Екатерина Смирнова
Исследовательский проект во второй младшей группе «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема зимовки птиц, всегда стоит остро, особенно в городах со средней и большой численностью населения. Открытые мусороприемники усложняют эту ситуацию. Птицы, в поисках еды, нередко, наводят беспорядок. А стоит ли упоминать, что пищевые отходы не пригодная в пищу зимующих птиц.
Публикация «Исследовательский проект во второй младшей группе „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Но не только это беспокоило меня как педагога. К сожалению все больше дошкольников и их семьи не осознают важность помощи пернатым, в столь тяжелый период как зима. Порой чувство сострадания и желания помочь братьям нашим меньшим у ребенка не возникает, по объективным причинам – дети просто НЕ ЗНАЮТ, что птицы зимой нуждаются в нашей помощи.
Исходя из вышеуказанного, возникла необходимость реализовать данный проект, целью которого является:
• Формирование правильного отношения воспитанников к помощи птицам зимой.
Для реализации поставленных целей, были поставлены следующие задачи:
• Познакомить детей с зимующими птицами нашего края;
• Изучить возможный рацион питания пернатых;
• Организовать направленное наблюдение на прогулках за птицами;
• Провести выставку кормушек, изготовленных семьями воспитанников;
• Обеспечить пополнение запасов ПРАВИЛЬНОГО питания в кормушках.
Методы и формы работы: беседы, дидактические, подвижные игры, наблюдение на прогулках, совместное творчество родителей и ребенка, труд в природе.
В исследовании принимали участие 17 воспитанников и их семьи.
Поставленная перед нами цель не имеет сиюминутного результата, работа по формированию толерантного, бережного отношения к птицам продолжится. Но результат выполнения задач, можно оценить уже сейчас.
Ребята нашей 2ой младшей группы «Пчелки» знают и различают основных зимующих птиц нашего города, они с удовольствием слушают их голоса и подражают им; воспитанники знают, чем можно угостить пернатого гостя, а что лучше приберечь для себя или отправить в мусорный контейнер.
Многие родители с радостью отозвались на предложение поучаствовать в выставке, и подошли к решению задачи творчески. Так же дети сами напоминают и приносят в группу крупу для подкормки птиц на кормушках.
1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1.1. I этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2020)
На первом этапе мы собирали информацию о зимующих птицах их рационе и предпочтениях, проводили опрос родителей – помогают ли он регулярно птицам зимой. Проводили мониторинг знаний воспитанников о зимующих птицах.
Полученные результаты представляем в виде таблиц.
Первым что мы решили узнать, это отношение семей к вопросу зимовки птиц. Нами был задан один вопрос – «Помогаете ли вы птицам зимой?». Варианты ответа и результаты опроса представлены ниже.
Табл. 1.
«Опрос семьи – «Помощь зимующим птицам»
Возможный ответ Процент респондентов
«Да, всегда помогаем» 29,5%
«Изредка помогаем» 41%
«Нет, не помогаем» 29,5%
Из опроса мы узнали, что большинство семей изредка, но помогают зимующим птицам. Всегда помогают 5 семей и такое же количество воспитанников и их родителей не помогают совсем.
Следующим действием стал мониторинг знаний детей, о птицах, зимующих в нашем городе. Здесь мы использовали наглядные пособия и задавали наводящие вопросы : «Узнаешь ли ты эту птицу?», «Видел ли ты ее на улице?», «Как ее зовут?».
Результаты бесед оказались следующими.
Только 3 человека знают названия основных зимующих птиц (ворона, воробей, синица, дятел). Большинство узнали птиц и видели их на улице, но не могут вспомнить их названия. Оказались и такие дети (2 человека, кто узнал ворону или воробья, остальных птиц не узнал и не видел.
Проанализировав полученные данные и подобрав литературу и дидактические материалы – мы приступили ко II этапу исследования.
1.2. II этап исследования – практический (ноябрь – январь 2020-2021)
1.2.1. Работа с детьми
Самым важным и главным направлением в работе с воспитанниками стало знакомство и закрепление знаний о зимующих птицах.
Для этого были использованы наглядные пособия в виде плакатов, карточек. Дидактические игры - пазлы с птицами, кубики. На протяжении нескольких недель ежедневно, на занятиях и во время самостоятельной деятельности детей обращалось внимание на название птиц. Так же использовали подвижную игру на подражание птицам.
Подвижная игра «Кто я»
Воспитатель собирает всех детей вкруг. И говорит кто я, при этом широко размахивая руками и произнося КАР-КАР, ребята узнают птицу и кричат ВОРОНА. Затем показывается воробей, синица, дятел, голубь Дети стараются узнать по звуку и повадкам птицу. После этого воспитатель выбирает ребенка и просит его показать, но не называть птицу, а остальные угадывают Кто это.
В данном направлении мы добились больших успехов, уже к концу второй неделе почти все воспитанники, знали и различали птиц.
Так же проводились игры на прогулках, где наблюдение сочетало в себе игровые моменты. «Посмотрит, кто летит», «Кто поет», «Чьи следы».
1.2.2. Работа с родителями
Для привлечения родственников наших воспитанников к участию в исследовании, мы дали следующее задание – совместно с ребенком необходимо было понаблюдать за определенной зимующей птицей и составить небольшой доклад с иллюстрациями. У нас состоялось занятие на котором ребята рассказывали, что они вместе с родителями узнали об интересующих нас птицах, тем самым закрепив на практике знания полученные в детском саду.
Так же родители совместно с воспитанниками приняли участие в конкурсе-выставке кормушек. Не все семьи участвовали в выставке по разным причинам.
1.2.3. Совершенствование предметно-развивающей среды
В ходе исследования в нашей группе появилось большое количество плакатов с птицами нашего края, с зимующими птицами, с птицами и их рационом. Развивающие карточки Домана с птицами, пазлы с изображением птиц, кубики. Благодаря родителям обогатилась библиотека нашей группы такими книгами как: Евгений Чарушин Рассказы про зверей и птиц, Анна Васильева: Птицы в городе. Где найти и как узнать, Сборник стихов и рассказов Виталия Бианки.
1.3. III этап исследования-заключительный (январь 2021)
На заключительном этапе мы планировали и провели день зимующих птиц, который в России отмечается 15 декабря. Мы с ребятами готовились к этому дню.
Мы смастерили кормушку из оставшихся пластиковых кашпо для цветов, ребята приносили из дома крупы, орехи, сушеные блоки, был закуплен специализированный корм для птиц.
15 января, на прогулке, была торжественно установлена кормушка для птиц, каждый ребенок положил горстку угощения для птиц.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ОТЧЕТНОСТЬ
Целью данного проекта было - Формирование правильного отношения воспитанников к помощи птицам зимой. Достижение данной цели дело не сиюминутное, но в ходе воплощения в жизнь нашего проекта, мы постарались заложить основы гуманного отношения к птицам, зимующим в наших краях, приложили усилия, чтобы вовлечь как можно больше воспитанников и их семей добровольно и сознательно помогали птицам перезимовать эту зиму 2020-2021 годов.
Работа по данному направлению не заканчивается, мы постараемся, чтобы воспитанники и впредь ХОТЕЛИ помогать пернатым. А удалось нам то или нет, мы сможем определить уже в ноябре этого 2021 года, когда вновь начнется сезон кормушек.