует мышцы ног, дыхание и работу сердца, но и высшие психические функции. При прыжках ноги выполняют различные движения (одна прыгает, другая делает вращательные движения). Это позволяет задействовать мозговые межполушарные связи. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов. Я решила не останавливаться на прямом назначении этой скакалки. Нам пришла идея использовать ее в речевом развитии детей. С этой целью мы разработали комплекс игровых упражнений на развитие таких речевых навыков, как:
-развитие мелкой и крупной моторики;
-развитие артикуляционной моторики;
-формирование воздушной струи;
-формирование правильного произношения;
-формирование лексико – грамматических средств языка
Упражнения:
- «Веселые колесики» (катание колеса, держась за ручку, с проговариванием речевого материала на автоматизацию нарушенного звука)
- «Заводное колесо» (правильное проговаривание речевого материала с увеличением темпа, добиваясь загорания колеса).
- «Послушный ветерок» (формирование правильной целенаправленной воздушной струи с использованием нейроскакалки)
- «Озорной язычок» (формирование артикуляционной моторики с использованием нейроскакалки)
- «Самомассаж» с использованием нейроскакалки
Силиконовый пищевой шарик
Артикуляционные упражнения с шариком усиливают воздействие на мышцы языка. Нетрадиционные упражнения носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 50 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел:
1. Язык - «Блинчик», шарик катать по языку от кончика к корню и обратно. Колобок бежит по дорожке.
2. Язык - «Горка», шарик скатывается с горки до 20 раз. Упражнение с нагрузкой хорошо укрепляет кончик и спинку языка.
3. Язык – «Чашечка», шарик в центре лежит до 15 -20 (под счет). Укрепляются боковые края языка.
4. Язык загнут к верхней губе, шарик на кончике языка, удержать до 20. Игровой момент лиса и колобок.
5. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо – влево.
6. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
7. Толкать языком шарик вверх- вниз, веревка натянута горизонтально.
8. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывать» его.
9. Язык- "Парус"(за верхними зубами, прокатывать шарик под языком.