Папки-передвижки

Исследовательская деятельность дошкольников

Наташа Стасилович
Исследовательская деятельность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Исследовательская деятельность дошкольников».

В представлении великого педагога Я. А. Каменского природа – это единство макро- и микромира. Человек, своеобразный микромир, должен научиться чувствовать природу, жить и действовать по законам, которые справедливы для всего живого. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира». Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребенка необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы.

Я считаю, что каждый воспитатель вправе выбирать свои методы и формы

работы, свою педагогическую технологию, но обязательно во благо ребенка. Я

использую технологию опытно - исследовательской деятельности и экспериментирования.

Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что

снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей,

понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим –

зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней,

пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и

они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти

к ним на помощь.

Я рассматриваю экспериментирование как метод, близкий к идеальному!

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются

осознанными и более прочными. Вот на этом и основано активное внедрение

детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды

деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость

ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности,

умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях,

создавать творческую личность.

В моей группе созданы различные центры активности.

И детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида

деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок

и т. д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого

ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого.

Тема исследования или опыта может быть подсказана фантазией ребёнка,

поэтому в центрах присутствуют довольно простые материалы: бумага, картон,

пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое.

Такие материалы найти довольно просто. А вот специальные инструменты и

простейшие приборы собраны в мини-лаборатории «Маленький исследователь»

силами коллег, родителей и друзей детского сада.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой

обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

Доминирующую роль в этом направлении играет поисково-исследовательская

деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий,

Я отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям, исследованиям,

самостоятельной поисковой деятельности детей.

И вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг!

Возможность наблюдать и экспериментировать нам предоставлена самой

природой. В зимний период года детям очень доступны и понятны три состояния

воды, т. к. не нужно создавать специальных условий для опытов и экспериментов.

Особенно интересны длительные наблюдения и опыты весной, когда происходит

пробуждение природы. На большом картографе можно вместе с детьми отмечать

все изменения, которые происходят со снегом, солнцем, деревьями, животными,

птицами, насекомыми. Можно также отмечать рост и развитие растений, которые

мы сажаем в группе. Дети с удовольствием каждое утро приходят к ним и

интересуются, что произошло с посадкой. Я с детьми проводила и такие длительные

опыты, которые наглядно помогают понять зависимость жизни растений от воды,

кислорода и света: «выпрямляющийся стебель», «дыхание листа», «в погоне за

светом».

Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте

раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению,

умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их

изменениях.

Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт

возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к

самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Многие наши «исследования» начинаются с вопросов, которые возникают у

детей в процессе наблюдения ими явлений окружающего мира.

Составной частью моей работы по развитию любознательности детей

посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в

ДОУ являются досуги, праздники, стенды, газеты, практикумы и другие формы

работы с родителями, способствующие обмену семейным опытом по обучению

ребёнка умениям и навыкам исследовательского поиска.

Результаты у моей работы есть!

Мои малыши

творческие личности, способные к активному познанию

окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности, они

с удовольствием идут в детский сад, непринужденно вступают во взаимодействие с

взрослыми и детьми, охотно играют вместе, участвуют в конкурсах, смотрах,

выставках. Они будут успешны в школе.

Вместе с ними «расту» и я - как педагог. Мы экспериментируем, познаём, играем и

развиваемся вместе!

Многому можно научиться самому: петь, танцевать, рисовать, красиво

говорить, – но еще труднее научить этому других.

Увлечь детей тем, что интересно тебе, чем увлекаешься сам, это большой

труд! Моя работа интересна детям, родителям и педагогам.

Очень люблю свою работу, не смотря на все преграды и проблемы, которые

неизбежны. Люблю своих детей. Уважаю своих коллег, они такие разные, но очень

гармонично дополняют меня.

Наблюдения, проведение опытов, практические работы по определению и описанию объектов природы, по изучению представителей растительного и животного мира, взаимосвязи живой и неживой природы, работа детей на учебно-опытном участке способствуют усвоению знаний о природе, формированию понятий, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы. В процессе исследовательской деятельности дети учатся слушать воспитателя и сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать мысль, у них постепенно возникает интерес к знаниям и эмоциональная отзывчивость на красоту природы.

Использованная литература:

1. Крылова Н. М. «Детский сад – дом радости. Программа целостного,

комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как

индивидуальности», Пермь «Книжный мир» 2005г. ;

2. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в

мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под

ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с, (Программа развития).

3. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом:

занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В.

Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

4. Короткова Н. А. «Познавательноисследовательская деятельность старших

дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

5. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой.

Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М. :

Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

6. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для

дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

7. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников:

Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ,

2003. – 64с.

8. Поддьяков Н. Н. «Новые подходы к исследованию мышления

дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.

9. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» //

Дошкольное воспитание. 2005. №1.

10. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.»Экспериментальная деятельность детей

«Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»

среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб. :

ДЕТСТВОПРЕСС, 2007. – 128с.

11. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным

миром. М: Педагогическое общество России,2007

12. Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Познавательно – исследовательская

деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3

Публикации по теме:

Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы познакомились с такой субстанцией, как гидрогель. Нам его прислала.

Фотоотчет «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: измельчение продуктов с помощью кофемолки»Фотоотчет «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: измельчение продуктов с помощью кофемолки» Уважаемые коллеги! В ходе реализации проекта "Откуда хлеб пришел" я рассказываю детям о том, как измельчают зерно, превращая его в муку.

Исследовательская деятельность детей в детском садуИсследовательская деятельность детей в детском саду Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность дошкольников
Опубликовано: 4 декабря 2024 в 17:26
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская деятельность дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наташа Стасилович (УИ 1257406) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД