Пормейстер Ольга Викторовна
Использование цветных палочек Кюизенера
▼ Скачать
Наряду с традиционными методами логопедической работы я предпринимаю активные шаги по внедрению новых образовательных технологий в коррекционный учебный процесс для повышения его эффективности. Использование инновационных технологий повышает интерес с занятиям и способствует лучшему усвоению материала на логопедических занятиях.
В процессе работы в логопункте дошкольного отделения ГБОУ СОШ мною были разработаны варианты логопедических игр и заданий с применением метода наглядного моделирования. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду решать следующие задачи:
- обогащение словаря;
- закрепление навыков словоизменения;
Публикация «Использование цветных палочек Кюизенера» размещена в разделах
- формирование и совершенствование умений детей использовать в речи различные конструкции предложений;
- формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов;
- проведение коррекции нарушенного звукопроизношения;
- развитие слухового восприятия и внимания;
- развитие зрительного восприятия и памяти;
- развитие чувства ритма;
- развитие мыслительных операций;
- профилактика нарушений письма и чтения.
Для решения данных задач я использую нетрадиционное для логопедии дидактическое средство - палочки Кюизенера, которое чаще применяется в работе дефектологами, психологами и воспитателями. Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. Такие свойства палочек Кюизенера, как различная длина, цвет и объёмность позволяют детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т. В. Егорова, 1973; А. Н. Леонтьев, 1981).
Палочки Кюизенера можно вариативно использовать в различных видах логокоррекционной работы, например:
- повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед;
- продолжение чередования палочек в ряду (белая палочка - слог СА, синяя – слог СЫ, аналогичные задания можно проводить на занятиях по дифференциации звуков;
- выкладывание схем слов, предложений;
- согласование количественных числительных и существительных;
- согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже;
- отстукивание и выкладывание различных ритмов;
- конструирование букв по образцу.
Сопутствующей задачей является развитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и мыслительных операций).
Таким образом, внедрение в логопедическую работу игр с палочками Кюизенера способствует :
- развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи;
- формированию некоторых умений и навыков из раздела «Обучение грамоте»;
- развитию свойств внимания и мыслительных операций.
Варианты упражнений с палочками Кюизенера.
1) Игровое упражнение «Баклажан-лимон»
Цель: автоматизация звуков Л и Ль в словах учить выкладывать палочки в определенной последовательности, соблюдая закономерность.
Пример:
Желтая (лимон) - фиолетовая (баклажан) – и т. д.
2) Игровое упражнение «Одни-много»
Цель: учить употреблять имена существительные в единственном и множественном числе.
Описание игры: ребёнку предлагалось каждый предмет обозначить палочкой соответствующего цвета : желтая – лимон, красная – яблоко, фиолетовый – баклажан, синий – слива, белый – смородина и т. д. Далее логопед выкладывает перед ребёнком по несколько палочек каждого цвета.
Инструкция: «Я буду называть один предмет, а ты – много. Лимон – лимоны».
3) Игровое упражнение «Посчитай».
Цель: согласование количественных числительных и существительных.
Описание игры: логопед берёт одну жёлтую палочку, а перед ребёнком кладёт 3 жёлтые палочки.
Инструкция: «У меня один жёлтый лимон, а сколько у тебя?»
4) Игровое упражнение «Повтори за мной»
Цель: автоматизация звуков в слогах и словах, развитие чувства ритма, отработка слоговых структур различных типов.
Описание игры: логопед выкладывает перед ребёнком столько коротких палочек, сколько слогов в слове, и одну длинную палочку, обозначающую само слово.
Инструкция: «Повторяя за мной слоги и слова, нажимая на каждую из палочек».
СА - СА - САНИ
СА - СА - СА - САПОГИ
5) Игровое упражнение «Посчитай слоги»
Цель: учить определять количество слогов в слове.
Инструкция: «Выложи столько палочек, сколько слогов в слове, которое я назвала».
6) Игровое упражнение «Найди букву»
Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, развитие пространственных представлений.
Инструкция: «Найди букву (П, К, Т, Х) и выложи её из палочек на квадрате»