Ирина Гранкина
Искусство оригами для развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Искусство оригами для развития ребёнка
В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребёнка. Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у детей умению учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребёнка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, произнёс первое слово, и вот, он уже весело скачет по дорожке, делится своими впечатлениями, с удовольствием выполняет поручение. Поражает быстрота его успехов: вчера ещё не мог, сегодня уже справляется. Постоянное движение ребёнка вперёд, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности - всё это факты, характеризующие развитие ребёнка.
Публикация «Искусство оригами для развития ребёнка» размещена в разделах
Проходит семь лет, и ребёнок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. С первых же дней в школе ребёнок должен сидеть за партой 45 минут, держать определённым образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребёнка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовить ребёнка к этому важному моменту в жизни поможет конструирование – занятие близкое ему и доступное.
Содержание обучения конструированию включает разные формы его организации: конструирование и ручной труд. Конструирование из строителя и конструирование из бумаги.
Оригами. Что же такое оригами? Оригами – это искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания бумаги. Оригами пришло к нам из Японии, но зародилось оно в Древнем Китае, т. к. бумагу открыли именно там. Не перечислить всех достоинств искусства оригами в развитии ребёнка.
Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой. Оригами развивает у детей способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.) одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся знакомыми сказочными героями, играют на пианино и т. д. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Важным условием проведения занятий по оригами, является связь со всеми сторонами образовательного процесса, проводимого по ознакомлению с окружающим, развитию речи, чтению художественной литературы. Поэтому нужно опираться на те знания, представления, которые получают дети на других занятиях.
Систематические занятия с ребёнком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Ожидаемые результаты:
- Продолжить знакомить детей с искусством оригами;
- Продолжают учиться различным приемам работы с бумагой;
- Знают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- Продолжают учиться следовать устным инструкциям, создавая изделия оригами;
- Создают композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- Развивают внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- Овладели навыками культуры труда;
- Улучшают свои коммуникативные способности и приобретают навыки работы в коллективе.
Методы работы:
1. Словесный (беседа, рассказ, инструкция).
2. Наглядный (иллюстрации, наблюдения, показ, мультимедийные материалы).
3. Практический (изготовление поделок).
4. Репродуктивный (воспроизведение детьми полученных знаний).
5. Поисковый (совместный поиск решения поставленных задач).