Слащева Елена
Исследовательский-творческий проект «Развиваем речь играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательски-творческий проект
Тема «Развиваем речь играя»
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Каково же состояние развития речи на современном этапе?
21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Публикация «Исследовательский-творческий проект „Развиваем речь играя“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
А какими, вы можете увидеть на сайде.
Типичные проблемы развития речи дошкольника :
-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь).
-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
-Бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)
-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
-Плохая дикция.
Исходя из этих проблем, я решила внедрить в свою деятельность новые методы работы по развитию речи : буктрейлер и квест-сказки
Цель проекта : с помощью новых методов улучшить результаты работы по развитию речи
Задачи:
- провести диагностику воспитанников для изучения уровня развития речи у детей;
- провести индивидуальные беседы с родителями на тему «Читают ли они дома детям»;
- проконсультироваться со специалистом (учителем-логопедом Кузнецовой Екатериной Юрьевной)
- изучить литературу на данную тему, технические возможности;
- изготовить наглядный материал;
Формы работы:
• -НОД Непосредственной образовательной деятельности;
• - Индивидуальная работа по развитию речи;
• - Работа с родителями
Предмет проекта : развитие речи дошкольников;
Объект: новые методы работы в развитии речи : буктрейлер, квест-сказки.
Проект долгосрочный - работа началась 1 сентября этого года и итоги подведем в мае 2022.
В проекте участвуют воспитанники, родители (законные представители, воспитатели.
Свой проект я разбила на 3 этапа:
• подготовительный,
• организационный,
• заключительный.
В данное время мы находимся в организационном этапе.
В подготовительном этапе я провела диагностику по развитию речи. В нее вошли разделы: звукопроизношение (в этом мне помог учитель-логопед, монологическая речь, диалогическая речь, работа по картине.
Также наблюдала за воспитанниками, как часто они интересуются художественной литературой, и как часто проводят свое время в книжном уголке.
Провела индивидуальные беседы с родителями на тему «Читаем ли мы дома».
По результатам данных исследований можно сделать вывод, что воспитанники предпочитают проводить свое время в уголке семьи или конструирования, уголке ПДД. В книжном уголке ребята работают только со мной, когда идет починка книг или когда я их знакомлю с авторской выставкой. Самостоятельно решили полистать книгу за все время наблюдения только 2 девочки.
Я пришла к выводу, что дома родители уделяют недостаточно времени чтению книг ребенку, у детей нет заинтересованности к чтению, просмотру книги, и как следствие – не могут полноценно построить рассказ по прочитанному, ответить на вопрос, вести диалог. Заменяют слова на современные сленги или слова из виртуальных игр (портал, хайп, спич, изи). У ребенка нет достаточного опыта, чтобы на основе придумать свой рассказ или сказку. И свое время предпочитают проводить за гаджетами, телевизором.
Как же развить интерес к книги у детей и у родителей? Интерес к фантазированию продолжения сюжета?
Я решила апробировать новые методы работы в развитие речи, а также в индивидуальной работе с детьми.
Буктрейлер (англ. booktrailer) — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.
Основная задача буктрейлера-рассказать о книге, заинтересовать, привлечь внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.
2 инновационный метод, который я решила использовать в работе по развитию речи- это работа по квест-сказкам. Квест-сказка - это повествование о том, чего не бывает в действительности, продолжение которой основывается на ответах и разгадках заданий, которые встраиваются педагогом в сюжет для раскрытия темы.
Вы можете подумать, что же здесь нового?
Всегда сочиняли и рассказывали сказки: индивидуально и коллективно. Но отличия есть. Коллективное рассказывание или придумывание новой сказки полностью зависит от фантазии детей. В квест-сказке сюжет уже построен педагогом, и частично рассказан, дополнен заданиями, ответы на которые создают продолжение. У детей появляется ощущение, что они внутри интерактивной игры.
В организационном этапе я работала в основном с компьютером и хрестоматией для детей 5-6 лет: выбирала произведения по программе, сочиняла к ним задания, делала вырезки из мультфильмов и собирала все в единое целое, провела анализ всех лексических тем недели, выбрала те где информации недостаточно, на интересном повороте событий вставляла свои задания.
После проведения повторной диагностики через 2 недели, я могу сказать, что над связной речью стоит еще много работать, но уже видны маленькие результаты в ответах детей: они подбирают слова, учатся задавать вопрос или отвечать на него более распространенно. А вот монологическая речь требует большего времени и усиленной работы, результаты можно увидеть в конце проекта в комплексной работе, не только по проекту. Работа по картине вызывает затруднения, но видны сдвиги.
Когда я только начала работать по теме квест-сказок, то заметила большую заинтересованность детей, я видели, как они развиваются, как они порой своими ответами удивляли меня. В процессе создания квест-сказок участвовали как застенчивые и стеснительные дети, так и дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. А последних у нас, по данным российского психологического центра изучения и коррекции поведенческих реакций, ежегодно увеличиваются почти на 20 процентов. И это только зафиксированные показатели. Поэтому и подход к организации образовательного процесса частично должен быть подстроен под данных детей. Квест-сказка помогает решать эту проблему и подходит для работы с данными детьми. Эти дети с в силу своих психологических особенностей, не могут задерживать внимание, находясь без движения (например, сидя на стульчиках). Но зато в движении достаточно быстро усваивают материал. Данная форма проведения занятий позволяет продолжительное время сохранять интерес к теме, активно выполнять задания.
Квест-сказка активизирует воспитанников, повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствовует развитию творчества и самое главное, развивает связную речь, что помогает социализироваться детям с проблемами в общении.
Работа по буктрейлеру показала, что повысился интерес к просмотру книг не только у детей, но и у родителей, посещение книжного уголка стала частой и в большом количестве, часто слышу предложение «А давайте, снимем видеоролик на эту книгу», ведь сочетание книги и ИКТ современному ребенку намного ближе. Повторно анкетирование с родителями не проводила, но из бесед с ними узнала, что дети сами просят их читать и затем создать буктрейлер.
После 2 недель работы с детьми по 2 новым методам я могу сказать лишь одно - какие формы и работы дополнительно не придумывали бы педагоги - это положительным образом скажется на развитие детей. Они лишний раз активизируются и запустят логическо-мыслительный процесс. А для педагогов - это новая форма проведения занятий по познавательному и речевому развитию.
Инновационный подход и современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагогов.
А теперь я представляю вашему вниманию пример буктрейлера для дошкольного возраста.