Клавдия Сергеева
Исследовательская работа ученицы 10 класса «Мой профессиональный выбор — учитель»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №10"
Исследовательская работа на тему «Мой профессиональный выбор - учитель»
Автор работы : Скрябина Алина, ученица 10 класса.
Руководитель: Сергеева Клавдия Николаевна
п. Лобва 2023
Содержание
Введение….3
Глава 1. 4
1.1. Кто такой учитель. 4
Публикация «Исследовательская работа ученицы 10 класса „Мой профессиональный выбор — учитель“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Старшая школа 10 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
1.2. История профессии. …. …. …4-5
1.3. Положительные и отрицательные стороны профессии. …. …. …5-6
1.4. Роль учителя в жизни человека. ….…. …. …. …. 6
Глава 2. Практическая часть…. …. 7
2.1 Тест на профориентацию…. …. 7-8
2.2 Профессиограмма…. ….8-9
Заключение…. 10
Список источников информации…. 11
Приложения…. …12
Введение
Перед каждым человеком в определенный момент встает важный вопрос о будущем: «Кем быть?». Для кого-то эта проблема становиться тяжелой и мучительной, для кого-то ее решение не представляет особого труда. Но, так или иначе, любой подросток к окончанию школы должен иметь относительно четкие представления о своей дальнейшей трудовой жизни. Сделав выбор, мы не только определяем занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, а иногда и судьбу. Сделать правильный профессиональный выбор не просто. Молодому человеку, как правило, не хватает знаний о профессиях, о себе, как субъекте будущей профессиональной деятельности. В этом смысле он оказывается социально незащищенным и остается один на один с миром труда, который ему мало знаком. Отсюда и ошибки в выборе профессионального пути.
Идея возникновения данного проекта родилась не случайно. Я не раз задавалась целью сделать правильный выбор в жизни и посвятить себя профессии учителя. Мне захотелось как можно больше узнать об этой профессии, о людях, которые её выбрали. Хотелось узнать о том, что необходимо в себе воспитывать, чтобы стать успешным человеком, какими качествами должен обладать учитель, о положительной и отрицательной сторонах этой нелегкой, но очень интересной и творческой профессии, для того, чтобы не ошибиться в выборе и просто набраться жизненного опыта.
Цель: совершенствование своих возможностей в области выбора профессии.
Задачи:
1. Расширить первоначальные знания о профессии учителя
2. Определить свои интересы, склонности и способности выбранной профессии.
3. Ознакомиться с требованиями и особенностями данной профессии.
4. Узнать, какими качествами должен обладать учитель начальных классов.
Проблема: снижения престижности профессии «учитель» и нехватки педагогических кадров.
Гипотеза: я сделаю правильный выбор, и мой труд в качестве учителя начальных классов будет не только приносить радость мне, но и пользу всему обществу
Объект исследования : профессия «учитель».
Предмет исследования : профессиональная деятельность учителя.
Методы исследования : сбор информации из разных источников. Обсуждение, анализ, воспроизведение полученной информации.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Кто такой учитель
Педагог, преподаватель, наставник-ряд ассоциативных слов, идущих неразделимо с понятием учитель. Учитель осуществляет обучение детей одной либо разных возрастных групп в соответствии со своей компетенцией. Учитель занимается проверкой классных и домашних работ, устраивает срез знаний учащихся, подготавливает отчеты по успеваемости детей.
Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. На учителя возлагается большая ответственность, учитель должен обладать такими качествами, как: интеллигентность, разумность и духовность. Профессия учителя выделяется из ряда других профессий по своей значимости, учитель воспитывает будущее поколение, передает ему свои знания. Главное ее отличие от других профессий заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Основная цель педагога-помощь в становлении личности ученика, обогащение его знаний, развитие интеллектуальных и физических способностей, формирования его духовного мира. В профессии педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит
1.2 История профессии
В доисторическом обществе, во времена первобытнообщинного строя, когда человек еще не изобрел письменность и познавал мир через внутренние ощущения, понятие учитель было скорее символическим. По мере того как происходило усложнение и совершенствование орудий труда, появилась необходимость передачи навыков труда и умений. Старейшины рода стали первыми воспитателями, они учили детей разводить огонь, охотиться, шить одежду, изготовлять орудия труда, подготавливая новое поколение к дальнейшей жизни.
