Получи документы

Исследование сплоченности коллектива

Лилия Смирникова
Исследование сплоченности коллектива
▼ Скачать + Заказать документы

Потребность в индивидуальности каждого сотрудника коллектива особенно остро стоит в современном обществе, т. к от того насколько он может проявить себя, реализоваться в своей работе зависит его психологическое самочувствие и результативность труда. Поэтому в общеобразовательных учреждениях необходимо создавать благоприятные психологические условия, в которых он мог бы реализовать свою личность. А благоприятный психологический климат зависит прежде всего от уровня сплоченности педагогического коллектива.

Публикация «Исследование сплоченности коллектива» размещена в разделах

Сплоченность коллектива - это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.

Профессиональной деятельности мы посвящаем значительную часть своей жизни, поэтому желание чувствовать себя среди коллег комфортно и уверенно вполне понятно. Но, к сожалению, людей, идущих на службу как на праздник, не очень-то много. Часто причиной тому - рабочее окружение. Как и любые человеческие сообщества, трудовые коллективы не могут существовать без конфликтов. Периодически возникают психологические трения, негативные последствия которых известны: снижение работоспособности, понижение мотивации, рост текучести кадров.

Действительно, эта проблема очень актуальна. Нередки случаи, когда работники предпочитают хороший коллектив не только бoльшему денежному вознаграждению за свой труд, но и перспективам карьерного роста. Для многих спокойствие на работе и положительные эмоциональные контакты с коллегами оказываются важнее.

Фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными и психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Поэтому для формирования того или социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества членов, сколько эффект их сочетания.

Целью работы стал анализ проблемы психологического климата в педагогическом коллективе, факторов, его определяющих, а также изучение способов диагностики данной проблемы.

Для раскрытия индивидуальности каждого педагога и на сплочение педагогического коллектива проведены следующие тренинги:

Программа:

1. Тренинг «Давайте познакомимся!»;

2. Тренинг «Хорошее настроение - залог здоровья»;

3. Тренинг «Познай себя»;

4. Тренинг «Я+ТЫ=МЫ»;

5. Тренинг «Невербальные средства общения».

Общая цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними, демократического уровня коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива, раскрытие внутреннего творческого потенциала каждого члена коллектива.

Задачи:

- консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы;

- раскрытие творческого потенциала;

- активизация и укрепление доверия к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности;

- повышение уровня самооценки;

- развитие эмоционального восприятия;

- развитие у педагогов способности к педагогической рефлексии;

- развитие средств эффективного общения педагога с коллегами по работе;

- помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны, повысить уверенность в себе.

По итогам работы проведена Исследование сплоченности коллектива и профессионально-личностных качеств педагогов-воспитателей ДОУ.

Организация и методы исследования

Цель исследования : изучение межличностных отношений, сплочённости коллектива и профессионально-личностных качеств педагогов-воспитателей ДОУ.

Объект исследования : коллектив детского сада (40 человек)

Предмет исследования : сплочённость коллектива, межличностные отношения, профессионально-личностные качества педагогов-воспитателей (включенность, удовлетворенность и потребность в общении с коллективом, стремление быть принятым, контроль над собой, принятие решений и ответственность).

Гипотеза: имеет место взаимосвязь между характеристиками сплочённости и профессионально-личностными качествами педагогов-воспитателей ДОУ

в коллективе.

Задачи:

1. Выявить уровень сплочённости в коллективе

2. Выявить особенности межличностных отношений.

3. Определить профессионально-личностные данные педагогов-воспитателей.

4. Выявить взаимосвязь между показателями сплоченности и профессионально – личностными качествами педагогов-воспитателей ДОУ.

5. Предложить руководителю рекомендации для оптимизации межличностных отношений в коллективе.

Для реализации выделенных задач, нами были отобраны следующие методы исследования - проведение тестирования с использованием следующих методик:

1) Методика №1 Определение индекса групповой сплочённости Сишора.

2) Методика №2 Методика оценки психологической атмосферы в коллективе.

3) Методика №3 Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе.

4)Методика № 4 Диагностика уровня развития группы.

5)Методика №5 Диагностика межличностных отношений (А. А. Рукавишников).

Поставленные цель и задачи определили логику, этапы и комплекс методов экспериментальной работы: теоретический анализ литературы, связанный с различными аспектами проблемы, эксперимент, анализ и обобщение данных полученных экспериментальным путем.

