Светлана Плотникова
Исследовательский проект «Много снега на полях-больше снега в закромах»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Знакомясь с поговорками о зиме, дети обратили внимание на часто повторяющийся вывод о том, что количество снега влияет на урожай. Ребята предположили, что возможно в снеге есть полезные для растений элементы. Мы решили провести свое исследование снега и разобраться, почему от обилия снега зависит урожай
Объект исследования: снег
Публикация «Исследовательский проект „Много снега на полях-больше снега в закромах“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Предмет исследования: как высота снежного покрова влияет на плодородие почвы.
Новизна проекта: новизна заключается в самом проектировании, так как ранее мы с детьми не использовали данную образовательную технологию, когда задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при активном участии самих обучающихся и их родителей.
Возрастная группа: 4-5 лет
Вид проекта: исследовательский
Тема проекта: «Много снега на полях- больше снега в закромах.»
Цель проекта: Показать детям взаимосвязь процессов в природе. Познакомить с профессией мелиоратор. Рассказать о способах орошения почвы.
Задачи:
Обучающие:
1. Знакомить детей со свойствами снега, что такое снег и какой он (белый, холодный, мокрый, мягкий, легкий, пушистый)
2. Учить проводить опыты по результатам делать выводы (в тепле снег тает и получается вода, определить, чем отличаются чистый участок земли и тот на котором растаял снег).
Воспитательные.
1. Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.
2. Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
3. Воспитывать любознательность, логическое мышление.
Развивающие:
1. Развивать познавательные процессы в процессе исследовательской деятельности (память, внимание, воображение)
2. Развивать речь детей, обогатить её описательными прилагательными
3. Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.
4. Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу.
Описание проекта: Снег глубок- год хорош. Снега надует- хлеба прибудет.
Все русские пословицы пришли к нам из народной речи и связаны в основном с природой, земледелием, ожиданием нового урожая, от которого всегда зависела жизнь крестьян. Если зимой выпало много снега, значит, под ним сохранится влага и весной будет достаточно воды, чтоб напитать поля для посева, земля не будет сухой, а значит, будет хороший урожай. В современном мире человек не полагается только на природу, он активно улучшает плодородие почв. Профессия мелиоратор- профессия будущего, ведь от их работы зависит благополучие нашей страны.
Целевая группа: дети группы «Смешарики», педагог и родители
Формы организации детей.
Направленность развития деятельности комплексная (познавательно-речевая физкультурная, исследовательская, изобразительная, техническая)
Методы исследования: Работа с различными источниками, наблюдения, беседы с взрослыми, проведения опытов, анализ полученных результатов путем сравнения.
Тип проекта: исследовательский - познавательный
Вид проекта: групповой
Продолжительность: Среднесрочный (4 недели)
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
1. Организация предметно-развивающей среды:
- Подбор иллюстрированного материала по предмету исследования.
- Подготовка к экспериментированию по теме (подбор темы и оборудования)
2. Создание условий для реализации проекта
3. Извещение родителей о проекте и приглашение к сотрудничеству
4. Перспективное планирование
2.Основной этап
1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний о снеге
2. Экспериментирование со снегом и водой на занятиях и в свободной деятельности.
3.Заключительный:
1. Оформление результата проекта в виде презентации
2. Организация выставки: «Огород на окошке» (совместное занятие педагог + дети + родители)
Вывод по проекту: Дети научились исследовательской деятельности по изучению своиств снега и воды.
-Обогатились представления детей о взаимосвязи процессов, происходящих в природе.
-В процессе опытов дети научились выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.
-Познакомились с профессией- мелиоратор.
Изучив литературу, мы узнали:
1.Что такое снег?
Снег-это вид атмосферных осадков, выпадающих на землю. Он состоит из
мельчайших кристаллов льда. Снег, как и дождь, падает из туч. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей. Кристаллик все время растет и, наконец, становится красивой звездочкой.
После полученной информации мы начали исследовать свойства снега.
Экспериментальная деятельность:
Опыт №1.