Воспитание стало необходимой сферой деятельности человека. Именно поэтому общество продолжает развиваться, ведь старшее поколение передает свой опыт и свои знания молодому поколению.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы (Приложение 1, педотрибы (Приложение 2, дидаскалы (Приложение 3, педагоги.
Если обратиться к истории Древнего Рима, то здесь проблема образования становится функцией государства. Учителя для привилегированного класса числились государственными чиновниками и назначались императорской властью. Рабы обучались только ремеслам, и наставники для них выбирались из тех же рабов.
В древнейших китайских хрониках упоминается, что еще в XX веке до нашей эры в стране существовало министерство, которое ведало делами просвещения народа, на должность учителя назначались самые образованные люди.
В средневековье все аспекты жизни обосновывались теологической теорией, что объясняет развитие социально-политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей, именно они становились учителями
В 988 году при князе Владимире Святославовиче христианство становится официальной религией Руси. Христианское учение позволяло овладеть культурно-историческими знаниями, накопленными за значительный период времени греками и народами, которые ранее проповедовали христианство.
К этому времени относят записи в летописях о первых школах. В «Повести временных лет» сказано: «Послал он (князь Владимир) собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение».
С древних времен на Руси складывалось глубокое чувство уважения к учителям. В «Слове похвальном Сергию Радонежскому» Премудрый Епифаний восхваляет Сергия не только как великого чудотворца, но и как учителя. Епифаний писал, что Сергий Радонежский был отцам отец и учителям учитель, ведь он неложный и праведный учитель. Обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя. В "Поучении" Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым учил следовать своих детей: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым.
Таким образом, с тех пор как возникла педагогическая профессия, учитель совмещает в себе роль наставника и воспитателя, играет ведущую роль в воспитании молодого поколения.
1.3 Положительные и отрицательные стороны профессии
Положительные
1) Значимость профессии
Профессия педагога по праву считается одной из самых важных. Их задача заключается в передаче знаний и воспитании школьников. Ну а так как именно дети являются будущим нашей страны, то становятся понятным, что учителя играют значимую роль в развитии государства.
2) Продолжительный отпуск
Ещё одним по-настоящему значимым преимуществом профессии является продолжительный отпуск школьных учителей. При этом отпуск педагогов всегда выпадает на лето, что не может не радовать.
3) Стабильность
Работа учителя по праву считается одной из наиболее стабильных специальностей. Придя в школу, человек может проработать на одном месте 30-40 лет. Так что если человек ищет стабильности, то он может пойти работать учителем.
4)Постоянное развитие профессиональных навыков
У педагога есть возможность постоянно развиваться, читая новые статьи и исследования по своему предмету. Этой актуальной информацией он может делиться с учениками.
5)Социальный пакет
Помимо официального трудоустройства, учителям предоставляется полный социальный пакет. Это значит, что педагогам оплачиваются больничные и отпуска, а также гарантируются другие социальные выплаты.
Отрицательные стороны
1) Невысокие зарплаты
Пожалуй, главным недостатком этой профессии является невысокий заработок учителей. Хотя педагоги и выполняют одну из важнейших общественных функций, но их труд плохо оплачивается. Об этом знают все, но люди продолжают идти в педагогику. Ведь учительство – это не профессия, а призвание.
2) Большая ответственность
Так как педагоги работают с детьми, то на них лежит огромная ответственность. Учитель отвечает не только за получение знаний школьниками, но и за безопасность ребят. Особенно это касается учителей, которые преподают в младших классах, где дети любят побаловаться на переменах.
