Ольга Владимировна Городилова
Исследовательский проект «Бажовских сказов дивные места»
▼ Скачать + Заказать документы
«Бажовских сказов дивные места»
МАДОУ "Детский сад №27"
Участники проекта : дети 6-го года жизни
Реализация: воспитатель: Городилова О. В.
музыкальный руководитель Казанцева Е. В.
Аннотация:
Публикация «Исследовательский проект „Бажовских сказов дивные места“» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из важных направлений работы с детьми становится патриотическое воспитание. Проблема патриотического воспитания очевидна. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к родному краю.
Родина… Она у каждого своя. Для кого-то это целая страна, для кого-то это милый сердцу уголок -его родной город, поселок, деревня… И сколько бы ни жил человек на земле, Родина для него одна.
Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю. Уральская земля – богата своей историей, своими тайнами, своими мастерами и умельцами, своими писателями - сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае. Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Он рассказал нам о жизни и быте жителей древнего Урала. Читая произведения П. П Бажова, мы окунаемся в мир необычный, удивительный. Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете. А сам «Бажов - по теперешним меркам самый настоящий культовый писатель», создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий, хранимых вездесущей молвой, которая продолжает ревниво оберегать магию Места и основных его реалий – Камня, Горы и Пещеры».(историк, языковед М. П. Никулина)
Педагогическая практика показывает, что в сознании подрастающего поколения отсутствует факт мифологического сюжета о Земле, на которой они родились. Отсутствуют откровенные знания о родной земле и самому феномену Урала, как сердца России, держателя основ её древней мифологии.
Выявляется проблема: отсутствие системных знаний о родном крае, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Разработанный проект «Бажовских сказов дивные места» знакомит детей с родным краем, через произведения ПП. Бажова.
Начиная работу над проектом, мы преследовали следующую цель:
Формирование и развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к природному и культурному наследию родного края Свердловской области, через творчество уральского писателя П. П. Бажова.
Для достижения цели, мы решали ряд задач:
1. Формировать патриотические чувства, представления детей о родном крае (история, символика, достопримечательности, художественно-эстетическая культура, через литературные произведения П. П. Бажова.
2. Расширить знания детей о флоре и фауне родного края.
3. Развивать творческую активность детей в речевой, изобразительной, музыкально-игровой деятельности посредством приобщения к исторической культуре родного края.
4. Вовлечь родителей в совместную деятельность по поиску фотоматериалов, камней для организации мини-музея в группе, выставки совместных работ (поделки рисунки).
Работа над проектом начиналась с создания развивающей среды в группе, на основе народной культуры с опорой на эколого-развивающий материал. Совместно с родителями воспитанников была подобранна экспозиция картин по природному парку "Бажовские места", была организованна выставка уральских минералов.
Создана подборка изданий сказов Бажова, открытки биографического содержания.
Знакомясь с достопримечательностями природного парка "Бажовские места", дети узнали, что назван он так в честь знаменитого уральского писателя Павла Петровича Бажова. Знакомя детей с творчеством П. П. Бажова, мы рассказали о красоте края, в котором они живут, познакомили с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом. Детям очень было интересно узнать историю своего края, поэтому мы провели ряд мероприятий:
Беседа с детьми: «Как жили люди на Урале»
Чтение стихотворений о родном крае.
Просмотр презентации «Богатство Урала».
Аппликация «Горы Урала» Аппликация «Драгоценные камни Урала»
Детям дошкольникам трудно объяснить течение времени. Поэтому временные понятия, элементарные исторические справки помогла дать «Лента времени». С ее помощью дети познакомились с настоящим и прошлым временем, узнали, почему так странно звучит русская речь, а также воочию увидели временной отрезок жизни писателя.
Очень интересной и познавательной была экскурсия в Федоровский геологический музей, где дети погрузиться в мир уральской горнозаводской старины: реальной и, в то же время, легендарной, а, благодаря ее певцу – Павлу Петровичу Бажову, даже сказочной.
Сказы Бажова не только знакомят детей с прошлым людей, живших на Урале, но так же учат дружбе, честности, доброте, учат отличать добро от зла. За время проекта, дети познакомились с такими сказами, как: «Голубая змейка», «Огневушка-Поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Малахитовая шкатулка»
Свои впечатления от сказов П. П. Бажова, дети отразили в продуктивной деятельности
Родители вместе с детьми проявили большую фантазию и творческие способности в создании совместных работ по сказам Бажова. Взрослые личным примером показали детям, как интересно можно изобразить сказочные сцены и персонажей. Выставочную коллекцию украсили собой герои бажовских сказок — Огневушка-поскакушка, Хозяйка Медной горы, Кокованя, Даренка с кошкой и волшебным козликом Серебряное копытце.
Знакомя детей с творчеством П. П. Бажова, мы смогли не только заинтересовать детей и их родителей красотой Уральского края, но и пополнили «малахитовую шкатулку» (творческий и интеллектуальный багаж) каждого ребенка знаниями о прошлом уральского края, мудрыми раздумьями о нравственности, интересом к познанию нового и неизведанного; желанием выразить свои впечатления в продуктивной деятельности.