Курбатова Варвара
ИОП для ребёнка с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
ИОП для ребёнка с умственной отсталостью
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п Название материала Стр.
1 Пояснительная записка 3
1.1 Цель психолого-педагогического сопровождения 3
1.2 Задачи психолого-педагогического сопровождения 3
1.5 Основания разработки индивидуальной образовательной програм-мы (№ протокола, рекомендации ПМПК) 4
1.6 Заключение по результатам обследования специалистами МАДОУ (характер имеющихся нарушений) 4
1.7 Ответственные за составление и реализацию ИОП 6
1.8 Планируемые результаты освоения программы 6
2 Содержание программы 8
2.1 Основные особенности развития детей с ЗПР 8
Публикация «ИОП для ребёнка с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
2.2 Структура психолого-педагогического процесса коррекции 13
2.3 Лист медицинского сопровождения 14
2.4 Лист здоровья 14
2.5 Лист индивидуального сопровождения ребенка педагогом-психологом 15
2.6 Лист индивидуального сопровождения ребенка учителем-логопедом 18
2.7 Лист индивидуального сопровождения ребенка воспитателем 20
2.8 Лист педагогического сопровождения ребенка музыкальным руко-водителем 23
2.9 Лист педагогического сопровождения ребенка инструктором по фи-зическому воспитанию 25
3 Работа с родителями 28
4 Работа с детьми группы 29
5 Организация оценки индивидуального развития. 29
6 Информационное обеспечение 29
Приложение 1
Карта оценки индивидуального развития ребенка (3-4 лет) 31
Приложение 2
Карта оценки индивидуального развития ребенка (5-6 лет) 34
Приложение 3
Карта оценки индивидуального развития ребенка (6-7 лет) 38
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цель психолого-педагогического
сопровождения Оказание комплексной помощи – организация специаль-ной образовательной среды и социума для ребенка; со-действие социализации и максимальное развитие потен-циала ребенка.
1.2. Задачи психоло-го-педагогического сопровождения: • охрана и укрепление физического и психического здо-ровья ребенка, в том числе эмоционального благопо-лучия;
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития;
• обеспечение преемственности целей, задач и содержа-ния образования, реализуемых в рамках образова-тельной программы;
• создание благоприятных условий для развития ребен-ка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• объединение обучения и воспитания в целостный об-разовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и приня-тых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, разви-тия их социальных, нравственных, эстетических, ин-теллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, форми-рования предпосылок учебной деятельности;
• обеспечение вариативности и разнообразия содержа-ния Программы и организационных форм работы с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья ребенка;
• формирование социокультурной среды, соответству-ющей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям ребенка;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки се-мьи и повышения компетентности родителей в вопро-сах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.
• обеспечение проведения комплексного обследования ребенка и подготовки рекомендаций по оказанию пси-холого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
• обеспечение своевременной специализированной по-мощи в освоении содержания программы и коррек-цию недостатков ребенка в условиях дошкольного об-разовательного учреждения;
• обеспечение непрерывности специального сопровож-дения ребенка и семьи по вопросам реализации, диф-ференцированных психолого-педагогических условий образования, коррекции, развития и социализации де-тей.
1.3. Основания раз-работки ИОП
(№ протокола, ре-комендации ПМПК) Заключение о создании специальных условий для полу-чения образования обучающемуся с ОВЗ, инвалидно-стью
1.4. Заключение по результатам обсле-дования специали-стами МАДОУ (ха-рактер имеющихся нарушений) По результатам наблюдений за индивидуальным раз-витием ребенка на первый план выходит трудность уста-новления вербального контакта.
Ребенок может инициировать «глазной контакт», ис-следует предметы различными способами: разглядывает предмет в руке, перекладывает предмет из одной руки в другую, стучит двумя предметами друг о друга, строит башню из кубиков, собирает пазлы. Охотно разглядыва-ет новый материал. Владеет способностью различать ос-новные цвета на невербальном уровне. Соотносит формы (игра геометрические пирамидки) методом проб и оши-бок. Обычную пирамидку собирает хаотично. Не имеет сформированные представления о пространственных от-ношениях.
Легко идет на контакт, сам привлекает взрослого в свою деятельность, навыки социального поведения на низком уровне. Наблюдается «полевое» поведение (рас-торможенность, несобранность, отвлекаемость).
Не всегда понимает обращенную речь, на свое имя от-кликается, не всегда понимает и выполняет инструкции. Действие на изменения в окружающей обстановке - сту-пор, растерянность. Зрительный и телесный контакт под-держивает охотно. Владеет некоторыми простейшими навыками самообслуживания.