3)Стрессовые ситуации
Учительское ремесло относится к числу наиболее стрессовых профессий. Педагоги постоянно испытывают психологическое давление, связанное из-за работы с детьми. Ведь если учитель неправильно себя поведёт с ребёнком, то это может стать причиной появления проблем. Таких примеров существует огромное количество.
4) Домашняя работа
К сожалению, для многих педагогов рабочий день не заканчивается на выходе из школы. Дело в том, что им приходиться брать домой непроверенные контрольные работы, тетрадки с домашними заданиями учеников и рефераты. Этот минус может полностью перечеркнуть преимущество хорошего графика учителей.
5) Работа с документацией
Многие люди ошибочно полагают, что школьные учителя занимаются лишь тем, что проводят уроки детям, а также проверяют их домашние и контрольные работы. Но, на самом деле, это не так. На каждом педагоге лежит огромный объём работы с документацией. Они заполняют учебные планы, отчёты и другую документацию
1.4 Роль учителя в жизни человека
Профессия учителя играет важную роль среди ряда прочих профессий, она остается вне времени, ее значимость нельзя отрицать. Ведь именно учителя формируют основы нравственного, духовного и физического здоровья ученика, передают свои знания будущему поколению. В формировании личности каждого человека учитель становится наставником, он помогает развивать интеллектуальный потенциал ребенка, мотивирует ребенка к получению и обогащению знаний о мире, воспитывает дух патриотизма, дает высоконравственные ориентиры. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, которое осуществляется в системе российского образования. Учитель является непосредственным носителем базовых национальных ценностей, которые он, наряду с институтом семьи, обязан привить своим ученикам, будущим гражданам Российской Федерации, так как в дальнейшем именно они сменят нынешнее поколение и станут стержнем страны.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Тест на профориентацию
Выбор профессии один из самых важных этапов в жизни человека, ведь большая часть времени бодрствования уходит на работу, подготовку и дорогу до нее. От специальности зависит, в каких кругах происходит общение и будут ли коллеги способствовать развитию личности. Неправильно выбранную профессиональную деятельность со временем будет сложно сменить из-за появившихся обязательств и сложности начать с нуля. Количество различных специальностей на данный момент – несколько тысяч, у каждой есть своя специфика, особенности. Чтобы не запутаться во всем этом многообразии и как то сузить поиски идеального направления, можно пройти тест на профориентацию и тест Холланда. Доктор Джон Холланд разработал теорию, благодаря которой можно категоризировать людей по их личностным характеристикам, которые, в свою очередь разделены по группам на 5 основных типов. Эти типы характеристик также соответствуют различным видам деятельности, которые широко представлены в тестах на профессию.
Разделяют на 5 основных типов
Человек - человек: врачи, преподаватели, органы правопорядка, психологи, юристы.
Человек - природа: ветеринар, эколог, агроном, биолог, геолог.
Человек - техника: водитель, системный администратор, сварщик, токарь, автомеханик.
Человек - знаковая система: программист, бухгалтер, экономист, переводчик.
Человек - художественные образы: дизайнер, художник, архитектор, актер, режиссер
Пройдя тест Холланда, я получила следующие результаты.
Человек– знаковая система: 2 балла из 16 (Приложение 4).
Человек-техника набрала в два раза больше баллов: 4 из 16 (Приложение 5).
Человек-природа входит в категорию более выраженных типов: 8 из 16 (Приложение 6).
Человек – художественные образы набрал наибольшее количество баллов: 13 из 16 (Приложение 7)
Человек-человек также набрал наибольшее количество баллов: 13 из 16 (Приложение 8).
Результаты тестирования определили тип профессий, которые подходят мне больше всего. Это могут быть профессии, основное направление которых связано с общением между людьми и их взаимном влиянии. Такие как, доктор, преподаватель, менеджер, учитель, психолог. И профессии направленные на создание восстановление и модернизацию различных произведений культуры и искусства: дизайнер, художник, стилист, фотограф и т. д.
2.2 Профессиограмма
Пройдя тест и поняв, что профессия учитель подходит моему профессиональному выбору, я рассмотрела содержание деятельности учителя : требования, пути получения профессии, ответственность и т. д.