Объем снега.
В 1 банку мы набрали воды из крана, а во 2 собрали такое же количество снега. Когда снег растаял, воды во 2 банке оказалось намного меньше.
Вывод: Для полива или увлажнения почвы нужно очень много снега.
Опыт №2 Высота сугробов.
На прогулке мы заметили неравномерное распределение снега на участке после осадков. Возле скамеек, заборов и других сооружений снега больше, чем на открытых площадках. ГИПОТЕЗА: дети предположили, что в разных тучах разное количество снега, из большого облака выпадает много снега, а из маленького- мало. Наблюдая за кружение снежинок в воздухе, мы заметили, что они летят в ту сторону, куда дует ветер, и если ветер останавливается, встречая преграду, то и снег опускается на землю. Докажем это на опыте. Мы взяли лист бумаги, положили на него снег и попробовали подуть на него. Снег легко улетел с листка. Дети выдвинули гипотезу: так как снег легко сдувается ветром с ровной поверхности, то чтоб вернуть улетевший снег с полей, его можно привозить на машинах из города.
Вывод: Снег очень легкий и легко сметается ветром с ровных поверхностей. Значит и с чистого поля снег может легко сметать ветром.
Опыт №3 Куда машины снег везут?
Дети выдвинули гипотезу: так как снег легко сдувается ветром с ровной поверхности, то чтоб вернуть улетевший снег с полей, его можно привозить на машинах из города.
Проверим на опыте. В чистые банки наберем снег возле дороги, на участке и из крана. Когда снег растает, сравним воду во всех трех банках. Возле дороги снег грязнее от выхлопных газов. Вода получилась мутная. Снег на участке более чистый, но в нем встречается песок и травинки. Вода получилась более прозрачная, но засоренная. Затем талую воду процедим через марлю. После очищения воды из первой банки, на фильтре осталась маслянистая грязь. На фильтре из второй банки остались песчинки и травинки.
Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязный. Но возле дорог снег особенно грязный и отравлен остатками сгоревших машинных масел. Такой водой мы не будем поливать цветы и снег с дорог нельзя вывозить в поля.
Изучив литературу, мы узнали о профессии мелиоратор. Мелиоратор занимается улучшением земель в целях их использования на благо человека. Благодаря ему в местах, где были болота и топи, можно строить дома, сеять урожай. Мелиораторы повышают плодородие земель посредством их осушения или создания оросительных систем. Проводят комплекс мер по снегозадержанию на полях. Для нашей страны профессия мелиоратор очень важна. Повысить плодородие земель для сельскохозяйственной деятельности- вот главная задача специалистов.
Просмотрев слайды о работе мелиораторов, мы познакомились с несколькими способами задержания снега.
Предложили родителям при поездках за город обратить внимание детей на приемы снегозадержания на полях.
Опыт № 4 Тепло ли под снежным одеялом?
ВСТРЕЧА. Иван Никитин
Взмахнула пышным рукавом
Волшебница зима,
И засверкала серебром
Снежинок бахрома.
И первый снег — он белый, чистый,
Кружась, как бабочка, порхал.
Одеялом белым и пушистым
Он тихо землю укрывал.
Читая стихи о зиме Юрия Кушака «Ночная вьюга», Ивана Никитина «Встреча» и другие, мы отметили, что снежные сугробы часто сравнивают с теплым одеялом. Дети вспомнили, что медведь спит всю зиму в теплой берлоге, засыпанный снегом.
Оказывается, что снежное покрывало не зря принято считать теплым, оно спасает от морозов и растения, и животных. Рассмотрели картинки зимнего жилища эскимосов. Предложили родителям в выходной сходить с детьми в ледяной городок и сравнить вместе, что в ледяном домике теплее, чем на улице. Он хорошо защищает от ветра и сохраняет тепло. Докажем это на опыте. Возьмем две банки с горячей водой. Одну закапаем в снег, а другую оставим на снегу. Через некоторое время сравним воду в бутылках. Вода на снегу замерзла, а в снегу осталось теплой.