Саморегуляция поведения развита недостаточно, но поддается организации. Обучаемость затруднена. Необ-ходимы все виды помощи, которые не всегда эффектив-ны.
Игровая деятельность –предметно-манипулятивная.
Познавательный интерес достаточно выражен к рисо-ванию, разглядыванию картинок, конструкторам.
Навыки имитации выражены слабо – может похлопать в ладоши, выполнять упражнения руками, но не всегда.
Крупная моторика развита средне: умеет бегать, пры-гать, приседать. Страх перед лестницей на шведской стенке.
Мелкая моторика развита слабо – может самостоя-тельно черкать, рисовать линию, округлые формы. Са-мостоятельно может мелко нарвать бумагу. Собирает мозаику без учета формы и цвета. Самостоятельно ест, ложку держит правильно. Получает удовольствие от так-тильных контактов.
Несформированность всех компонентов речи, четко выговаривает 2 слова: «мама», «пока». Много отдельных звуков, в основном гласные 1 порядка. Вербальная ими-тация отсутствует.
Любит слушать музыку, пытается танцевать.
Навыки самостоятельности недостаточны – необходи-ма организующая, направляющая, обучающая помощь, порой массивная, поддается организации при условии высокого темпа, смены видов деятельности.
Работоспособность нестабильная. Концентрация и устойчивость внимания недостаточные.
Навыки конструктивного взаимодействия сформиро-ваны недостаточно, в коммуникацию с детьми вступает, при инициативе со стороны детей вступает в игру охот-но.
Учебное поведение не сформировано, ЗУН не соответ-ствуют возрасту.
Обучаемость лучше в ситуации, когда заинтересован, организован на работу.
Навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки сформированы достаточно – ребенок умеет само-стоятельно одеваться и раздеваться, но не умеет вывора-чивать одежду, путает ботинки. Держит ложку, ест сам.
1.5. Ответственные за составление и ре-ализацию ИОП Педагог-психолог
Педагог-логопед
Воспитатель группы
Музыкальный руководитель
Инструктор по физической культуре
1.6. Планируемые результаты освое-ния программы С учетом индивидуальной программы реабилитации ребенка прогнозируемый результат:
• возможно частичное восстановление (компенсация) функций общения, контроля за своим поведение, вос-становление социально – средового статуса.
• ребенок овладеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и частично само-стоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятель-ности, конструировании и др. ; научится выбирать себе род занятий;
• ребенок овладеет установкой положительного отно-шения к миру, другим людям и самому себе, овладеет чувством собственного достоинства;
• научится договариваться, адекватно проявляет свои чувства;
• научится подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• Ребенок овладеет звукоподражательной речью;
• развитие крупной и мелкой моторики у ребенка;
• сможет соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• овладеет начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором она живет; овладеет эле-ментарными представлениями из области живой при-роды;
2. Содержание программы
2.1 Основные психологические особенности развития детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Дети с задержкой психического развития приходят к школе со следующими особенностями, которые выражаются в отсутствии школьной готовности: знания и представления об окружающей действительности у них неполноценны, обры-вочны, основные мыслительные операции сформированы недостаточно, а имею-щиеся неустойчивы, познавательные интересы выражены крайне слабо, учебная мотивация отсутствует, проявляемое ими желание идти в школу связано лишь с внешней атрибутикой (приобретение ранца, карандашей, тетрадей и т. п., речь не сформирована до необходимого уровня, в частности отсутствуют даже элементы монологической речи, произвольная регуляция поведения отсутствует.
Вследствие этих особенностей детям с задержкой психического развития чрезвычайно трудно соблюдать режим, подчиняться четким правилам поведения, т. е. обнаруживаются трудности школьной адаптации. Во время занятий они не могут усидеть на месте, вертятся, встают, перебирают предметы на столе, лезут под стол. Бесцельно бегают, кричат, часто затевают бессмысленную возню. Су-щественную роль в таком поведении играет и свойственная большинству из них гиперактивность.
Учебная деятельность их характеризуется низкой продуктивностью: они ча-сто не усваивают задания, даваемые педагогом, не могут на относительно дли-тельное время сосредоточиться на их выполнении, отвлекаются на любые посто-ронние стимулы.
Особенности внимания
У детей с задержкой психического развития внимание неустойчиво. Эта не-устойчивость проявляется по-разному. У одних детей в начале выполнения зада-ния наблюдается максимальная для них сосредоточенность, которая неуклонно снижается по мере продолжения деятельности, и ребенок начинает делать ошибки или совсем перестает выполнять заданное. У других наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода выполнения заданных действий, а затем постепенно снижается. Есть дети, у которых наблюдаются периодические колебания внимания. Обычно устойчивое выполнение какой-либо деятельности ограничивается 5 -- 7 минутами.
