Татьяна Владимировна
Исследовательско — творческий проект. «Воздух — невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воздух – невидимка»
Исследовательско - творческий проект.
Актуальность
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если бы они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции, таким методом и является экспериментирование.
ГИПОТЕЗА
«Если воздух существует, то как его можно увидеть?»
Тип проекта: исследовательско – творческий.
Продолжительность проекта:
Краткосрочный, групповой –(июль).
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Цель проекта: Формировать представления детей о воздухе и его свойствах средствами исследовательско-творческой деятельности.
Задачи проекта:
Для педагогов:
Изучение литературы по теме.
Обогащение развивающей предметно – пространственной среды группы (пополнение экспериментального центра схемами, моделями. необходимыми материалами для проведения опытов).
Вовлечение родителей в проектную деятельность, определение роли в данном проекте.
Сбор информации для создания творческой копилки (стихи, загадки, потешки).
Для детей:
Углублять и расширять знания детей о воздухе по средством опытов.
Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности; познакомить с его свойствами и ролью в жизни человека.
Сформировать представления о движении воздуха.
Создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования.
Развивать у детей речевую активность, наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности, умение делать выводы и умозаключения, прогнозировать результаты.
Формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путём.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе; эмоциональное положительное отношение к окружающему миру.
Предполагаемые результаты проекта:
Активно участвовать в экспериментальной деятельности с воздухом.
Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество двигательной активности.
Участвовать в коллективном разговоре.
Рассказывать наизусть стихи, загадки, физминутки о воздухе, о ветре.
Организовать свое рабочее место и привести в порядок по окончании.
Создавать индивидуальные, коллективные рисунки о воздухе, используя разный материал: трубочки, фломастеры.
Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).
Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).
Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).
Проявлять элементарные навыки рационального природопользования.
Иметь элементарное представление об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.
Выполнять правила и соблюдать нормы поведения в экспериментальной деятельности с воздухом, соблюдая правила безопасности.
Карта детских идей
Что мы знаем о воздухе?
Лада: Мы дышим воздухом.
Дима: Воздух живет внутри нас.
Маша: В воздухе содержится кислород, водород, углерод.
Егор :Без воздуха нельзя жить.
Рома: Воздух невидим.
Диана: Воздух можно услышать (духовые инструменты). Воздух прозрачный.
Дима: Воздух можно увидеть зимой, как пар, когда кипит вода.
Ваня: Воздух – это ветер, а ветер двигает предметы.
Семен: Воздух бывает холодный и горячий, влажный и сухой.
Рома: Воздух может переносить
запахи.
Что хотим узнать?
Лиза: Как можно поймать воздух?
Семен: Как сильно загрязнен воздух?
Андрей: Как сделать так, чтобы воздух был чистый?
Ира: Как услышать воздух?
Рома: Как воздух двигает предметы?
Как почувствовать воздух?
Глеб: Как с помощью ветра вырабатывается электричество?
Дима: Какой силы бывает ветер?
Юля: Где работает воздух?
Где найдём необходимую информацию?
Миша:В специальных (дидактических)играх. Из наблюдений в природе.
В библиотеке
Миша: В интернете
Дима: В книгах, энциклопедиях
Спросить у родителей
Максим: Из новостей.
Рома: Из телепередач.
Семен: Спросить у старших братьев и сестер, у своих родных, старших учениках.
Миша: Провести опыты
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный
Для педагогов:
Определение темы, цели и задачи, проблемы проектной деятельности;
сбор информации, изучение литературы, дополнительного материала, составление плана проекта; использование ИКТ-технологий;
Для детей
Беседы, рассматривание иллюстраций, видеофильмы опытно-экспериментальной деятельности, презентации по теме и др.
Для родителей:
анкетирование родителей; беседа: «Нужна помощь» в оформлении папок-передвижек;
оформление консультации в уголке родителей;
II этап. Деятельный
Коммуникативные: беседы: «Где найти невидимку?», «Для чего растениям нужен воздух» «Почему движутся облака», «Полезные свойства голубой рубашки Планеты Земля», «Что умеет невидимка».
Просмотр познавательного мультфильма из серии «Фиксики», видеосюжетов «Воздух в природе», «Полет в космос», «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»
Чтение художественной литературы: знакомство детей с фольклорными произведениями: пословицами, загадками, стихами о воздухе.
Игровая: Дидактические игры: «Кто быстрее поймает рыбку?», «Четвертый лишний». Сюжетно - ролевые игры «Лаборатория», «На заводе»: сюжет «Инспекторы чистого воздуха»
Проблемно-игровые ситуации: «
Двигательная: Физминутки о воздухе, дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию «Воздушный шар». Подвижные игры с мячом «Кто быстрее?», «Чей мячик быстрее попадает в ворота?». Игры на улицы с вертушками, с воздушным «змеем». Игры малой подвижности в группе: «Попади в ворота», «Поймай рыбку!».
Познавательно-исследовательская: рассматривание иллюстраций, предметных картинок: «Что загрязняет воздух?», «Где работает воздух?»
Опыты: «Поймаем воздух», «Воздух в человеке», «Воздух можно услышать», «Ветер-это движение воздуха», «Воздух легче воды», «Как устроена ракета»
Просмотр познавательного мультфильма из серии «Фиксики», Просмотр видеосюжетов «Воздух в природе», «Полет в космос», «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»
Продуктивная: рисование: «Воздушные фантазии», «Ветер-проказник»; конструирование из бумаги: «Вертушка», «Бумажный веер».
Трудовая: помощь педагогу в уборке, выставлении материалов в экспериментальном центре.
Музыкальная: игра на духовых музыкальных инструментах (оркестр): «Воздух можно услышать».
III этап. Завершающий
Для педагогов:
Проведение открытого занятия по теме проекта для педагогов и родителей; презентация по теме проекта на пед. часе для педагогов.
Определение перспектив развития проекта; обобщение опыта работы по воспитанию интеллектуальных и сенсорных способностей дошкольников.
Для детей:
Выступление оркестра духовых инструментов на развлечении «Путешествие в экологию»
Для родителей:
Выставка рисунка «Воздушные фантазии»; оформление видео-презентации по теме проекта (с открытого занятия).
Организуем развивающую предметно-пространственную среду в группе
«Экспериментальный центр»
В играх знакомимся с работой воздуха
Опыты с воздухом
Опыт №1: Поймаем воздух
Опыт № 2: Воздух в человеке
Опыт №3: Воздух можно услышать
Опыт №4: Ветер –это движение воздуха
Опыт №5: Воздух легче воды
Эксперимент с секундомером
Наблюдали, сколько времени человек может обойтись без воздуха
Путем наблюдений за секундной стрелкой установили, что время нахождения без воздуха у каждого ребенка разная, от 30 секунд до 1 минуты.
Рисование на тему «Ветер-проказник»
Игра на духовых музыкальных инструментах (оркестр):
«Воздух можно услышать».
Работа с родителями
Спасибо за внимание