Чем я буду заниматься:
составлять планы преподавания учебного материала;
выбирать формы и методы его подачи, планировать учебную, индивидуальную и внеклассную работу с учебниками;
проводить уроки (излагать учебный материал, организовывать работу учеников по его усвоению и закреплению);
формировать у детей навыки самостоятельной работы;
проверять письменные работы, контролировать и оценивать уровень усвоения знаний;
вести школьную документацию (заполнять журнал, создавать отчеты, вести личные дела учеников);
проводить внеклассные мероприятия (праздники, экскурсии)
наблюдать за успеваемостью, поведением, общением, интересами обучающихся. Определять их индивидуальные особенности;
Должна знать:
Педагогику, методику преподавания, возрастную и педагогическую психологию; учебные программы по преподаваемым дисциплинам; основы законодательства в области образования, брака и семьи, охраны материнства и детства; нормативные документы, определяющие деятельность обучающихся по усвоению учебного материала на уроках и в самостоятельной деятельности; проводить работу с родителями учеников; оказывать первую медицинскую помощь; ориентироваться в возрастных, индивидуальных личностных и интеллектуальных проблемах детей младшего школьного возраста.
Ответственность.
Повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Материальная ответственность за сохранность оборудования учебного кабинета.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста. Устойчивый интерес к работе с детьми, эмоционально-волевая устойчивость, толерантность к многочисленным контактам. Способность к концентрации внимания в условиях помех.
Требования к профессиональной подготовке.
Пути получении профессии.
Педагогические училища и колледж, факультеты начальных классов педагогических институтов и университетов.
1. Российский государственный профессионально-педагогический университет в Екатеринбурге
2. Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (НТГСПИ филиал РГППУ)
3. Нижнетагильский педагогический колледж №1 (НТПК №1)
4. Новосибирский государственный педагогический университет
5. Сургутский государственный педагогический университет
Изучив профессиограмму учителя начальных классов, я отчетливей стала понимать, в чем же заключаются особенности этой профессии. Мне стало понятней, чем я должна заниматься, чему учиться, на что обратить внимание, каким учебным предметам уделить больше внимания.
Заключение
Моя гипотеза подтвердилась. Профессия учителя - главная профессия на свете, потому что именно учителя формируют будущее страны, обучая и воспитывая молодое поколение. Именно педагоги формируют основы нравственного, духовного и физического здоровья ученика, передают свои знания будущему поколению. В формировании личности каждого человека учитель становится наставником, он помогает развивать интеллектуальный потенциал ребенка, мотивирует ребенка к получению и обогащению знаний о мире, воспитывает дух патриотизма, дает высоконравственные ориентиры. При выполнении практической части работы мне стало понятней, чему учиться, на что обратить внимание. За то время, кока я собирала информацию, связанную с профессией учителя, я узнала много нового и полезного. Учитель, педагог – вечная профессия, она некогда не устареет, в ней всегда нуждаются. Поставленные задачи были выполнены, цель исследовательской работы достигнута.
Список источников информации
https://www.pozdravik.ru/den-uchitelja/kak-stat-uchitelem
https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/04/27/issledovatelskaya-rabota-professiya-uchitel-vchera
https://skoshipz.ucoz.ru/publ/publikacii_uchashhikhsja/prekty/issledovatelskij_proekt_po_proforientacii_pedagog_ehto_zvuchit_gordo/64-1-0-338
https://multiurok.ru/files/issledovatelskaia-rabota-moia-budushchaia-professi.html
https://testometrika.com/business/the-test-for-the-profession/
Приложение
Приложение 1: Педон м - должностное лицо в Спарте (Древняя Греция, назначавшееся советом старейшин для наблюдения за нравственным поведением и военно-физическими упражнениями детей и подростков.
Приложение 2: Педотриб - учитель гимнастики в палестре.
Приложение 3: Дидаскалы - учителя, состоявшие в клире восточной церкви
Приложение 4 Приложение 5
Приложение 6 Приложение 7
Приложение 8