юлия загребина
Исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста «Эта удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, специалисты, родители.
Вид проекта: исследовательский, познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста „Эта удивительная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Актуальность: Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования.
Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная. Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить. Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись, а без соли – нет.
Я работаю c детьми младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (в том числе детьми – инвалидами, имеющими отклонения в умственном и физическом развитии. В своей педагогической деятельности я часто использую метод проекта. Активное включение дошкольника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора ребенка, формирует умение самостоятельно применять имеющиеся знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а также приобретать знания для решения новых познавательных и практических задач.
При планировании и разработке того или иного проекта, я, безусловно, исхожу из возможностей детей, из возрастных способностей, их потребностей (то, что подходит для определенного возраста, то, что будет интересно самим детям). Стараюсь включать всех малышей в проектную деятельность.
Цели проекта:
1) Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности.
2)Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол.
3) Выяснить области применения соли.
Задачи проекта:
• Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.
• Исследовать свойства соли опытным путём.
• Расширить представления о добыче соли.
• Использовать технологию проектирования как одну из форм поисковой деятельности дошкольников.
• Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.
• Развивать любознательность, уверенность в своих силах.
• Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия).
Основанием для разработки проекта стала следующая гипотеза:
Соль это не только вещество необходимое для жизни человека, но и интересный материал для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.
В результате реализации проекта, стали шире использовать в работе с детьми новые эффективные методы и приемы: экспериментирование, создание проблемных ситуаций, моделирование и другое. При реализации проекта была решена и ещё одна проблема: вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап.
На подготовительном этапе мы определили цели и задачи проекта. Подобрали познавательную литературу по теме: пословицы, загадки, поговорки про соль; иллюстрации, фотографии мест добычи соли. Посмотрели картинки о добыче соли и применении её в разных областях. Рассмотрели соль через лупу и выяснили, что соль бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная). В конце этого этапа интерес к изучению соли у детей возрос. У них появилось желание провести эксперименты и опыты с солью.
2. Основной этап.
Опытно-экспериментальная деятельность.
Опыт №1 «Соль белого цвета и не имеет запаха»
Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)
Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов и не имеет запаха.
Опыт №2 «Соль хрустит как снег»
Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.
Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль, её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт №3 «Соль растворяется в воде»
Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.
Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется
Опыт №4 «Соль в холодной и горячей воде»
Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.
Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Опыт №5 «Плавающее яйцо»
Для опыта взяли 2 сырых яйца и два стакана с водой. Налили воду в стаканы, в один стакан насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другой нет. Положили в оба стакана яйца, там где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо оказалось примерно посередине стакана.
Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»). В насыщенном солёном растворе яйцо не тонет.
Опыт №6 «Выращивание кристаллов»
1. Для эксперимента мы взяли пластиковый стаканчик, горячую воду и соль. Соль добавляли до тех пор, пока она не перестала растворяться.
2. К палочке привяли нитку, на которую потом будут собираться кристаллы. Опустили ее в раствор с солью.
3. Поставили раствор охлаждаться. Чем медленнее он будет остывать, тем крупнее получатся кристаллы.
4. Через 14 дней у нас вырос кристалл поваренной соли.
Вывод: Кристалл соли растет за счет нарастания на него из водного раствора соли других кристаллов.
Опыт №7 «Лавовая лампа»
Стакан на 2/3 наполнили водой, налили в воду растительное масло. Масло всплыло на поверхность. Добавили пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпали 1 чайную ложку соли.
Вывод: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель сделал опыт более наглядным и зрелищным.
Самым интересным для детей стал эксперимент по выращиванию кристаллов Дети проводили эксперименты с помощью взрослых, следуя чётким инструкциям. В процессе исследовательской деятельности дети уверенно и с интересом выполняли опыты, наблюдали, удивлялись увиденному, делали выводы.
3. Заключительный этап.
Творческая мастерская «Рисование с помощью соли»
«Рисование цветной солью на столе с подсветкой»
«Осенние листочки в морозных узорах»
«Разноцветные зонтики из цветной соли»
«Декоративные баночки с цветной солью»
Ребята с большим интересом погрузились в проект, им хочется творить, фантазировать, хочется проверить себя, свои способности в условиях полной свободы и самостоятельности.
Результат.
Проектная работа «Эта удивительная соль» дала нам возможность увидеть следующие результаты:
• навыки, приобретённые детьми в ходе осуществления проекта, могут быть использованы для познавательно-исследовательской деятельности, имеющей основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребенка;
• практические задания будут способствовать познавательному развитию детей;
• развитие у детей умений проводить опыты и наблюдения является одной из форм поисковой деятельности, что даст ребенку возможность проявить собственную исследовательскую активность и будет способствовать развитию дошкольника как личности.
• проектная деятельность сделала более интересными традиционные занятия;
• повысился уровень знаний о соли;
• в ходе экспериментальной деятельности дети приобрели ценный коммуникативный опыт, беря на себя роль взрослых, ученых, труд которых очень важен для других людей, что способствует воспитанию гражданской позиции детей.
Все это свидетельствует о том, что проект интересен и полезен для развития интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы детей. Данная проектная деятельность оказала положительное влияние на развитие, воспитание детей с ОВЗ.
Благодаря выполненной проектной работе, мы утверждаем, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества. Оказалось, что она действительно удивительная, интересная и волшебная.
Список используемой литературы:
1) Из серии «Хочу все знать», Барский Юрий Петрович, 1970
2) «Маленький исследователь», Савенков А. И. 2015
3) «Лепим с мамой из соленого теста», Лыкова И. А., Грушина Л. В. ,2013
4) Из книги «Творческое воспитание», автор Джин Вант Хал, 2015
5) Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.