каткова
Исследовательский проект «Человек и музыка. Бумажный оркестр»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект «Человек и музыка»
«Бумажный оркестр"
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Возраст воспитанников: старший дошкольный
Длительность проекта : краткосрочный (с 15.07-20.07 2024г)
Участники проекта : дети 5 -7 лет, педагоги, родители.
Публикация «Исследовательский проект „Человек и музыка, Бумажный оркестр“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Оркестр для детей
- Поделки из бумаги
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Актуальность проекта : Детям-дошкольникам для развития и поддержки познавательной активности необходимы новые, необычные, разнообразные впечатления.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его в повседневной деятельности.
Именно поэтому необходимо при обучении детей использовать приемы и методы, направленные на поддержку познавательной активности, обогащение разного рода положительного опыта у детей, а также развитие у них коммуникативных навыков. Одним из таких методов в арсенале музыкального руководителя, является совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука. Для этого наряду с исследованием звуков окружающего мира необходимо также и использование шумовых музыкальных инструментов как традиционных, так и необычных.
В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Шумовые музыкальные инструменты, сделанные своими руками, вызывают особый интерес к музыке и желание познавать, исследовать и музицировать.
В основе образовательного проекта – опора на совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука и сотрудничество с их родителями.
Цель: Развитие и поддержка детской познавательной активности.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить с разновидностями шумовых инструментов;
- обогатить музыкально-слуховой опыт детей.
Развивающие:
- развивать метроритмический слух, мелкую моторику;
- развивать воображение, фантазию;
- поддерживать творческую инициативу;
- побуждать к исследованию свойства звука, творческому музицированию.
Воспитательные:
- формировать коммуникативные навыки в коллективной творческой деятельности;
Этапы проекта :
1 этап. Мотивация.
С целью мотивации детей над проектом на музыкальном занятии был задан вопрос:
- Как вы думаете, можно услышать звуки в игре с бумажными предметами?
Ответы детей: Нет!
Звуки можно услышать везде. Некоторые дети высказали своё мнение, мол, что же это за музыка, если её не играют на музыкальном инструменте.
Тогда мы послушали песню Н. Тананко «Всё звучит вокруг».
Песня детям понравилась. А сами исполнять музыку в бумажном оркестре хотите? Ребята согласились с моим предложением.
2 этап. Разработка совместного плана.
Были поставлены три вопроса детям, на которые они ответили.
1. Что мы знаем о звуках?
«Звуки бывают разные».
«Звуки бывают у природы, у предметов».
«Музыканты музыку играют на инструментах и с разными предметами».
2. Что мы хотим узнать?
«Как звуки получаются?»
«Из чего делают инструменты?»
«Как самим научиться играть музыку?»
3. Что нужно сделать, чтобы узнать?
«Нужно исследовать бумажные предметы и извлечь звуки разными приемами.
На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом.
Свои предложения вносили дети, педагоги и родители. Из коробок мы сделали барабаны, из фантиков на палочках шумелки… Потом поиграть музыку самодельными инструментами. Родители обещали собирать коробочки, стаканчики, флакончики, словом, всё, из чего можно сделать что-нибудь звучащее.
Режим реализации проекта :
* Музыкально-игровая и исследовательская деятельность с детьми включена во время проведения музыкальных занятий.
* В свободное время дети слушают аудиоматериалы по теме, а также повторяют некоторые игры для закрепления результатов.
Формы реализации проекта :
*Исследование звуков из разных предметов.
*Изготовление необычных шумовых инструментов, исследование свойств их звука.
*Игра на знакомых инструментах под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента.
*Активное слушание детских музыкальных произведений.
Методы: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение, исследование, экспериментирование, импровизация, музицирование.
Ожидаемые результаты:
*Повышение эмоциональной отзывчивости, заинтересованности детей творческим процессом, усиление познавательной активности.
*Закрепление навыка игры на шумовых инструментах на доступном детям-дошкольникам уровне.
*Стабилизация эмоционально-психического состояния детей.
*Улучшение индивидуальных диагностических показателей музыкального развития детей.
3 этап. Практический.
На первом же занятии в рамках проекта дети проявили интерес к теме «Бумажные звуки» и включились в дискуссию о разнообразии «звучащих» предметов, приводили примеры. На занятии «Где живут звуки» слушали аудиозапись звуков природы, улицы, человеческих голосов, музыкальных произведений.
Играли в дидактическую игру «Музыка или шум?». Дети определяли происхождение звуков: шумовой или музыкальный.
Так же с детьми сделали «шуршики»-салютики из гафрированной бумаги.
Опыт: Как звучит бумага
Материалы для исследования :
- Газетная бумага, картон, в том числе рифленый,
- Набор бумаги разной толщины
- Втулки разной величины и размера, фантики из под конфет.
Описание исследования : Педагог просит взять листы бумаги и исследовать их, при этом поставив перед детьми вопрос – как при помощи бумаги можно извлечь звук. Дети выбирают бумагу. Мнут ее, трясут, стучат по листу, рвут его и т. п. Вслушиваясь, соотносят особенности шуршания – звучания и качества бумаги, меняют ритмические рисунки и громкость звучания. Постукивают по коробкам, по бумаге на банках, проводят по рифленому картону палочкой. Затем все вместе оценивают успешные находки бумажного звучания. Лист бумаги может издавать много разных звуков, голос у бумаги тихий, глухой, шелестящий, гулкий. Если при помощи бумаги озвучить стихотворение, то его тематика будет про лес, про мышку, про дождь… И в конце мы сыграли в прекрасную игру «Оркестр».
Вывод: бумажные звуки можно извлекать из предметов и изменять.