Никитаева Галина
Исследовательский творческий проект «Наша новогодняя красавица»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В дошкольном возрасте ребенок начинает познавать и открывать для себя все многообразие окружающего его мира, учится замечать красоту природы и видеть, насколько разнообразны и многочисленны ее обитатели. Ребенок знакомиться с растительным миром, у него формируются представления о деревьях, и, несомненно, одним из самых ярких представителей является ель (сосна). Ёлка для ребенка не просто дерево, но еще и главный атрибут новогоднего праздника.
Публикация «Исследовательский творческий проект „Наша новогодняя красавица“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
На примере ели детям легко показать общие и отличительные особенности различных видов деревьев. Ель занимала особое положение среди деревьев, ей всегда отводилось особое место в жизни людей. По обычаю встречать Новый год с зелёной красавицей уходит в древние времена и связан с культом зелени. Наши далёкие предки наделяли деревья способностью творить добро и зло, чувствовать, считали, что в их ветвях нашли приют духи – как добрые, так и злые, поэтому люди украшали деревья, чтобы задобрить духов и получить их поддержку.
О елке – новогодней красавице написано много рассказов и стихов. Однако большая их часть описывает елочку, установленную в зале или комнате, при этом все восхищаются ее красотой и убранством, радуются празднику. Лишь в нескольких произведениях рассказывается о том, что елку не обязательно рубить для того, чтобы встретить Новый год, поэтому и возникла идея разработки и реализации проекта.
Проблема
С давних пор Новый Год – любимый праздник, а в представлении многих людей ель – "новогоднее дерево". Эта традиция уже ставит под угрозу наши хвойные леса! Чтобы вырастить хвойный лес необходимо 100–120 лет. К новогодним праздникам срубаются десятки тысяч ёлок и сосен, которые через 10 дней превращаются в мусор. И далеко не все думают о том, как пострадала природа, сколько пользы принесла бы каждая елочка. И именно такое варварское отношение к природе, и приводит к различным природным катаклизмам. Поэтому и возникла идея разработки и реализации проекта - призывать всех использовать для украшения своих домов искусственные ёлки или натуральные, но приобретенные в специальных магазинах.
В нашем городе из хвойных деревьев растут ель и сосна. Большая часть сосен растет за пределами города. Но есть посадки хвойных деревьев в центре города и на территории детского сада.
Дети нашей группы и их родители считают, что елки необходимо беречь и не рубить их на Новый год. Однако, далеко не все люди используют вместо живой елки искусственную или сделанную своими руками. Мы решили в преддверии новогодних праздников, заступиться за елочку и провести проект "Наша новогодняя красавица", главная цель которого сохранить елочку, "заступиться" за нее, призывав всех использовать для украшения своих домов искусственные ёлки.
Проблемные вопросы. Почему к ёлке такое особое отношение? Почему в стихах она оживает? И самое главное, почему именно она является символом, незаменимым атрибутом Нового года, всеми нами любимого праздника! Почему надо использовать для новогоднего праздника искусственные ёлки.
Дорожная карта проекта
Тип проекта :
по методу - исследовательский, творческий;
по содержанию - «Ребенок и природа»;
по количеству участников - коллективный, групповой, дети 5-6 лет;
по характеру контактов - открытый, за пределами ДОУ;
по продолжительности - краткосрочный
Идея - привлечь внимание взрослых и детей к проблеме сохранения хвойных деревьев во время новогодних праздников.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект - выяснить, какую елку лучше поставить: живую или искусственную; сделать вывод о необходимости беречь деревья.
Цель проекта - обогащение социального опыта ребенка через использование альтернативных вариантов искусственных елок во время новогодних праздников.
Задачи проекта :
Для детей: - образовательные:
- понимать практическую значимость изучаемого материала, осуществлять необходимые действия в заданной последовательности;
- принимать активное участие в совместной познавательно-исследовательской деятельности, быть любознательным;
- уточнить представления о взаимосвязи человека и природы, об ответственности человека за окружающий его мир природы;
- систематизировать представления о новогоднем празднике, его характерных особенностях.
- развивающие:
- развивать фантазию, художественный вкус, творческие способности у детей путем привлечения их к творческой деятельности;
- помочь детям с помощью поделки передавать свою точку зрения на проблемный вопрос;
- развивать коммуникативные умение детей.
- воспитательные:
- воспитывать уважение к народным традициям, желание их поддерживать, бережное отношение к природе;
- понимать смысл и осознанность собственной деятельности и личных достижений, эмоциональный отклик.
Для педагогов:
* создать условия для совместной познавательно-исследовательской деятельности, усвоению детьми способов и действий, которые приведут к определенному выводу;
* обогатить социальный опыт ребенка через различные виды деятельности, помочь детям выявить проблемы, найти пути ее решения;
* составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности;
* привлечь родителей к участию в проекте.
Для родителей:
•принимать участие в реализации проекта по рекомендациям педагогов;
•привлекать детей к активному участию в подготовке к новогоднему празднику
•посетить выставку детских поделок.
Презентация проекта : новогодний праздник "Перстень бабы Яги", выставка поделок "Наша новогодняя красавица", конкурс чтения стихов "Вот так елка, чудо-елка".
Ожидаемые результаты по проекту : осознанное отношение детей к проявлению заботы об окружающей природе, увидеть продукт детской и совместной с родителями деятельности, эмоциональное состояние от результатов проекта.