Анастасия Бузина
Исследовательский проект «Удивительные свойства воды» (для детей 3–4-х лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : Познавательно-практический.
Срок реализации проекта : Средняя продолжительность (1 месяц).
Актуальность проекта :
Выбор темы проекта был не случаен. Познакомившись со стихотворением «Вы слыхали о воде?»
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Публикация «Исследовательский проект „Удивительные свойства воды“ (для детей 3–4-х лет)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить
Задумались – а на самом ли деле без воды нет жизни на земле? Придя в группу после выходных воспитатель и дети увидели, что цветы в уголке природы завяли, в ходе беседы выяснили, что растениям как и человеку и животным необходима вода. Решили узнать, какими же свойствами обладает вода, где ее можно использовать и возможно ли самостоятельно очистить воду от мусора. Так возникла идея проекта и желание познакомиться со свойствами воды.
Цель проекта :
Познакомить детей со свойствами воды с помощью экспериментальных действий. Расширять представления детей о разнообразии способов применения воды. Обобщить знания детей о значении воды в жизни растений, животных и человека Дать ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир воды. Попробовать совместно с детьми очистить загрязненную воду подручными средствами.
Гипотеза: Обладает ли вода различными свойствами?
Задачи:
Выяснение откуда берется вода.
Уточнение знаний о воде и разнообразии способов ее использования.
Расширение представлений детей о воде, и ее свойствах.
Развитие умений определять существенные признаки и свойства воды (жидкая, без цвета, без запаха, превращается в лед зимой.).
Научиться очищать загрязненную мусором воду подручными средствами.
Развивать умение делать выводы.
Методы исследования : Подбор материала по теме; чтение художественной литературы; подготовка микролабаратории для проведение опытов с водой; изготовление фотографий; составление схем;
Ожидаемые результаты:
Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах воды поможет им выделять такие признаки, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности). Дети приобретут опыт:
- в исследовательской деятельности;
- в выдвижении гипотез и выборе методов доказательства их;
- в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности;
- в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью;
План реализации:
Опыт 1.
Сначала решили выяснить - откуда появилась вода. ( Действующие лица : Фея воды, Карлсон.)
Фея воды : - Здравствуйте, ребята! Я, фея воды и пришла с вами поиграть. Хотите? Игра называется «Вода в нашем доме». Я принесла вам картинки. Рассмотрите их (моря, реки, озера) и расскажите, что вы видите (ответы детей) .
- Все, что здесь изображено – это вода.
Карлсон : - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
- Да, меня зовут Карлсон. Услышал я, что вы сегодня поиграете в игру «Вода в нашем доме» и поспешил к вам. Я тоже люблю играть, примете меня?
Фея воды : Конечно, примем! Начнем играть.
Вы получили кусочек голубого пластилина. Что можно вылепить из него. (ответы детей). А мы сейчас вылепим капельку воды. Скатайте пластилин в шарик. Слегка придавите его с двух сторон и немного вытяните сверху. Вот и получилась капелька воды!
А теперь расположите их на картинке там, где можно встретить воду.
(1. комнатное растение, 2. ванна, 3. чайник, 4. рыбка в аквариуме, 5. посуда, 6. компьютер, 7. речка)
Объясните свой выб
Карлсон: - Ребята, а откуда берется вода в кране? (ответы детей)
Фея воды : Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. В кране вода из реки или из подземных вод, оттуда человек направил воду к нам в дом по трубам.
Карлсон: а теперь давайте отгадаем загадки;
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? (вода).
***
Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир. (вода).
***
Книзу летит капельками,
А кверху - невидимкою. (вода).
***
В жаркий день
Самой желанной бывает. (вода).
***
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает. (вода).
***
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода).
***
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода).
***
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (вода).
Выяснили что, внутри человека тоже есть вода. Где же она содержится? ( Варианты ответов: в крови; вода помогает переваривать пищу; с ее помощью удаляются вредные вещества из организма человека). Человек может долго прожить без еды, но без воды он не обойдется.
Опыт 2.
Для закрепления знаний о воде и способе ее использования очень интересно был организован и проведён цикл целевых экскурсий «Вода нужна всем». Дети побывали на пищеблоке, где познакомились с нашими замечательными поварами, а те в свою очередь рассказали о своём труде и первом помощнике - воде. Малыши посетили прачечную, где наблюдали за разными видами работ, сравнивая с трудом мамы в процессе стирки белья.
В уголке природы вместе с воспитателем ребятишки ухаживали за растениями, аквариумными рыбками, убеждаясь в том, что живые существа не могут обходиться без воды.
Большая роль в осуществлении поставленных задач была отведена специально организованным занятиям по познавательному и речевому развитию детей. В своей работе мы использовали разные виды занятий - обучающие, интегрированные, коррекционные: «Водичка - водичка», «Умываться нужно всем», «Дождик босиком по земле прошёл»,
Опыт 3
Для ознакомления со свойствами воды провели развлечение «Мой веселый Капитошка».
Воспитатль: Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: А теперь проходите и садитесь на стульчики. Послушайте песенку и угадайте, кто еще к нам пришел в гости? (просмотр отрывка мультфильма «Капитошка») .
Воспитатель: Кто же с нами будет играть сегодня?
Дети: Капитошка
Воспитатель: Молодцы. Вы его узнали. А кто такой Капитошка?
Дети: Это капелька воды.