Экспериментальная работа проводилось с сентября по март 2023 года в три основных этапа.

Первый этап – поисковый.

На первом этапе осуществлялось изучение специальной литературы по проблеме исследования, использование опыта по проблеме исследования, формирование целей, задач исследования, подбор методов и методик исследования. Определение базы исследования.

Второй этап – опытно – аналитический.

На втором этапе проводилось основное исследование изучению уровня сплочённости коллектива, межличностных отношений в педагогическом коллективе в МБДОУ Детский сад №14 «Журавлик».

Для решения поставленных задач мы провели количественный анализ результатов исследований по следующим методикам:

1) Методика №1 Определение индекса групповой сплочённости Сишора.

2) Методика №2 Методика оценки психологической атмосферы в коллективе.

3) Методика №3 Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе.

4) Методика № 4 Диагностика уровня развития группы

5) Методика №5 Диагностика межличностных отношений (А. А. Рукавишников).

Третий этап – обобщающий.

На третьем этапе осуществлялась обработка результатов, полученных на диагностическом этапе исследования. Были обобщены материалы исследования, сформированы выводы, выполнено оформление данного исследования.

Для проведения методик было выбрано самое продуктивное время, что позволило спокойно и внимательно проводить исследование. Испытуемым была прочитана инструкция, после сотрудники воспроизводили все то, что от них требовалось.

Выбор экспериментальных методик обусловлен специфической особенностью роли руководителя образовательного учреждения в создании благоприятного психологического климата в коллективе.

Социально-психологическое изучение коллектива и педагогов требует соблюдения определенных требований:

- проведение диагностики одним лицом с соблюдением корректности в проведении исследования и интерпретации полученных данных;

- добровольное участие сотрудников, мотивированность педагогов на реальный результат (не всегда откровенно отвечают на вопросы тестов, боясь пошатнуть свои позиции в коллективе);

Результаты исследования предоставляются руководителю ДОУ в общей анонимной форме, для педагогов проводятся индивидуальные консультации.

Анализ и интерпретация полученных данных

С целью определения уровня групповой сплочённости в коллективе мы выбрали методику Сишора на определение уровня групповой сплочённости. Нами были получены следующие результаты:

Распределение испытуемых по уровням оценки групповой сплочённости

у 40%(10 человек) оценки уровня групповой сплочённости средний

у 48% (24 человек) уровень выше среднего

у 12% (6 человек) высокий уровень

Таким образом, у большой половины коллектива оценки уровня групповой сплочённости средний и выше - среднего. И лишь 12% группы имеет высокий уровень. Значит, группу можно назвать полностью сплочённой. Воспитатели, которые проработали достаточно много лет имеют высокий уровень сплочённости.

Методика на выявление психологической атмосферы в коллективе показала следующие результаты:

Таким образом, 94% (37 человек) считают, что коллектив достаточно дружелюбный, а 6% (3 человека) воздерживаются. 100% (40 человек) определили, что в коллективе преобладает согласие. 86% (33 человек) работников удовлетворены коллективом, 14% (7 человек) работников воздерживаются. 94% (37 человек) считает коллектив достаточно продуктивным, 6% (3 человека) воздерживаются. 88% (34 человек) определило, что в коллективе преобладает теплота, 12% (6 человек) воздерживаются. 96% (38 работников) считают коллектив достаточно согласованным, а 4% (2 человека) воздерживаются. 92% (36 человек) считают, что коллектив достаточно доброжелателен, а 8% (4 человека) воздерживаются. 94% (36 человек) определило, что коллектив достаточно увлечён работой, 6 % (4 человека) воздерживаются. 90% (35 человек) – считают работу занимательным, а 10% (5 человек) воздерживаются. 90% (35 человек)– считают работу коллектива успешным, а 10% (5 человек) воздерживаются.

Полученные результаты указывают на то, что педагогический коллектив положительно настроен. В отношениях между членами коллектива преобладает дружелюбие, согласие, теплота, доброжелательность, продуктивность, увлечённость и успешность в работе. Больше половины опрошенных удоволетворены работой в коллективе. Среди опрошенных также остаются те, кто воздерживается, а это значит, что необходимо работать над улучшением психологической атмосферы в коллективе.

Методика диагностики делового, творческого и нравственного климата в коллективе показала следующие результаты:

1. Распределение испытуемых по уровням оценки развития деловых качеств в коллективе.

