Ирина Кознова
Исследовательско-творческий проект в младшей группе «Снежинка-красавица».
▼ Скачать +Заказ
Исследовательско-творческий проект в младшей группе «Снежинка-красавица».
Тип проекта : воспитательный
Вид проекта : исследовательский с элементами творчества.
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели.
Длительность проекта : краткосрочный.
Интеграция образовательной области: экология, художественное творчество, художественная литература, коммуникация.
Публикация «Исследовательско-творческий проект в младшей группе „Снежинка-красавица“,» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Снежинка. Все о снежинках
- Снежинки. Проекты
- Темочки
Проблема: дети не имеют представление о том, что снежинки могут иметь разную форму, мало знают о свойствах снега.
Актуальность темы.
Во время прогулки дети увидели пушистые хлопья снега. Детей выразили радость и неподдельный интерес. Были такие ребята, которые ловили снег ртом и говорили, что это сладкая вата и её надо есть. Другие говорили, что снег есть нельзя, будет болеть горло. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о снеге (снежинках) очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужен ли снег? Пользу или вред он приносит?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о снеге, его пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта : создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Снежинка – красавица».
Задачи:
Обучающие:
• учить детей видеть что-то новое, неоткрытое для себя в окружающем мире;
• познакомить детей со свойствами и составом снега;
• закреплять умение пользоваться лупой, осторожно обращаться с предметами, которые состоят из стекла;
• совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (ватными палочками).
Воспитывающие:
• воспитывать интерес к исследовательской работе, самостоятельность.
Развивающие:
• развивать интерес к явлениям природы, к состоянию воды в природе; наблюдательность.
• рассказать о многообразии форм снежинок;
• организовать наблюдение на улице за появлением и исчезновением снежинок;
• сделать выводы и обобщить результат наблюдений.
Предполагаемый результат:
• дети знают и называют признаки зимы;
• иметь простейшие представления о некоторых особенностях снега, какими бывают снежинки;
• знать о пользе или вреде, которую приносит снег людям;
• умение пользоваться увеличительными приборами;
• у детей возникает интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
План реализации проекта :
Виды деятельности.
1. Беседы о состоянии воды в природе. Экспериментирование с водой.
2. Наблюдения за снежинками. Рассматривание снежинок под лупой. Расширение кругозора и экологических представлений.
3. Творческий продукт изобразительной деятельности «Снежинка».
4. Чтение стихотворения «Снежинка».
5. Закрепление знаний о временах года, рассматривание иллюстраций.
6. Представление презентации проекта на педагогическом совете.
Конспекты занятий во 2-ой младшей группе
«Снежинка в гостях у ребят»
(для детей 3-4лет)
В нашей группе был разработан краткосрочный недельный проект «Снежинка-красавица». Во время проекта дети изучили свойства снега, закрепили знания о свойствах и качествах воды, посмотрели, как вода превращается в лед. В течение недели на прогулке дети наблюдали за снегом, играли со снегом, изучали строение снежинки через лупу. Познакомились с художественной литературой, описывающей зиму, снег, метель и заучили стихотворение «Снежинка».
Предварительная работа: наблюдение за снегом на прогулке, игры со снегом, экспериментирование с водой на прогулке (наблюдение как вода замерзает, изготовление цветных льдинок).
Оборудование:
• чашки с водой и снегом;
• бумажные снежинки;
• подносы;
• прозрачные сосуды с чистой водой;
• тюбики с красной краской;
• стаканчики с кипяченой водой для детей;
Ход игры.
Воспитатель приглашает детей собраться в кружок. В руках у воспитателя коробочка со снежинками, вырезанными из бумаги, и большая Снежинка из фольги.
- Дети, какое время года сейчас?
- Зима.
- Когда вы сегодня утром шли в детский сад, что у вас было под ногами?
- Снег.
- Снег, какой?
- Белый, пушистый.
- Смотрите-ка, в гости к нам пришла Снежинка и принесла подарки. (открывает волшебную коробочку, в ней снежинки из бумаги, подбрасывает их вверх). Что делают снежинки?
- Летят.
- Какие они?
- Легкие, воздушные.
Воспитатель читает стихи:
Белый снег пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
- Какие снежинки?
- Белые.
- Они настоящие?
- Нет.
- Какие они?
- Бумажные, игрушечные.
- А сейчас возьмите по две снежинки в ладошки и покружимся как снежинки. (дети танцуют вместе со снежинками).
- Растаяли ваши снежинки?
- Нет.
- А почему?
- Они ненастоящие, поэтому и не тают в руках.
Экспериментирование.
- А сейчас проведем еще один опыт с водой и снегом. И Снежинка нам поможет.
- Берем снег в руки и еще раз читаем стихи про Маринку:
У моей Маринки
Две красивые снежинки,
Всем хотела показать,
Глядь, снежинок не видать.
- Дети, открываем ладошки! (Снега нет.) Куда исчез снег?
- Растаял, превратился в воду.
- Почему?
- Ладошки теплые.
Воспитатель сливает с подноса воду в стакан.
- Это что?
- Вода.
- Вода из чего получилась?
- Из снега.
- Можно пить эту воду?
- Нет.
- Почему?
- Потому что она грязная.
Снежинка : «Молодцы, все знаете!»
Творческая часть проекта.
Задачи.
1. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (ватными палочками).
2. Развивать навыки общения и речь.
3. Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.
4. Расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес.
Материал: тонированные листы бумаги на каждого ребенка, гуашь белого цвета, ватные палочки, салфетки для рук, снежинки бумажные, аудиозапись: «Времена года» П. И. Чайковского.
Ход занятия:
1. Приветствие: "Здравствуйте» (становление эмоционального контакта).