Вывод: Снег защищает землю от холода, поэтому чтобы посевы не замерзли, на полях нужно большое количество снега.
Опыт № 5 Что такое снег.
Изучив литературу, мы узнали, что снег, как и дождь, состоит из воды. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, пар замерзает и становится красивой звездочкой. Мы решили сами убедиться, что снег, как и лед, это застывшая вода. Докажем это на опыте. Принеся с прогулки кусочек льда, дети убедились, что он очень быстро тает, превращаясь в воду. Эту воду мы нагрелии и увидели, что над поверхностью поднимается пар. Поднимающийся пар осел на зеркало и остыв превратился снова в капельки воды. Чтоб увидеть, как на морозе водяной пар превращается в снег, мы посмотрели видео опыты с паром. Предложили родителям в морозный день повторить этот опыт с детьми.
Вывод: Снег- это вода. И снег для посевов обладает всеми полезными свойствами воды. Увлажняет, питает корни полезными веществами, содержащимися в почве.
Опыт № 6 Наш веселый огород
Решив проверить, как количество снега на полях влияет на урожай, мы провели следующий опыт. В два поддона с землей разложили снег. В первом слегка покрыли землю снегом, а во второй наложили снега с горой. После того как снег растаял мы заметили, что в первом поддоне земля полу сухая, а во втором обильно мокрая. С помощью родителей мы посадили семена гороха и кабачков в оба поддона. И завели дневник наблюдений за всходами.
Вывод: В поддоне с землей, где снега было больше, всходы появились первыми. Значит, поля, на которых проводятся работы по снегозадержанию, дают более быстрые и здоровые всходы. И урожай на этих полях будет лучше. Как в народе говорят: Много снега на полях, больше хлеба в закромах.
В ходе проекта:
Заучиваем приметы:
Снегу надует – хлеба прибудет.
Много снега – много хлеба.
Иней на деревьях – к морозам.
Снег прилипает к деревьям – будет тепло.
Снег поля утепляет.
Снег глубок – год хорош.
Художественное слово (чтение стихов и произведений)
«Встреча» И. Никитин.
«Куда машины снег везут» А. Токмакова.
«Белый снег пушистый» И. Суриков.
«Ночная вьюга» Ю Кушак.
«Здравствуй гостья зима» А. Сапылбеков.
Загадки:
На всех садится, никого не боится.
Не снег, не лед, а серебром деревья убирает.
Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно.
Бел да не сахар, ног нет, да идет.
Художественное творчество
Рисование на тему: «Моя снежинка».
Аппликация «Снеговик»
Лепка снежинки из ваты и мыла.
Печатание на снегу.
Слушание песен: «Вальс снежинок», «Белые снежинки»
Просматривание презентации «Профессия Метеоролог»
Использование здоровьес-берегающих технологий
Физкультминутки: «Полночный снег», «Очень холодно зимой».
Подвижные игры: «Бездомный заяц» «Зайчик серый умывается» иммитация движений «Полёт снежинки», «Снеговик», «Лыжники», «Метель», «По снежочку мы пойдем», «Вот зима, кругом бело», Речь с движением: «Со снежком мы поиграем», «Как под горкой снежок», «Снеговик», пальчиковая гимнастика «Снеговик».
Результаты проекта:
В ходе исследовательской деятельности дети получили знания о свойствах снега. Научились проводить опыты, делать выводы. Познакомились с профессией мелиоратора. Дети обогатили словарь новыми словами. Появился интерес узнавать новое о предметах.
Презентация проекта:
Продукт проекта:
Совместная работа по посадке и оформлению огорода на окошке.
Создание дневника наблюдений за всходами.
Перспектива:
Наблюдать за таянием снега.
Использованная литература:
1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2008-2010.
2. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. -М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.
3. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. - М. Мозаика-Синтез, 2009-2010.
4. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа. -М.
Мозаика-Синтез, 2009-2010.
2010.
5. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. -М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010.