98% (39 человек) считает, что коллектив достаточно ответственный. 2% (1 работник) определил, что в коллективе преобладает приспособленчество,14% (7 работников) воздерживаются, 84% (32 человек) считают, что коллектив принципиален. 2% (1 человек) определил, что в коллективе преобладает отчуждённость, 4% (2 человека) воздерживаются, 94% (37) – сотрудничество. 2% (1 человек) определил, что в коллективе преобладает индивидуализм, 10% (5 человек) воздерживаются, 88% (34) считают, что коллектив сплочён и преобладает коллективизм. 86% (33) считают, что в коллективе преобладает деловитость, а 14% (7 человек) воздерживаются. 92% (36) удовлетворены своей работой, 8% (4 работника) воздерживаются.

Полученные результаты обследования указывают на то, что деловые качества коллектива находятся на высоком уровне. Некоторые сотрудники воздерживаются на своих ответах. Может еще они не чувствуют себя частью коллектива и не увлечены работой.

2. Распределение испытуемых по уровням оценки развития творческих качеств в коллективе.

92% (36 работников) считают, что коллектив увлечён работой, 8% (4) –воздерживаются. 92% (36) работников считают коллег целеустремлёнными, 8% (4)- воздерживаются. 2% (1) считает коллектив консерваторами, 16% (8)-воздерживаются, 82% (31) – новаторами. 92% (36) определили коллектив оптимистами, 8% (4)-воздерживаются. 2% (1) считает, что коллеги пассивны, 8% (4)-воздерживаются, 90% (35) определили, что в коллективе преобладает энтузиазм. 92% (36) выявили прогресс, 8% (4)-воздерживаются.

По результатам данного обследования можно сказать, что преобладают положительные характеристики творческих качеств коллектива. Есть и сотрудники, которые воздерживаются. В работе педагогического коллектива очень важны данные качества, поэтому необходимо провести работу по повышению уровня творческих качеств (заинтересовать и поощрять работу педагогов).

3. Распределение испытуемых по уровням оценки развития нравственных качеств в коллективе.

94% (37) определили коллектив доброжелательным, 6% (3) человека воздерживаются. 90% (35) считают, что, коллектив – честный, 10% (5)-воздерживаются. 92% (36) человек считает, что в коллективе преобладает дружелюбие, 8% (4)-воздерживаются. 88% (34 человека) считают, что коллектив достаточно часто поощряют, 12 % (6 работников) - воздерживаются. 94% (37 человека) считают, что коллектив социально защищён, 6% (3) – воздерживаются. 94% (37) считают, что на работе есть условия для профессионального роста, 6% (3) – воздерживаются.

Результаты обследования указывают на то, что деловые, творческие нравственные качества коллектива находятся на высоком уровне. Большинство считают что руководитель чаще поощряет, чувствуют себя социально защищёнными, видят перспективы профессионального роста. Ответы опрошенных очень хорошо отражают работу руководителя в коллективе. Педагоги видят много перспектив в работе, а значит они заинтересованы в результате. Оптимистичны и полны работать с большим энтузиазмом.

Методика диагностики уровня развития группы

Распределение испытуемых по уровням развития группы.

Критерии Низкий Средний Высокий

Уровни развития группы «Мягкая глина»

11 «Алый парус»

20

«Мерцающий маяк»

9

Таким образом, группа получилась не однородная, ответы не согласованны, т. е группа разбита на подгруппы.

Характеристики полученных групп:

Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация. Скрепляющее звено - формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей.

Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение группы. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного, то есть дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки.

Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства Мы. Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует.

Такая разнородность групп объясняется тем, что все сотрудники разного возраста, и имеют разный трудовой стаж (кто-то давно работает, а кто-то только пришёл). Однако, группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя тренинги. Хорошо помогает общее дело.

Последняя проведённая нами методика выявила следующие уровни межличностных отношений в коллективе :

Распределение испытуемых по уровням развития межличностных отношений в коллективе.

- Включение (чувство среди коллектива, общение)

Средний - 27 Высокий - 13

- Контроль (принятие решений)

Низкий - 4 Средний - 30 Высокий - 6

- Аффект (близкие отношения)

Низкий - 4 Средний - 23 Высокий - 13

- Аффект (эмоциональное отношение)

Низкий - 4 Средний - 26 Высокий – 10

73% (27 человек) чувствуют себя в коллективе удовлетворённо, 27% (13 человек) – чувствуют себя хорошо среди коллег. 8% (4 человека) не хотят чтобы их контролировали, не имеют сильной потребности быть принятыми остальными. 10 человек проявляют дружеские и теплые отношения, 26 человек относятся удовлетворенно, а 4 человека не стремятся проявлять дружеские чувства.

