Светлана
Исследовательский проект с участием родителей «Хлеба к обеду в меру бери»
▼ Скачать +Заказ
Наш проект включает организацию знакомства детей с ценностью и пользой хлеба и хлебобулочных изделий, их значением в питании человека. Этот проект осуществляется через поисково-исследовательскую деятельность, разные формы работы, направленной на развитие творческих и познавательных способностей детей. Проект рассчитан на детей подготовительной к школе группы, педагогов, родителей, включает несколько этапов.
Публикация «Исследовательский проект с участием родителей „Хлеба к обеду в меру бери“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Работа с родителями, консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Актуальность. Хлеб является незаменимым и обязательным продуктом питания. По химическому составу и биологическим свойствам он занимает исключительное место среди продуктов растительного происхождения. В нашей стране отношение к хлебу особенное. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. К сожалению, часто приходиться наблюдать небрежное отношение к хлебу не только детей, но и взрослых. Поэтому мы, взрослые, должны познакомить детей с ценными качествами хлеба и хлебобулочных изделий, ответить на вопрос, какой путь проделал каравай, прежде чем попасть на стол к нам. А главная задача взрослых- научить уважать хлеб.
Цель. Обогатить знания о хлебе, как одном из величайших богатств на земле.
Задачи.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду хлебороба, пекарей;
Расширить представления о хлебе и хлебобулочных изделиях;
Систематизировать представления детей как хлеб «приходит» на стол;
Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое, умение работать в коллективе, желание делится информацией, участвовать опытно-экспериментальной деятельности;
Формировать осознанное отношение к здоровому питанию.
Гипотеза. Если дети больше узнают о ценности хлеба и хлебобулочных изделиях, о том, какой путь «прошел» хлеб, прежде, чем попасть к нам на стол, в процессе собственной исследовательской деятельности, они поймут, как должны обращаться с хлебом, как относиться к хлеборобам, пекарям.
Методы исследования. В основе проекта лежит исследовательский метод обучения, входе, которого дети учатся собирать доступную информацию об объекте исследования и фиксировать ее, а а также расширяют кругозор.
Проблемная ситуация.
Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
Как хлеб попадает к нам на стол?
Планируемые результаты. После завершения проекта дошкольники могут самостоятельно и совместно со взрослыми:
Использовать знания о хлебе;
Искать информацию в разных источниках, в том числе и сети Интернет;
Применять навыки исследовательской деятельности;
Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять свою точку зрения;
Проявлять элементарный интерес к познанию окружающего мира;
Проявлять бережное отношение к хлебу и труду хлебороба;
Модель трех вопросов.
Что я знаю о хлебе? Где продается хлеб? Какой бывает хлеб?
Что хочу узнать? Какие бывают хлебобулочные изделия? Как называются люди, которые выращивают хлеб? Что такое семена? Как зерно превращается в колос? Какова пищевая ценность хлеба? Что такое тесто? Традиции и обычаи. Значение хлеба в годы войны? Почему говорят «Хлеб- всему голова».
Где мы можем узнать? Спросить у родителей, воспитателей, посмотреть в Интернете, сходить на экскурсию посмотреть справочную литературу.
Подготовительный этап (неделя).
Задачи. Создать развивающую среду; подобрать методическую и художественную литературу по теме; разработать занятия и план мероприятий по теме;
На подготовительном этапе мы донесли до родителей важность и значимость данной темы. Дети принесли из дома рисунки для выставки «Хле-всему голова» и совместно с родителями изготовили визитную карточку проекта. Воспитатели подобрали методическую и художественную литературу по теме, собрали иллюстративный материал (картинки, вырезки из журналов с изображением хлеба и хлебобулочных изделий,разработали цикл занятий, посвященных изучению истории появления хлеба, о русских традициях, связанных с хлебом, о значимости хлеба в годы Великой Отечественной войны «Хлеб-цена жизни»,Голодомор.
Практический этап –исследовательский (неделя)
Задачи. Расширить знания о хлебе, о том видах хлеба, пищевой ценности хлебобулочных изделий, о труде людей, выращивающих хлеб; развивать познавательный интерес и исследовательские навыки, способствовать развитию умения работать в коллективе взрослых и сверстников. Дети участвовали в эксперименте «Как сделать семена здоровыми», «Как закалить семена», «Влияние влаги и света на рост растений».
С вопросом о пищевой ценности хлеба обратились к медсестре, которая рассказала о составе хлеба. Во всех хлебных изделиях преобладают углеводы Они удовлетворяют потребности организма человека в энергии.
За счет хлеба на 50% удовлетворяется потребность организма человека в витаминах группы В. Наличие витаминов в хлебе обусловлено сортом муки. Больше всего витаминов в хлебе из обойной муки. Но содержание витаминов уменьшается вследствие их разрушения при выпечке (теряется до 20—30%).
Хлеб важен и как источник минеральных элементов. В нем содержатся калий, фосфор, магний, в несколько меньшем количестве — натрий, кальций, хлор и др. Хлеб низших сортов содержит больше минеральных элементов.
Провели беседу о видах хлеба, многообразии хлебобулочных изделиях, о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу, разработали правила обращения с хлебом. Дети изготовили коллективную аппликацию «Приглашаем к чаепитию», «Путь хлеба к столу», коллаж «Что можно сделать из муки?», изготовили тряпичную куклу «Крупеничка», лепили из соленого теста «Хлебное поле». Организовали экскурсию на местный хлебозавод, где ребята познакомились с технологией выпечки хлеба.
Читали рассказы познавательного содержания «Что на свете всего вкусней?», «Почему хлеб бывает черным и белым?», «Почему земля такая добрая?», К. Паустовского «Теплый хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб» белоруская народная сказка «Легкий хлеб», литовская сказка «Как Волк вздумал хлеб печь».
Пословицы для игры с детьми по теме «Хлеб» :
- Хлеб – всему голова! (Что значит «голова»? – главный. Почему хлеб всему главный).
- Доплясались, что без хлеба остались. (Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь).
- Хлеб – батюшка, вода – матушка.
- Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
- Хлеб да соль, и обед пошел.
- Будет хлеб — будет и песня.
- Рожь поспела — берись за дело.
- Много снега — много хлеба.
Стихи о хлебе.
Пришла весна,
Пришла красна,
Принесла ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Большой урожай
В наш край.
Вот он хлебушек душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В ходе самостоятельной деятельности дети рассматривали альбом «Как хлеб к нам пришел», разыграли сюжет игры «В булочной», «Семья за обедом», «Мы хлеборобы».
Заключительный (неделя)
Задачи. Обобщить знания по данной теме; формировать у детей и их родителей потребность в уважительном отношении к хлебу и профессии хлебороба.
В результате работы над проектом дети расширили знания о хлебе, приобрели умения и навыки исследовательской деятельности : искать информацию, анализировать,систематизировать и делать выводы. У них появились навыки поддержки и тесного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, повысился интерес к познанию мира.
Нарисовали плакат о бережном отношении к хлебу. Итогом нашего проекта стала инсценировка сказки «Колосок».