Ирина Черткова
Искусство педализации
▼ Скачать + Заказать документы
Обучать педализации нельзя. Можно воспитывать понимание музыки и педальное чутье. Для этого с самых первых шагов ребенок должен осознавать цель и результат управления педалью. Педаль вначале приходится подсказывать, при этом, однако необходимо, чтобы ученик сам проверял слухом: то ли получается, что намечено. Он должен знать, чего он хочет, и достигает ли он цели. Вписывать педализацию в ноты на первых порах нежелательно, а потом очень вредно. Это означает: методически лишать ученика инициативы в очень важной и тонкой области. Ученик должен знать для чего он педализирует, должен слухом и сознанием охватывать цель, чтобы осуществление ее постепенно становилось бессознательным. Он должен научиться управлять «рулем звучания». Конечно, для памяти не внимательным ученикам возможно вписывать педальную идею в ноты. Всматривание в педальную запись и автоматизация двигательного процесса надолго тормозят развитие управления педалью по слуху и смыслу. Иногда без педальной «шпаргалки» ученик беспомощен, или в случае изменения педали, должен ее переучивать. Ни заучивать, ни переучивать педализацию нельзя. Смысл ее, как и всего комплекса музыкальной выразительности, нужно понимать, а не запоминать.
Публикация «Искусство педализации» размещена в разделах
Для того, чтобы педаль не заменяла игры legato пальцами, полезно учить некоторые требующие певучей связанности места без педали. «Мышечное» legato, ощущение соединения в руке - смычок пианиста.
Техническую работу также нельзя производить на педали, мешающей точно услышать динамические и ритмические соотношения. Но выучивать пьесу без педали, а потом прибавлять педализацию - нецелесообразно и неверно. Нужно сразу слышать музыку на полноценном рояле, пользоваться педалью уже при разборе и включать ее сразу же в общий комплекс звучания. Потом от нее можно и следует отказываться в рабочем, лабораторном порядке, но не допускать обособленного привешивания ее к игре руками. Нога, как и руки, должна помогать верно, творчески вообразить и услышать музыку. Это возможно на довольно ранних стадиях, например: «Похороны куклы» П. И. Чайковского, «Маленький романс» Р. Шумана- звучание требует слитности, недоступной пальцам. Запаздывающая педаль легко усваивается, если ребенок знаком с ней. Только тогда можно играть эти пьесы - пусть ученик приспособляется к верному звучанию. (Прием обучения запаздывающей педали - играть гамму одним пальцем на non legato и добиваться ее связности и чистоты).
В вальсе П. И. Чайковского из «Детского альбома» нужно знакомство с танцевальной, ритмической, то есть прямой педалью. Эти два первичных вида педали вполне доступны детскому пониманию и усвоению. Приучать к владению неполным нажатием можно на очень ранних ступенях- чем раньше, тем лучше.
Ученику, который уже научился управлять педалью, можно просто сказать: «Играй с педалью». Если последует вопрос: «А как?», ответить: «Как хочешь, как тебе нравится». И потом уже объяснить: в чем его ошибки, что неверно звучит и почему. Когда у ребенка уже есть привычка педальной инициативы, можно и заранее объяснить педализацию, то есть направить его внимание на ее цели, например на необходимость legato или пауз, необходимость удержанной гармонии, неполной педали.
В более тонких и сложных случаях нужно вместе с учеником работать над педализацией, быть его дополнительными ушами, подталкивать его воображение, помогать разбираться, что мешает его звуковому намерению. Проверка в медленном темпе педализации в быстрой музыке иногда невозможна, так как картина сочетаний начал и продолжений звука меняется. Педаль, как динамика и ритмика, приобретает свой смысл лишь в движении. И как нельзя в пассаже точно установить силу каждой ноты и обучить этому ученика, так и педализация, базируясь на уловимой идее, неуловимо следует за музыкой, гибко подчиняясь трепетной изменчивости ритма, интонации, динамики, регистровых соотношений, всему комплексу, выражающему эмоциональную природу и идейное содержание музыки. Педаль идет «нога об руку» со всеми исполнительскими намерениями. Борьба с ударным звукоизвлечением, с сухостью рояля принадлежит педали. Умные ноги требуют умных рук. Но это всегда совпадает, так как основа - умные уши.
Педаль - жизненная влага фортепианного звучания, его дыхание, его душа. Нажатая педаль открывает все струны, поднимая демпферы, и тогда извлеченный звук попадает в атмосферу вибраций «дружественных» струн, становится полнее, богаче обертонами, лучше несется в пространство – смягчается контраст между рождением звука и его дальнейшей жизнью.
А. Рубинштейн: «Педаль- душа рояля»