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
А, где Капитошка живет?
Дети: в море.
Воспитатель: Правильно- в море. Да Капитошка живёт и в море, и в ручейке и в океане.
Воспитатель: А теперь, давайте расскажем Капитошке какая же вода? Проходите за столы, присаживайтесь. А помогут нам в этом наши волшебные картинки. Посмотрите на эту картинку, о чём она нам говорит? (на магнитной доске выставляются схемы, обозначающие свойства воды) .
Дети: вода не имеет запаха, она ничем не пахнет. (индивидуальные и хоровые ответы детей)
Воспитатель: Правильно, вода не имеет запаха. А как вы догадались?
Дети: мы ее понюхали.
Воспитатель: А вот эта картинка?
Дети: вода не имеет вкуса, вода безвкусная. (индивидуальные и хоровые ответы детей)
Воспитатель: Правильно, вода безвкусная. А вот ещё одна картинка.
Дети: Вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная.
Воспитатель: А как это можно это проверить?
Дети: Нужно взять цветную палочку и поставить в стаканчик.
Воспитатель: Возьмите свои стаканчики с водой, цветные палочки и проверьте. Лиза ты видишь палочку? Значит вода какая?
Дети: прозрачная
Воспитатель: Артем, а ты видишь свою палочку?
Дети: Да
Воспитатель: А какого цвета палочка?
Дети: Зелёная
Воспитатель: Значит вода какая?
Дети: бесцветная, прозрачная
Воспитатель: А теперь положите свою палочку в стаканчик с молоком, и посмотрите. А в молоке палочка видна?
- Мне не видна. Значит молоко какое?
Дети: Белое, непрозрачное
Воспитатель: Повторите непрозрачное. Теперь стаканчики с молоком и палочки поставьте на тарелочки и посмотрите, вот ещё одна картинка. О чём она говорит нам? Что можно делать с водой?
Дети: вода жидкая, воду можно лить и переливать.
Воспитатель: Возьмите широкие стаканчики перелейте воду. Она льётся? Значит вода какая?
Дети: жидкая
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо и аккуратно работали и запомнили свойства воды. Она безвкусная, не имеет запаха, прозрачная, жидкая.
Воспитатель: Видишь Капитошка, как мы много знаем о воде. А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Можно - нельзя». Выходите, становитесь в круг. Когда я буду говорить о том, что вода полезна для здоровья и это можно делать - вы присядете, а когда вода может быть опасна и этого делать нельзя – вы будете стоять. Слушайте внимательно.
Пить чистую воду (можно)
Заходить одному в речку или море (нельзя)
Мыть руки с мылом (можно)
Пить из лужи (нельзя)
Мыть фрукты (можно)
Ходить или бегать по лужам (нельзя)
Поливать цветы (можно)
Оставлять кран с водой открытым? (нельзя)
Воспитатель: Ребята, а почему нельзя оставлять кран открытым
Дети: потому что она вытечет и её не будет.
Воспитатель: А теперь представьте, что было бы, если бы не было воды
Дети: мы не могли бы стирать, мыться, нечего было бы пить и т. д.
Воспитатель: да ребята,
Давайте же воду все будем беречь
Иначе закончиться может вода
И жизнь на планете затихнет тогда.
Капитошка, говорит вам всем спасибо, вы молодцы, много знаете о воде и дарит для нашего музея книгу о животных, которые живут в воде.
Опыт 4.
С нашими ребятами случилась беда, ночью в детский сад прилетала злая волшебница «Грязнуля» и насыпала мусор в чайник с водой. И тогда мы с ребятами решили проверить, а можно ли очистить воду от мусора подручными средствами. Для проведения опыта организовали микролабораторию.
Для реализации опыта взяли два прозрачных стакана в один налили загрязненную воду, а в другой поместили воронку с ватой. Затем начали медленно наливать грязную воду в воронку, и заметили, что через вату льется уже чистая вода, а мусор остается на поверхности ваты. Тогда мы вместе с ребятами сделали вывод, о том что воду, загрязненную мусором, можно очистить подручными средствами.
Воспитатель: ребята, а какое сейчас время года на улице? (ответы детей). А что происходит с лужами на улице зимой? (ответы детей). А давайте проверим замерзнет ли питьевая вода на улице зимой. Мы с ребятами взяли два стакана набрали в них воды из крана и выставили на улицу. На следующий день, придя утром в детский сад, увидели, что вода превратилась в лед. Сделали с ребятами вывод, что питьевая вода зимой на улице (при низких температурах) замерзает (превращается в лед). Затем мы оставили стаканчики со льдом в группе на некоторое время, и заметили, что лед превратился опять в воду. Сделали с ребятами вывод, что лед в тепле опять превращается в воду.
По результатам проведённого исследования сделали выводы :
1. Вода берет свое начало из рек, озер и морей, а в кране появляется из подземных вод. Выяснили, что вода есть даже в самом человеке.
2. Воду используют повсюду (на кухни, для стирки, воду пьет человек, животные, растения).
3. Вода без вкуса, не имеет запаха, прозрачная и жидкая.
4. Воду, загрязненную мусором, можно очистить подручными средствами.
5. Вода на холоде превращается в лед, а в тепле лед опять превращается в воду.
Итог: Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – вода обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому используется повсюду, содержится даже в самом человеке. Мы доказали, что без воды нет жизни на земле.
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!