Неустойчивость внимания сочетается с повышенной отвлекаемостью. Шум автомашины за окном, пролетающая птица - любые посторонние стимулы при-влекают к себе внимание детей, и они перестают выполнять задания или слушать педагога.
Восприятие
При отсутствии первичных недостатков зрения, слуха и других видов чув-ствительности у детей отмечаются замедленность и фрагментарность восприятия, трудности выделения фигуры на фоне и деталей в сложных изображениях.
Вместе с тем не наблюдается каких-либо трудностей в узнавании детьми зна-комых им объектов на реалистических изображениях, что дополнительно свиде-тельствует об отсутствии первичной недостаточности сенсорных функций.
Неточность и замедленность восприятия в наибольшей мере проявляются в додошкольном возрасте, когда обнаруживаются связанные с недостатками вос-приятия ошибки при воспроизведении фигур по зрительно представленным об-разцам и т. п. В наибольшей мере эти недостатки проявляются при усложнении и ухудшении условий восприятия, когда, например, изображения демонстрируют-ся повернутыми или когда уменьшается их яркость и четкость.
С возрастом восприятие детей с задержкой психического развития совер-шенствуется, особенно значительно улучшаются показатели времени реакции, отражающие скорость восприятия.
Исследователи отмечают также зависимость восприятия от уровня внимания.
Рассмотренные недостатки восприятия могут преодолеваться путем специ-альных коррекционных занятий, которые должны включать развитие ориентиро-вочной деятельности, формирование перцептивных операций, активное оречев-ление процесса восприятия и осмысление образов.
Память
С началом обучения значение памяти в деятельности ребенка значительно возрастает, поскольку запечатление, сохранение и воспроизведение информации являются необходимыми условиями овладения системой знаний.
Согласно общепринятым представлениям и мнениям педагогов, дошкольни-ки с задержкой психического развития значительно хуже запоминают и воспро-изводят учебный материал, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Особенности непроизвольного запоминания, которое изучается обычно при-емом оценки результатов запоминания объектов какой-то мыслительной деятель-ности, например изображений каких-то объектов, или результатов запоминания содержания прослушанного рассказа.
Как и у нормально развивающихся детей, показатели запоминания нагляд-ного материала были более высокими, чем словесного.
Все большую роль в додошкольном возрасте начинает играть произвольное запоминание. В процессе учения перед ребенком встают разнообразные мнемиче-ские задачи, различающиеся требованиями ко времени, объему и точности запо-минания.
У нормально развивающихся детей в ответ на эти требования интенсивно формируются приемы заучивания и опосредования. Произвольное запоминание у детей с задержкой психического развития формируется значительно более мед-ленными темпами.
Анализ результатов экспериментальных исследований и наблюдений за детьми в процессе запоминания и воспроизведения, в том числе в процессе учеб-ной деятельности, позволил выделить ряд качественных особенностей памяти, от-личающих их от нормально развивающихся детей.
К таким особенностям относятся:
- недоразвитие самоконтроля, которое проявляется наиболее ярко в привне-сениях при воспроизведении и в изменениях слов, предлагавшихся для запоми-нания;
- слабая избирательность памяти, что показано в экспериментах на опосред-ствованное запоминание, когда вместо слова, для запоминания которого была выбрана определенная картинка, воспроизводилось название предмета, на ней изображенного;
- неумение преднамеренно применять рациональные способы запоминания (например, использовать план при запоминании связного текста или определен-ным образом соотнести, осмыслить запоминаемый материал);
- низкая мыслительная активность в процессе воспроизведения.
Мышление
Мышление как мыслительная деятельность всегда независимо от ее вида представляет собой решение какой-то задачи. Эта задача может быть поставлена субъектом мыслительной деятельности. То есть по отношению к решающему по-становка задачи может быть как пассивной, так и активной.
Нормально развивающиеся старшие дошкольники характеризуются уже умением самостоятельно ставить вопросы и находить их решение. Такая поста-новка задач - одно из проявлений познавательной активности. У детей с задерж-кой психического развития познавательная активность крайне низка, что является наиболее выраженным проявлением низкого уровня их психической активности в целом и крайне слабой познавательной мотивации. В свою очередь низкий уро-вень познавательной мотивации приводит к тому, что у младших детей рассмат-риваемой категории в отличие от нормально развивающихся редко обнаружива-ется готовность к решению мыслительных задач