Воспитатель читает стихотворение:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок
Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,
Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!
Сегодня к нам гости пришли, поприветствуем их.
2. Психологический тренинг: «Зимушка – зима» (развитие передачи эмоционального состояния, положительных эмоций, развитие воображения).
Звучит аудиозапись «Времена года» П. И. Чайковского
Воспитатель: Какая чудесная мелодия, правда, ребята? На что она похожа, как можно сказать про эту музыку? (Легкая, радостная, снежная, пушистая, зимняя). Это зимняя мелодия, а вам нравится зима? Чем, тебе, (имя, нравится? А тебе, (имя? Чем (имя) нравится зима? Я тоже люблю зиму.
Скажите мне, ребята, а что вам больше всего нравится делать зимой, в какие игры играть? (Кататься с горки, на санках, играть в снежки, валяться в снегу, лепить снежную бабу).
Воспитатель:
Я приглашаю вас на прогулку по зимнему лесу, хотите отправиться вместе со мной? Ну, что ж, отправляемся! (Звучит музыкальный фон)
3. Имитационное упражнение «Мы шагаем по сугробам» (эмоциональная разрядка)
Мы шагаем по сугробам,
Высоко поднимем ноги,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
И опять гулять пойдем.
Посмотрите, ребята, на какую зимнюю поляну мы вышли, какие сугробы вокруг. Снег искрится на солнышке. Как можно ещё сказать про снег, какой он? (Белый, холодный, пушистый, легкий). На что похож? (На мороженое, вату).
А вам, ребята нравится на лесной полянке? Какое у вас настроение?
У меня тоже очень хорошее настроение, и я хочу превратиться в легкую снежинку и полетать, покружиться. Ой, посмотрите, снежинки как будто услышали меня, наверно, они тоже радуются, что мы пришли в лес. Давайте мы возьмем снежинки в руки и покружимся вместе с ними. (Дети берут бумажные снежинки).
4. Имитационное упражнение “Снежинки” (раскрепощение, эмоциональная разрядка).
Ой, летят-летят снежинки,
(Дети бегут врассыпную)
Белоснежные пушинки,
Это зимушка-зима рукавами повела.
(Плавные движения рук вправо-влево)
Все снежинки закружила.
(Кружатся на месте)
И на землю опустила.
(Приседают и кладут снежинки.)
Воспитатель: А теперь я хочу, чтобы вы превратились в художников и нарисовали снежинки. Проходите за столы, садитесь. Рисовать снежинки мы будем ватными палочками. Перед тем, как приступить к работе, скажем, каким цветом будем рисовать снежинки, вспомним, как правильно пользоваться гуашью, и, подготовим к работе наши пальчики, разогреем их.
5. Пальчиковая игра – массаж «Мальчик – пальчик»
Пальчик-мальчик, где ты был,
Где ты с братцами ходил?
- С этим я в снегу валялся,
- С этим с горочки катался,
- С этим по лесу гулял,
- С этим я в снежки играл.
Все мы пальчики-друзья,
Где они – там и я!
6. Рисование «Снежинки»
Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные рисунки у нас получились. Похожи на полянку, где мы были?
7. Рефлексия. Анализ занятия.
Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? Чем она запомнилась (имя? Чем тебе (имя? Как можно сказать, какая прогулка получилась? (веселая, радостная, зимняя, удачная.) Спасибо вам, ребята, за то, что вы составили мне компанию для прогулки по лесу.
Прогулка во второй младшей группе «Снежная прогулка»
1. Наблюдение за снегом, прыжки в сугроб.
2. Подвижная игра: «Снежиночки – пушиночки».
3. Индивидуальная работа.
4. Самостоятельная работа.
5. Трудовая деятельность.
Цель: Закреплять знания детей о времени года. Формировать представления о снеге (белый, холодный, пушистый, мягкий, чистый, снежинка). Закреплять представления детей о свойствах снежинок (кружатся, летят, подают, таят). Воспитывать желание играть вместе.
Ход прогулки:
Снег пушистый стелиться, улица бела,
И летит метелица, к нам пришла… (зима).
Ребята, сегодня мы поговорим о времени года, стоящем на улице. Это зима. На улице холодно, мы одеты в шубы, куртки, теплые шапки, шарфы, варежки.
- А кто скажет, что за белое покрывало укрыло землю? (снег).
- А какой он по цвету? (белый).
- А давайте возьмем снег в руку. Что вы чувствуете? (холод).
- А снег чистый или грязный? (чистый).
- Снег падает и большая куча снега называется сугроб. А на нашей игровой площадке есть сугроб? (есть).
- Так давайте мы поиграем. Прыгаем в сугроб. Кто дальше? (прыжки).
- Ребята, обратите внимание, снег в сугробе пушистый, мягкий.
С неба падают зимой
И кружатся надо мной
Легкие пушинки Белые… (снежинки).
Давайте попробуем поймать снежинку на ладошку. Кто поймал, тот превращается в снежинку (воспитатель раздает бумажные снежинки). Играющие гурьбой двигаются вокруг снежной постройки, раскруживаясь, вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.
Снежиночки – пушиночки устали на лету –
Кружится перестали, присели отдохнуть.
- Ой, посмотрите сколько много снежинок упало на нашу игровую площадку, а вот под кустом сидит заяц, он не может попасть к нам на площадку потому что здесь много снега. Я предлагаю взять лопаты и собрать снег, сделать дорожки по которой зайчик найдет нашу площадку и поиграет с нами. (Трудовая деятельность детей).
Как хорошо мы потрудились, а вот и зайка, соберем вместе рабочий инвентарь и поиграем с нашим другом на площадке.
(Подвижная игра.)
«Зайка беленький сидит»
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так.
Пришла пора прощаться, пора нам в группу собираться.