Вадим Воеводенко
Использование балансира на занятиях по физической культуре в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Больше всего на свете дети хотят двигаться, потому что движение это их способ познания мира. Чем точнее и целенаправленнее детские движения, тем глубже и осмысленнее становится знакомство ребёнка с окружающим миром. Особенности современного детства, гиперопека, искажение представлений молодых родителей о безопасности сужают границы мира свободного передвижения ребенка. Это приводит к тому, что малыши не получают достаточной информационной нагрузки на сенсорные системы, процесс формирования сенсомоторной интеграции нарушается.
Темочки:
Одной из важнейших теоретических и практических задач физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий, направленный на восполнение дефицитов двигательной активности. Одна из таких эффективных и интересных технологий - занятия на балансире.
Балансир – полноценный спортивный тренажер и по-настоящему уникальный инструмент коррекционно-развивающего процесса. Организация работы на балансире позволяет в игровой форме задействовать работу всех отделов нервной системы: при попытке удержать равновесие на балансире происходит тренировка вестибулярной и проприоцептивной систем, то есть способности распознавать и осознавать положение тела в пространстве. Такая форма работы является ключевым моментом в стимуляции межполушарного взаимодействия и в упражнении работе мозжечка. Мозжечковая стимуляция повышает когнитивные и психические способности, становясь эффективным методом помощи для детей, имеющих особенности развития. Принцип воздействия балансира прост - чем чаще меняется положение центра тяжести тела, тем более дифференцированная работа мышц и выработка координации движения производится телом.
Использование балансира позволяет решить следующие задачи:
- развитие проприоцептивной системы,
- развитие вестибулярной системы,
- развитие зрительно-моторной координации,
- развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие, воображение и т. д. ,
- координация и согласование движений рук и ног,
- развитие двигательных способности детей,
- развитие физических качеств (скорость реакции, быстрота, сила, гибкость, подвижность в суставах, ловкость,
- формирование правильной осанки,
- развитие мышечной системы,
- формирование умения ритмически согласованно выполнять простые движения,
- формирование эмоционально-положительного отношения к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности,
- снятие психоэмоционального напряжения.
Видов балансиров много. Для подгрупповой работы в условиях ДОУ мы выбрали дугообразный балансир, который представляет собой вогнутую деревянную доску. Размер доски подбирается в соответствии с ростом ребенка.
При использовании балансира необходимо соблюдать правила безопасности - они представляются детям в виде сопровождающих пиктограмм и актуализируются перед каждым использованием тренажера.
Так же для реализации условий системности важны основные принципы работы:
1. Принцип «От простого к сложному» заключается в том, что занятия с применением балансира начинаются с наиболее доступного для ребенка уровня упражнений, постепенно увеличивая их сложность и количество повторений одного упражнения.
2. Принцип «Оптимального уровня сложности» заключается в правильном подборе степени сложности упражнений для конкретного ребенка или подгруппы детей.
3. Принцип «Поэтапного освоения». Если упражнение оказывается недоступным ребенку, то оно разбивается на несколько более простых этапов.
4. Принцип «Усложнения инструкции». При первом выполнении упражнения или освоения того или иного элемента оборудования ребенок копирует движения специалиста по образцу. Постепенно к инструкции добавляется описание правильной техники выполнения. Следующий этап усложнения инструкции является добавление дополнительных условий выполнения упражнений. Таким образом, первоначально инструкция дается ребенку в виде образца действия, затем разворачивается в речевом плане, постепенно сворачиваясь до обозначения ожидаемого результата действия ребенка.
Упражнения на балансирах можно использовать в различных частях спортивных занятий – в вводной части занятия в качестве разминки - это повышает настроение детей, улучшает их самочувствие, в игровой форме готовит мышцы к дальнейшей работе. В основной части занятия балансир используется для силовой нагрузки. В заключительной части в подвижных играх или релаксации для восстановления.
Балансир является неотъемлемым инструментом реализации личностно-ориентированного подхода – в форме индивидуальной работы корректируются индивидуальные особенности развития физических качеств обучающихся. Тесная взаимосвязь в работе специалистов, преемственность методов и технологий позволяет повысить эффективность занятий с дефектологом, психологом или логопедом.
За 4 года практических занятий на балансирах в нашем ДОУ отмечено, что у детей снижается психоэмоциональное напряжение, уровень тревожности, вырабатывается положительное отношение к занятиям физической культурой.
Компактные размеры балансиров позволяют использовать их не только в спортзалах, но и дома. Родители транслируют просьбы детей о приобретении балансира для занятий дома. Многие семьи обращаются за консультацией по формам организации подобной работы в условиях семьи.
Исходя из вышесказанного можно говорить об эффективности использования балансиров в работе по реализации задач физического развития на этапе дошкольного образования.