Результаты обследование показывают, что члены коллектива стремятся устанавливать близкие эмоциональные отношения. Но не все общаются с некоторыми коллегами, а также не стремятся и избегают брать на себя ответственность за принятие решений. Большинство опрошенных чувствуют себя удовлетворённо в коллективе. Необходимо продолжать работу по сплочённости коллектива.

Рекомендации по созданию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе на основе полученных данных.

В современных условиях на образовательные учреждения возлагаются ответственные задачи. Психологическая работа образовательных учреждений основывается на разных принципах. Одним из которых является – принцип психологической комфортности. Он предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание в учреждении доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей отечественной психологии.

В ходе методической работы по улучшению психологического климата в коллективе наметили решение следующих задач:

· систематически отслеживать психолого-педагогический статус педагога;

· снимать психоэмоциональное напряжение коллектива через снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;

· создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи сотрудникам, имеющим проблемы;

· помощь воспитателю в целях осознания им своего профессионализма и личностного роста.

Формирование положительного психологического климата является одним из механизмов сплочения любого коллектива.

Для формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, необходимо:

- иметь в образовательном учреждении систему морального и материального поощрения работников;

- не создавать конфликтные ситуации как по горизонтали, так и по вертикали;

- не нарушать правила внутреннего распорядка, трудовой дисциплины и требований охраны труда и техники безопасности со стороны всех участников образовательного процесса;

- учиться ставить для себя достижимые цели;

- развиваться;

- быть положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих;

- учиться терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их;

- избегать ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным;

- учится методам расслабления;

- проявлять искренний интерес и внимание к другим людям;

- быть приветливым, доброжелательным, создавать благоприятную атмосферу;

- уметь терпеливо слушать других. Проявлять внимание и сочувствие при слушании;

- хвалить коллег за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренне;

- делать так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.

Таким образом, необходимо стремление к созданию условий для поддержания благоприятного психологического климата. Для этого необходимо чётко выстроить методическую работу и совместную деятельность дошкольного образовательного учреждения.

Публикации по теме:

Исследование игровой деятельности в первой младшей группе. Первая часть Цель: исследование педагогических условий для развития игровых умений и игровой деятельности детей младшего возраста. Задачи: - изучить.

Фотоотчет «Для дружного коллектива ЧС не страшна»Фотоотчет «Для дружного коллектива ЧС не страшна» Много раз убеждалась и убеждаюсь в том, что от сплоченности коллектива многое зависит и многое можно преодолеть. Вчерашний день был тому.

Фотоотчёт «Исследование роста растений. Огород на подоконнике»Фотоотчёт «Исследование роста растений. Огород на подоконнике» Дети - маленькие исследователи окружающего мира. Маленькие "Почему?", "Зачем?", "Что?", "Где?", "Когда?". Им всё интересно. Мы - педагоги.

Исследование игровой деятельности в первой младшей группе. Заключительная часть Анализ результатов исследования. Исследование игровой деятельности позволяет сделать следующие выводы: 1. Игра, как ведущий вид деятельности.

Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Исследование давления воздуха»Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Исследование давления воздуха» Цели: - развивать у детей любознательность и интерес к исследовательской деятельности; - исследование давления воздуха; - развивать.

Опыт «Исследование содержания железа в яблоках». Экспериментальная деятельность детейОпыт «Исследование содержания железа в яблоках». Экспериментальная деятельность детей Во время занятий по теме «Фрукты» старались донести до сознания ребят, что все фрукты не только вкусны, но и полезны. Особенно полезны.

Сценарий 8 марта для коллектива 2016 год СЦЕНАРИЙ 8 МАРТА. (ПРИ ВХОДЕ В ЗАЛ, ВСЕ БЕРУТ КАРТИНКИ ЦВЕТОВ ИЗ КОРЗИНКИ) Начинается праздничная программа с песни муз. руководителя….

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Тренинг для коллектива ДОУ на развитие сплоченности. Тренинг для коллектива ДОУ на развитие сплоченности. Я работаю в детском саду воспитателем и по совместительству психологом. На одном из.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование сплоченности коллектива
Опубликовано: 14 апреля 2023 в 10:21
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследование сплоченности коллектива» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Смирникова (УИ 94585) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД